способ реконструкции судна и судно
Классы МПК: | B63B9/04 способы реконструкции судов, например с целью увеличения тоннажа |
Автор(ы): | Медведев Александр Михайлович (RU), Брынцев Александр Михайлович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-08-30 публикация патента:
20.03.2006 |
Изобретение относится к технологии судоремонта и может быть использовано при проектировании, ремонте и модернизации судов. Способ реконструкции судна, имеющего корпус, включающий в себя носовую секцию, имеющую цилиндрическую вставку среднюю секцию с грузовыми трюмами, разделенными поперечными переборками, и кормовую секцию, заключается в том, что его разрезают на две части, раздвигают на длину вставляемого дополнительного блока, вставляют последний с возможностью сохранения уровня палубы и высоты надводного борта средней секции и соединяют его с корпусом посредством прикрепления к разрезанным частям. Корпус судна разрезают в области цилиндрической вставки средней секции вблизи поперечной переборки между двумя соседними грузовыми трюмами, причем вставленный дополнительный блок сохраняет ширину и форму вставки средней секции судна. Дополнительный блок может оборудоваться дополнительным грузовым трюмом. Носовая секция корпуса судна может быть снабжена подруливающим устройством и может быть дооборудована помещением для обслуживания последнего. Технический результат заключается в повышении эффективности эксплуатации ранее построенного судна путем обеспечения существенного увеличения его грузоподъемности при максимальной простоте способа реконструкции судна. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Способ реконструкции судна, имеющего корпус, включающий в себя носовую секцию, имеющую цилиндрическую вставку среднюю секцию с грузовыми трюмами, разделенными поперечными переборками, и кормовую секцию, заключающийся в том, что корпус судна разрезают на две части, раздвигают на длину вставляемого дополнительного блока, вставляют последний с возможностью сохранения уровня палубы и высоты надводного борта средней секции и соединяют его с корпусом посредством прикрепления к разрезанным частям, отличающийся тем, что корпус судна разрезают в области цилиндрической вставки средней секции вблизи поперечной переборки между двумя соседними грузовыми трюмами, причем вставленный дополнительный блок сохраняет ширину и форму цилиндрической вставки средней секции судна.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительный блок оборудуют дополнительным грузовым трюмом.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, в носовой секции корпуса устанавливают подруливающее устройство и оборудуют помещение для обслуживания подруливающего устройства.
4. Судно, включающее корпус, содержащий носовую секцию, имеющую цилиндрическую вставку среднюю секцию с грузовыми трюмами, разделенными поперечными переборками, и кормовую секцию, а также дополнительный блок, вставленный с возможностью сохранения уровня палубы и высоты надводного борта средней секции, отличающееся тем, что дополнительный блок вставлен в цилиндрическую вставку средней секции корпуса судна вблизи поперечной переборки между двумя соседними грузовыми трюмами, причем вставленный дополнительный блок выполнен шириной, равной ширине цилиндрической вставки, и формой, аналогичной форме последней.
5. Судно по п.4, отличающееся тем, что дополнительный блок снабжен дополнительным грузовым трюмом.
6. Судно по п.4, отличающееся тем, что носовая секция корпуса судна снабжена подруливающим устройством и дооборудована помещением для обслуживания последнего.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судоремонту и может быть использовано при проектировании, ремонте и модернизации судов.
В настоящее время на морском транспорте используется большое количество судов, имеющих средний возраст. Известные суда использовать еще можно, однако их грузоподъемность не отвечает современным грузоперевозкам, а строить новые суда - дело дорогостоящее.
Известен способ удлинения корпуса судна путем вставки нового блока в его нецилиндрическую часть с предварительным ее разрезанием на два участка, при котором разрезанные участки нецилиндрической части раздвигают на заданное удлинение корпуса судна, а затем теоретическими поперечными разрезами находят минимальное расстояние между раздвинутыми частями корпуса (см. авт. св. СССР №477884 на изобретение "Способ удлинения корпуса судна", МПК (2) В 63 В 9/00. Дата приоритета от 03.05.1973, дата публикации формулы изобретения 25.07.1975) [1].
Недостатком известного способа является то, что он не обеспечивает существенное увеличение грузоподъемности судна. Кроме того, процесс вставки нового блока в нецилиндрическую часть корпуса технологически достаточно сложен.
