устройство для обучения и развития интеллектуальных способностей ребенка
Классы МПК: | G09B1/00 Ручные или механические учебные устройства с элементами, образующими или несущими символы, знаки, картинки и тп, расположенные в определенном порядке A63H33/38 книжки-картинки с дополнительными игровыми эффектами, например с проецированием слайдов |
Автор(ы): | Шалай Святослав Геннадьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Издательский Дом "Проф-Пресс" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-11-15 публикация патента:
10.08.2006 |
Устройство предназначено для обучения и развития интеллектуальных способностей ребенка и позволяет расширить арсенал учебных пособий. Устройство выполнено в виде книги с обложкой, состоящей из верхней и нижней половин, и с листами, на которых изображены персонажи. Глаза персонажей выполнены объемными и размещены на внутренней поверхности нижней половины обложки. Глаза состоят из двух элементов: повторяющего форму глаза прозрачного выпуклого верхнего элемента, зафиксированного на поверхности нижней половины обложки с формированием полости под ним, и расположенного внутри полости с возможностью свободного перемещения в ней элемента в виде окрашенного круга. Диаметр круга меньше диаметра верхнего элемента. На листах, в местах расположения глаз персонажей, выполнены сквозные вырубки, повторяющие форму глаз и расположенные на уровне элементов, зафиксированных на нижней половине обложки таким образом, что при наложении на нее листов с вырубками объемные глаза размещены в вырубках. Изображенные персонажи имеют один или два глаза. Площадь головы персонажей с двумя глазами составляет не менее 8% площади листа, на котором они изображены. Отношение диаметра их глаза к диаметру изображения их головы составляет не менее 1:2,01. Персонажей с одним глазом изображают в количестве не менее двух на одном листе. Расстояние между их глазами равно расстоянию между объемными глазами, зафиксированными на поверхности нижней половины обложки книги. Отношение диаметра глаза к диаметру изображения головы персонажей составляет не менее 1:1,01. Сквозные вырубки и изображение персонажей дополнительно могут быть выполнены на верхней половине обложки. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Устройство для обучения и развития интеллектуальных способностей ребенка, выполненное в виде книги с обложкой, состоящей из верхней и нижней половин, и с листами, на которых изображены персонажи, при этом у изображенных видны оба глаза или один глаз, глаза персонажей выполнены объемными, размещены на внутренней поверхности нижней половины обложки и состоят из двух элементов: повторяющего форму глаза прозрачного выпуклого верхнего элемента, зафиксированного на поверхности нижней половины обложки с формированием полости под ним, и расположенного внутри полости с возможностью свободного перемещения в ней элемента в виде окрашенного круга, диаметр которого меньше диаметра верхнего элемента, а на листах, в местах расположения глаз персонажей, выполнены сквозные вырубки, повторяющие форму глаз и расположенные на уровне элементов, зафиксированных на нижней половине обложки таким образом, что при наложении на нее листов с вырубками объемные глаза размещены в вырубках, при этом площадь головы персонажей, у которых видны оба глаза, составляет не менее 8% от площади листа, на котором они изображены, а отношение диаметра их глаза к диаметру изображения их головы составляет не менее 1:2,01, при этом персонажей, у которых виден один глаз, изображают в количестве не менее двух на одном листе, расстояние между глазами двух персонажей равно расстоянию между объемными глазами, зафиксированными на поверхности нижней половины обложки книги, а отношение диаметра глаза к диаметру изображения головы персонажей составляет не менее 1:1,01.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что сквозные вырубки и изображение персонажей дополнительно выполнены на верхней половине обложки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам, используемым для обучения и развития интеллектуальных способностей ребенка,
Известно устройство для обучения и развития интеллектуальных способностей ребенка, выполненное в виде сборного конструктора, состоящего из набора объемных элементов, на гранях которых имеются выступы и гнезда, выполненные в форме геометрических фигур, предметов, животных, растений, букв, знаков препинания, слогов, слов, цифр или математических символов (Свидетельство на полезную модель №003218, кл G 09 В 1/00, опубл. 1996).
Данное известное устройство имеет высокую занимательность и наглядность для детей дошкольного возраста. Они с большим удовольствием играют, усваивая при этом форму и названия предметов, растений, животных, а также усваивают буквы, цифры, слоги, слова, математические символы.
