устройство светозащиты кабины летчика
Классы МПК: | B60J3/02 с регулируемым положением B64C1/14 окна; двери; крышки люков, смотровые панели; наружные элементы конструкции; фонари; козырьки |
Автор(ы): | Беленовский Виктор Иванович (RU), Горобец Александр Васильевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева" (ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-06-23 публикация патента:
20.12.2012 |
Изобретение относится к авиации, в частности к светозащитным устройствам кабин самолетов или пилотируемых летательных аппаратов, и может быть использовано в других наземных или водных транспортных средствах. Устройство светозащиты кабины летчика содержит светофильтр (1), установленный на лобовом стекле кабины летательного аппарата посредством узла крепления (2). Узел крепления (2) установлен на направляющей (3) светофильтра (1). Узел крепления (2) содержит кронштейн (4) с расположенным внутри подпружиненным толкателем (8), взаимодействующим с направляющей (3) посредством рычагов (6) с упорами (13). Упоры (13) фиксируют светофильтр (1) в любом положении на направляющей (3). Достигается повышение надежности и долговечности устройства светозащиты, охватывающего большое рабочее пространство лобового стекла кабины летчика. 6 ил.
Формула изобретения
Устройство светозащиты кабины летчика, содержащее светофильтр, установленный на лобовом стекле кабины летательного аппарата посредством узла крепления, отличающееся тем, что оно снабжено направляющей перемещения светофильтра, на которой размещен узел крепления, состоящий из кронштейна с расположенным внутри подпружиненным толкателем, взаимодействующим с направляющей посредством рычагов с упорами, позволяющими зафиксировать светофильтр в любом положении на направляющей.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области авиации, в частности к светозащитным устройствам кабин самолетов или любых пилотируемых летательных аппаратов, и может быть использовано в других наземных или водных транспортных средствах.
Известен противосолнечный щиток (1), содержащий экран, шарнирно установленный на кронштейне, состоящий из крепежной и осевой частей, на последнюю из которых надета поворотная секционная втулка, связанная с экраном через крепежную пластину с выемкой между секциями и зафиксированная на осевой части кронштейна за счет сил трения. Одна из секций расположена с радиальным смещением относительно оси кронштейна, а осевая часть кронштейна выполнена с выемкой для обеспечения радиального смещения упомянутой секции относительно оси шарнирного соединения. Центральная секция расположена с радиальным смещением относительно оси кронштейна.
Недостатками такого щитка являются низкая надежность фиксации экрана от поворота, недолговечность работы устройства от быстрого износа контактируемых деталей, а также малое рабочее пространство лобового стекла, закрываемое козырьком.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является противосолнечный щиток (2).
Противосолнечный щиток содержит поворотную упругую панель, снабженную отбортовкой для размещения оси, и фиксатор угла поворота панели, выполненный в виде болта с регулировочной гайкой, расположенного перпендикулярно отбортовке и установленного в отверстии втулки, охватывающей ось, выполненной в виде опорных выступов отбортовки, расположенных один относительно другого зазором, в котором размещен болт, проходящий через втулку, выполненную разрезной, и связанный с поворотным рычагом, шарнирно закрепленным на окантовке лобового стекла.
Недостатком данного технического решения является малый охват рабочего пространства, закрываемого щитком.
Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является устранение указанных недостатков, а именно повышение надежности и долговечности устройства светозащиты, охватывающего большее рабочее пространство лобового стекла кабины летчика.
Поставленная задача решается в результате того, что устройство светозащиты кабины летчика, содержащее светофильтр, установленный на лобовом стекле кабины летательного аппарата посредством узла крепления, снабжено направляющей перемещения светофильтра, на которой размещен узел крепления, состоящий из кронштейна с расположенным внутри подпружиненным толкателем, взаимодействующим с направляющей посредством рычагов с упорами, позволяющими зафиксировать светофильтр в любом положении на направляющей.
Таким образом, заявляемая конструкция устройства светозащиты соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими защищенными патентами техническими решениями в данной области техники, не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень». Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где
- на Фиг.1 - показан общий вид устройство светозащиты;
- на Фиг.2 - вид сбоку на устройство светозащиты в рабочем положении;
- на Фиг.3 - вид сбоку на устройство светозащиты в убранном положении;
- на Фиг.4 - конструкция узла крепления устройства светозащиты;
- на Фиг.5 - вид А;
- на Фиг.6 - рабочее пространство устройства светозащиты.
Устройство светозащиты кабины летчика содержит светофильтр 1, например, из цветного органического стекла непрозрачной пластмассы или пенополиуретана, узел крепления 2 светофильтра 1 и направляющую 3, выполненную, например, в виде рельса.
В свою очередь, узел крепления 2 светофильтра 1 на направляющей 3 состоит из кронштейна 4, направляющих штырей 5, запрессованных в кронштейн 4, рычагов 6, вращающихся в ушках кронштейна на валиках 7, толкателей 8, опирающихся на пружину 9. Проточка для толкателей 8 образована в цилиндрической части кронштейна 4, которая покрыта слоем резины 10, в целях лучшей фиксации светофильтра 1 при помощи хомута 11 и гайки 12.
Обе половинки хомута 11 огибают цилиндрическую часть кронштейна 4 и, вращаясь вокруг него, меняют положение светофильтра 1 относительно лобового стекла, выдвигая или убирая светофильтр 1 из поля зрения. С помощью гайки 12 создается необходимая сила прижима хомута 11 для удержания светофильтра во всех возможных положениях относительно лобового стекла. Для увеличения сил трения, удерживающих хомут 11, служит слой резины 10.
Работа устройства заключается в следующем.
Кронштейн 4 посредством штырей 5 входит в пазы направляющей 3. В статическом состоянии толкатели 8 под действием пружины 9 отжимают рычаги 6, которые своими упорами 13 прижимают кронштейн 4 к направляющей 3 и не дают светофильтру 1 двигаться по направляющей 3. Для увеличения сил трения и для исключения износа рельса упоры 13 обрезинены. Для передвижения светофильтра 1 по направляющей 3 влево-вправо необходимо большим и указательным пальцами руки сжать собачки рычагов 6, преодолев силу пружины 9, и передвинуть светофильтр 1 в необходимое положение по направляющей 3. При опускании руки пружина 9 разожмет толкатели 8 и через рычаги 6 прижмет упоры 13 к направляющей 3. Узел крепления 2 светофильтра 1 зафиксируется на направляющей 3.
Таким образом, повышается надежность и долговечность устройства светозащиты, охватывающего наиболее расширенное рабочее пространство лобового стекла кабины летчика.
В настоящее время выпущены рабочие чертежи, предлагаемое изобретение установлено в кабине серийно выпускаемого самолета.
Литература
1.Патент SU № 677642, М. Кл. 2В60L 3/02, 24.06.76 г.
2. Авторское свидетельство SU № 270518. МПК B60J 3/02, 03.01.69 г.
Класс B60J3/02 с регулируемым положением
Класс B64C1/14 окна; двери; крышки люков, смотровые панели; наружные элементы конструкции; фонари; козырьки