Известен способ реконструкции судна, включающий увеличение полезного объема корпуса судна, заключающийся в отделении от корпуса судна носовой оконечности, расположенной ниже грузовой ватерлинии, смещении ее относительно основной части корпуса и вставке между ними дополнительной секции (см. авт. св. СССР №597590 на изобретение "Способ реконструкции судна", МПК (2) В 63 В 9/00. Дата приоритета от 26.04.1976, дата публикации формулы изобретения 15.03.1978.) [2].
Данный способ реконструкции судна также обеспечивает минимальное увеличение грузоподъемности судна. Кроме того, технология реконструкции судна достаточно сложна.
Анализ отобранной в процессе поиска информации о существующем уровне в данной области позволил выявить наиболее близкий к заявляемому способ реконструкции судна, имеющего корпус, включающий в себя носовую секцию, имеющую цилиндрическую вставку среднюю секцию с грузовыми танками, разделенными поперечными переборками, и кормовую секцию, заключающийся в том, что отделяют носовую секцию, имеющую кривизну, от средней в месте, расположенном с задним концом носовой секции, вставляют дополнительный блок между отделенной носовой секцией и средней секцией и используют новую наружную оболочку двойного дна, причем упомянутый вставленный блок сохраняет кривизну носовой секции и увеличивается в направлениях ее ширины и глубины (высоты), чтобы образовать гладкую наружную поверхность корпуса, форма наружной оболочки двойного дна соответствует форме средней секции корпуса (см. патент РФ №2139808 на изобретение "Реконструкция танкеров", МПК (6) В 63 В 9/04. Дата приоритета от 26.05.1995, дата публикации формулы изобретения 20.10.1999. Номер и дата международной или региональной заявки: СА 95/00312 (26.05.95). Имя заявителя - Ле Эндюстри Верро (1991) Инк. (СА) - прототип) [3].
Известная технология реконструкции судна, описанная выше, не позволяет максимально увеличить полезный объем судна и грузоподъемность. Кроме того, сама технология реконструкции судна достаточно сложна и трудоемка.
Таким образом, известные способы реконструкции судна с целью увеличения его грузоподъемности не отличаются высокой эффективностью модернизации.
Заявляемый в качестве изобретения способ реконструкции судна позволяет достичь нового технического результата - повышение эффективности реконструкции ранее построенного судна путем упрощения процесса реконструкции и обеспечения существенного увеличения грузоподъемности судна.
Известно судно, корпус которого удлинен путем вставки в его нецилиндрическую часть нового блока при минимальной его длине, обводы которого плавно сочленены с обводами раздвинутых частей корпуса, см. [1].
При такой реконструкции известное судно характеризуется недостаточным увеличением его грузоподъемности.
Известно судно, полезный объем корпуса которого увеличен за счет дополнительной секции, которая вставлена между отделенной ниже грузовой ватерлинии и смещенной в нос носовой частью и основной частью корпуса, см. [2].
При такой модернизации известное судно также характеризуется низким увеличением грузоподъемности судна.
Анализ отобранной в процессе поиска информации о существующем уровне техники в данной области позволил выявить наиболее близкое к заявляемому судно, имеющее корпус, содержащий носовую секцию, имеющую цилиндрическую вставку среднюю секцию с грузовыми танками, разделенными поперечными переборками, и кормовую секцию, а также вставленный между носовой и средней секциями дополнительный блок, форма переднего конца которого соответствует форме носовой секции и который сохраняет кривизну носовой секции и увеличивается в направлениях ее ширины и глубины для образования гладкой наружной поверхности корпуса, см. [3] - прототип.
Известное судно также характеризуется недостаточным увеличением грузоподъемности судна.
Таким образом, известные действующие суда, реконструированные с целью повышения их грузоподъемности, не обеспечивают достаточно необходимого увеличения грузоподъемности ранее построенного судна. Кроме того, для увеличения грузоподъемности известных судов используют достаточно сложные способы реконструкции.
Заявляемое в качестве изобретения судно обеспечивает повышение эффективности эксплуатации ранее построенного судна за счет обеспечения существенного увеличения его грузоподъемности при максимальной простоте способа реконструкции судна.