Однако данное известное устройство в недостаточной степени способствует обучению и развитию интеллектуальных способностей ребенка.
Для решения задачи обучения и развития интеллектуальных особенностей ребенка широко используются устройства в виде демонстрационных приспособлений с изображенной на них информацией.
Так, известно использование для обучения и развития интеллектуальных способностей детей школьного возраста предъявляемых им одновременно в паре демонстрационных приспособлений - зрительного с изображением информации и звукового со звучанием этой же информации (Патент РФ №2223550, кл. G 09 В 5/06, опубл. 10.02.2004 г.).
Однако данные известные демонстрационные приспособления не применяются для обучения детей дошкольного возраста.
Известны устройства, техническим результатом реализации которых является высокая эффективность усвоения информации за счет максимальной мобилизации механизмов зрительной памяти обучаемых.
Так, например, известно использование при обучении школьников двух типов демонстрационных средств - цветных и тождественных им черно-белых (Патент РФ №2171502, кл G 09 В 17/00, опубл. 2001 г.).
Широко применяется в педагогической практике прием предъявления обучаемым школьникам с нарушениями в развитии интеллекта для их психологической реабилитации демонстрационных средств с нанесенной на них информацией нарастающей сложности (Патент РФ №2120314, кл. А 61 М 21/00, опубл. 1998 г.).
Однако арсенал средств, которые помогают повысить эффективность обучения и развития интеллектуальных способностей ребенка, нуждается в постоянном расширении.
Известно устройство для обучения и развития интеллектуальных способностей ребенка, состоящее из книги, выполненной с возможностью управлять работой компьютера (Полезная модель РФ №41174, кл. G 09 В 5/00, опубл. 10.10.2004 г.).
Однако данное известное устройство не может быть применено для обучения и развития интеллектуальных способностей детей раннего возраста из-за необходимости иметь навыки работы с компьютером.
Известно устройство для обучения и развития интеллектуальных способностей ребенка, выполненное в виде книги, листы которой разрезаны на несколько частей и представляют собой карточки лото, которыми манипулирует ребенок, участвуя в игре под руководством взрослого (М.Дружинина. Сказочное лото. Росмэн-Пресс, 2002).
Однако пользоваться данным известным устройством ребенок может только под управлением взрослого, который должен следить за исполнением правил игры. Относительно пассивное участие ребенка в игре при использовании данного известного устройства делает его недостаточно занимательным и привлекательным для него и поэтому эффективность обучения и развития интеллектуальных способностей ребенка невысока.
Ближайшим аналогом предлагаемого устройства является известное устройство для обучения и развития интеллектуальных способностей ребенка, выполненное в виде книги с обложкой, состоящей из верхней и нижней половин, и с листами, на которых изображены персонажи с глазами, при этом глаза выполнены объемными, помещены на внутреннюю поверхность нижней половины обложки и состоят из зафиксированного на поверхности нижней половины обложки и повторяющего форму глаза выпуклого элемента с окрашенным кругом меньшего диаметра, на остальных листах изображены персонажи, на месте расположения глаз у которых выполнены сквозные вырубки, повторяющие форму глаза и расположенные на уровне элементов, зафиксированных на нижней половине обложки таким образом, что при наложении на нее листов с вырубками объемные глаза размещаются в вырубках (см. патент США №6149201, кл. В 42 D 1/00, 2000).
Техническим результатом изобретения является расширение арсенала учебных пособий.
Указанный технический результат достигается тем, что устройство для обучения и развития интеллектуальных способностей ребенка выполнено в виде книги с обложкой, состоящей из верхней и нижней половин, и с листами, на которых изображены персонажи, при этом у изображенных видны оба глаза или один глаз, глаза персонажей выполнены объемными, размещены на внутренней поверхности нижней половины обложки и состоят из двух элементов: повторяющего форму глаза прозрачного выпуклого верхнего элемента, зафиксированного на поверхности нижней половины обложки с формированием полости под ним, и расположенного внутри полости с возможностью свободного перемещения в ней элемента в виде окрашенного круга, диаметр которого меньше диаметра верхнего элемента, а на листах, в местах расположения глаз персонажей, выполнены сквозные вырубки, повторяющие форму глаз и расположенные на уровне элементов, зафиксированных на нижней половине обложки таким образом, что при наложении на нее листов с вырубками объемные глаза размещены в вырубках, при этом площадь головы персонажей с двумя глазами составляет не менее 8% площади листа, на котором они изображены, а отношение диаметра их глаза к диаметру изображения их головы составляет не менее 1:2,01, при этом персонажей, у которых виден один глаз, изображают в количестве не менее двух на одном листе, расстояние между глазами двух персонажей равно расстоянию между объемными глазами, зафиксированными на поверхности нижней половины обложки книги, а отношение диаметра глаза к диаметру изображения головы персонажей составляет не менее 1:1,01.