Следующая совокупность существенных признаков характеризует сущность предложенной группы изобретений и способствует достижению новых технических результатов.
Способ реконструкции судна, имеющего корпус, включающий в себя носовую секцию, имеющую цилиндрическую вставку среднюю секцию с грузовыми трюмами, разделенными поперечными переборками, и кормовую секцию, заключающийся в том, что корпус судна разрезают на две части, раздвигают на длину вставляемого дополнительного блока, вставляют последний с возможностью сохранения уровня палубы и высоты надводного борта средней секции и соединяют его с корпусом посредством прикрепления к разрезанным частям, отличающийся тем, что корпус судна разрезают в области цилиндрической вставки средней секции вблизи поперечной переборки между двумя соседними грузовыми трюмами, причем вставленный дополнительный блок сохраняет ширину и форму цилиндрической вставки средней секции корпуса судна.
Результат достигается и тем, что дополнительный блок оборудуют дополнительным грузовым трюмом.
То, что в носовой секции корпуса устанавливают подруливающее устройство и оборудуют помещение для обслуживания подруливающего устройства, способствует улучшению маневренности и управляемости удлиненного судна, что также способствует достижению поставленного результата.
Судно, включающее корпус, содержащий носовую секцию, имеющую цилиндрическую вставку среднюю секцию с грузовыми трюмами, разделенными поперечными переборками, и кормовую секцию, а также дополнительный блок, вставленный с возможностью сохранения уровня палубы и высоты надводного борта средней секции, отличающееся тем, что дополнительный блок вставлен в цилиндрическую вставку средней секции корпуса судна вблизи поперечной переборки между двумя соседними грузовыми трюмами, причем вставленный дополнительный блок выполнен шириной, равной ширине цилиндрической вставки, и формой, аналогичной форме последней.
Результат достигается и тем, что дополнительный блок снабжен дополнительным грузовым трюмом.
Снабжение носовой секции корпуса судна подруливающим устройством и дооборудование ее помещением для обслуживания подруливающего устройства улучшает маневренность и управляемость удлиненного судна, что также способствует достижению поставленного результата.
Итак, анализ выявленной информации о существующем уровне техники в данной области и сущность предложенной группы изобретений показал, что последние отвечают критерию патентоспособности "новизна".
Способ, заключающийся в том, что корпус судна разрезают на две части, раздвигают на длину вставляемого дополнительного блока, обеспечивает удлинение судна.
То, что корпус судна разрезают в области цилиндрической вставки средней секции вблизи поперечной переборки между двумя соседними грузовыми трюмами и в полученный разрез вставляют дополнительный блок, который сохраняет ширину и форму цилиндрической вставки средней секции, значительным образом упрощает процесс реконструкции судна. Это объясняется тем, что в цилиндрической вставке средней секции обводы корпуса простые, и процесс стыковки и соединения дополнительного блока, имеющего форму, аналогичную двум соседним разрезанным частям вставки средней секции, осуществляют технологически достаточно просто. Кроме того, при таком способе разрезания корпуса судна не нарушается целостность конструкций закрытий соседних грузовых трюмов, что также упрощает процесс реконструкции судна.
Оборудование вставленного в цилиндрическую вставку средней секции корпуса судна дополнительного блока дополнительным грузовым трюмом обеспечивает существенное повышение грузоподъемности судна по сравнению с прототипом в связи с тем, что в средней части корпуса судно не просто значительно шире, чем в носовой, но и самое широкое.
Таким образом, при достаточной простоте способа реконструкции значительным образом увеличивается грузоподъемность судна.
Судно, включающее корпус, содержащий носовую секцию, имеющую цилиндрическую вставку среднюю секцию с грузовыми трюмами, разделенными поперечными переборками, и кормовую секцию, а также дополнительный блок, вставленный с возможностью сохранения уровня палубы и высоты надводного борта средней секции, обеспечивает удлинение корпуса судна и повышение его грузоподъемности.
Вставка дополнительного блока, выполненного шириной, равной ширине цилиндрической вставки, и формой, аналогичной форме последней, в цилиндрическую вставку средней секции корпуса судна вблизи поперечной переборки между двумя соседними грузовыми трюмами, и снабжение его дополнительным грузовым трюмом обеспечивает значительное повышение грузоподъемности судна по сравнению с прототипом, так как средняя цилиндрическая вставка корпуса имеет самую большую ширину. Это способствует значительному увеличению грузоподъемности судна при максимальной простоте используемого способа реконструкции.
Снабжение носовой секции корпуса судна подруливающим устройством обеспечивает повышение эффективности эксплуатации ранее построенного и удлиненного по предложенной реконструкции судна за счет улучшения его маневренности и управляемости.
Оборудование в носовой секции корпуса помещения для обслуживания подруливающего устройства обеспечивает эффективность обслуживания подруливающего устройства, что также повышает эффективность эксплуатации модернизированного судна.
Таким образом, заявляемая совокупность существенных признаков группы объединенных общим изобретательским замыслом изобретений обеспечивает получение технических результатов во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
В ходе проведенного заявителем поиска информации в области судоремонта не обнаружены отличительные признаки заявленных изобретений среди известных объектов того же назначения. Следовательно, предлагаемая группа изобретений обладает таким критерием патентоспособности, как "изобретательский уровень".
Предлагаемая группа изобретений поясняется с помощью чертежей, где
на фиг.1 изображено судно до реконструкции (вид сбоку);
фиг.2 - судно после реконструкции (вид сбоку).
Модернизации подлежит корпус судна, содержащий носовую секцию 1 (см. фиг.1, 2), имеющую цилиндрическую вставку 2 среднюю секцию 3 с грузовыми трюмами 4, разделенными поперечными переборками 5, и кормовую секцию 6. Для этого корпус разрезают в области цилиндрической вставки 2 средней секции 3 вблизи поперечной переборки 5 между двумя соседними трюмами 4 по поперечной плоскости 7. Полученные части корпуса судна раздвигают на длину дополнительного блока 8. При таком разрезе судна целостность конструкций закрытий (на черт. не показаны) соседних грузовых трюмов 4 не нарушается.
Дополнительный блок 8 (см. фиг.2) может быть как вновь изготовленным, так и вырезанным из старого судна, аналогичного по архитектурному типу реконструируемого судна. Дополнительный блок 8 выполнен шириной, равной ширине цилиндрической вставки 2, и формой, аналогичной форме последней. Блок 8 выполнен такими габаритными размерами и обводами, чтобы сохранить уровень палубы и высоту надводного борта средней секции 3 корпуса судна. Благодаря простой конструкции цилиндрической вставки 2 средней секции 3 и дополнительного блока 8 соединение последнего посредством присоединения его к разрезанным частям вставки 2 средней секции 3 осуществляют технологически достаточно просто и с минимальными затратами на монтаж. Соединение дополнительного блока 8 с разрезанными частями вставки 2 осуществляют известным способом, например, сваркой.
Дополнительный блок 8 оборудуют дополнительным грузовым трюмом, что позволяет перевозить груза больше на объем этого дополнительного трюма.
В носовой секции 1 корпуса устанавливают подруливающее устройство 9 и оборудуют помещение 10 для обслуживания подруливающего устройства 9. Подруливающее устройство 9 позволяет улучшить маневренность и управляемость судна после удлинения корпуса.
В соответствии с предложенным способом полностью сохраняется общая конфигурация корпуса, только удлиняется последний и увеличивается грузоподъемность судна на объем дополнительного трюма. Этим способом можно увеличить грузоподъемность судна как с одинарным, так и с двойным дном.
Для обеспечения необходимой прочности удлиненного судна известным способом проводят дефектацию корпуса и проводят необходимые корпусные работы.
Таким образом, в результате применения группы изобретений достигаются поставленные новые технические результаты для каждого изобретения в отдельности и в целом для группы. Обеспечивается простота реконструкции судна и увеличение его грузоподъемности.
Следовательно, предлагаемая группа изобретений соответствует критерию патентоспособности "промышленная применимость".
В Мурманском морском пароходстве разработан технический проект увеличения грузоподъемности, в основе которых лежит предлагаемый способ реконструкции судна. В настоящее время реконструированы три судна "Дмитрий Пожарский", "Кузьма Минин" и "Михаил Кутузов" для навалочных грузов, которые успешно прошли свои первые рейсы после реконструкции. При этом объем перевезенных грузов значительно увеличен.
Класс B63B9/04 способы реконструкции судов, например с целью увеличения тоннажа