Сквозные вырубки и изображение персонажей дополнительно могут быть выполнены на верхней половине обложки.
Изобретение поясняется чертежами, где
на фиг.1 представлено устройство для обучения и развития интеллектуальных способностей ребенка;
на фиг.2 представлена страница книги с иллюстрацией, изображающей двух персонажей;
на фиг.3 представлена страница книги с иллюстрацией, изображающей двух персонажей.
Устройство выполнено в виде книги с обложкой, состоящей из верхней 1 и нижней 2 половин, и листов 3. На внутренней поверхности 4 нижней половины 2 обложки книги изображен персонаж 5 с глазами 6, выполненными из двух элементов: повторяющего форму глаза прозрачного выпуклого верхнего элемента 7, зафиксированного на внутренней поверхности 4 нижней половины 2 обложки с формированием полости под ним, и элемента 8, выполненного в виде окрашенного круга, диаметр которого меньше диаметра верхнего элемента 7. Элемент-круг 8 расположен внутри этой полости с возможностью свободного перемещения в ней. На остальных листах 3 книги и на второй (верхней) половине 1 обложки книги выполнены вырубки 9, повторяющие форму глаз 6, сформированных на нижней половине 2 обложки из элементов 7 и 8. На внутренней поверхности 4 нижней половины 2 обложки книги может быть также помещен занимательный текст 10: информация, которую ребенок должен понять и усвоить.
При изображении персонажей 5, у которых видны оба глаза 6, иллюстрация обычно представлена в виде крупной головы 11 персонажа 5 с фантазийно крупными глазами 6, что делает ее забавной, трогательной, запоминающейся. Персонажи 5 с крупными, выразительными глазами 6 нравятся детям, они с удовольствием рассматривают иллюстрации снова и снова, просят взрослых прочесть текст, легко запоминают его. Зрительный эффект привлекательности персонажа 5 с крупными глазами 6 достигается за счет соблюдения предлагаемых пропорций между размером страницы с иллюстрацией и размером головы 11 персонажа 5, а также пропорций между размером глаз 6 персонажа 5 и размером его головы 11.
При изображении персонажей 5, у которых на иллюстрации виден только один глаз 6, персонажи 5 размещают на поверхности 4 листа 3 таким образом, чтобы расстояние между глазами 6 двух персонажей 5 было равно расстоянию между объемными глазами 6, зафиксированными на поверхности 4 нижней половины 2 обложки книги.
При обоих вариантах изображения персонажей 5 фантазийно крупные глаза, изображенные таковыми за счет соблюдения рекомендуемых соотношений диаметра глаза 6 и диаметра головы 11 персонажа 5, а также за счет соблюдения предлагаемых соотношений площадей страницы книги и головы 11 персонажа 5, вызывают удивление ребенка, привлекают своей необычностью, что стимулирует эмоциональное восприятие изображения персонажа 5 и прочитанного ребенку текста 10. Эмоциональное восприятие информации способствует развитию воображения ребенка, углубляет запоминание увиденной и услышанной информации, обеспечивает игровую форму обучения, повышает эффективность обучения и развития интеллектуальных способностей ребенка.
Восприятие человеком информации бывает иконическим и эйдетическим. Иконическое восприятие информации сводится к кратковременному зрительному ощущению (максимум - две секунды), вызванному увиденным образом. Эйдетическое восприятие свойственно большему числу детей, чем взрослых. Это образное восприятие, способность длительного сохранения в памяти увиденного образа. Эйдетическое мышление - это мышление образное, не абстрактное. Ребенок с развитым образным мышлением длительно хранит в памяти увиденный образ, надежно запоминает его. У него развито воображение. Читая книгу, он не только воспринимает изложенную в ней информацию, но и видит (легко представляет себе) описанные образы. Дети с эйдетическим мышлением быстрее и эффективнее усваивают информацию. Способность детей к эйдетическому мышлению можно развить. Такому развитию способствует сопровождение процесса подачи ребенку информации положительными эмоциями, вызванными у него тем образом, через который ему подана информация (см. А.Ребер. Большой толковый психологический словарь. М., Вече-АСТ, 2000 г., т.2, с.496).
В предлагаемом устройстве использованы такие средства передачи ребенку информации, которые вызывают у него восхищение, всплеск положительных эмоций. На таком эмоциональном фоне ребенок переходит к эйдетическому восприятию информации. Он долго хранит в памяти увиденный образ, что обеспечивает его глубокое запоминание. Образ котенка, например, нравится ребенку, приводит к мобилизации положительных эмоций. А образ этого же котенка, но с непропорционально крупными глазами, делает изображение этого персонажа трогательным, привлекающим внимание своей необычной формой и размерами, удивляет ребенка, притягивает его, приближает его эмоциональный мир к этому образу. Образ, который произвел на ребенка впечатление, длительное время удерживается в его памяти, а вместе с этим образом длительное время удерживается в памяти ребенка и та информация, которую взрослый человек стремился сообщить ему. В жизни всегда запоминается то, что произвело впечатление. Человек помнит те события многолетней давности, которые в свое время вызвали у него эмоциональный всплеск. События, которые не произвели впечатления на человека, быстро вычеркиваются из его памяти.
Если площадь головы персонажа с двумя изображенными глазами будет меньше 8% площади листа, то изображение головы будет слишком маленьким для размещения на нем двух крупных глаз. Персонаж становится уродливым, он теряет всякую привлекательность для ребенка и технический результат не достигается.
Соотношение диаметра глаза и диаметра головы должно быть таким, чтобы в случае, когда видны два глаза, они оба помещались на площади изображенной головы. Если диаметр двух глаз превышает диаметр изображенной головы персонажа, то в этом случае будет наблюдаться эффект снижения привлекательности персонажа для ребенка, он будет вызывать у него отрицательные эмоции и тем самым снизит эффективность использования изобретения. Уродливое изображение вызовет у ребенка отрицательные эмоции, что отрицательно скажется на результатах процесса его обучения. Соответственно, персонаж, у которого виден на иллюстрации только один глаз, также станет уродливым, если диаметр его глаза превысит диаметр головы персонажа.
Следует также отметить эффективность совмещения в одной книге двух вариантов изображения персонажей. Целесообразно иллюстрации в книге разместить таким образом, чтобы на первом листе был изображен персонаж, у которого видны оба глаза, и только на последующих страницах встречались персонажи, изображенные вдвоем, у каждого из которых виден только один глаз. Сначала ребенок удивляется тому, что лист с вырубками («дырочками») вдруг превращается в законченную картинку, изображающую персонаж с трогательными, необычно крупными глазами. Ребенок размышляет над тем, почему это произошло, и ему нравится, что у персонажа появились отсутствующие глаза. Когда он, перелистывая книгу, встречает лист, на котором изображено два персонажа, у каждого из которых виден только один глаз, приходит новое удивление, новый всплеск положительных эмоций. Этого преображения ребенок не ожидал. Одни и те же два глаза вдруг стали принадлежать двум симпатичным персонажам. Снова ребенок пытается понять механизм такого преображения. Такое последовательное предъявление ребенку иллюстраций с изображением то одного, то двух персонажей усиливает эффект занимательности, выразительности изображения, его наглядности и привлекательности.
Устройство согласно изобретению было испытано в дошкольных учреждениях и в младших классах школы. Результаты испытания приведены в примерах.
Пример 1. Группу детей дошкольного возраста численностью 20 человек разделили на две равные подгруппы по 10 человек. В первой (контрольной) подгруппе при изучении букв алфавита использовали стандартные иллюстрации с изображением различных персонажей (например, льва при изучении буквы «Л», котенка при изучении буквы «К» и т.д.). Во второй (экспериментальной) подгруппе всю информацию преподносили детям с использованием заявленного изобретения. Детям первой подгруппы на усвоение очередной буквы требовалось 4-6 занятий. Дети второй подгруппы прочно усваивали очередную букву за 1-2 занятия.
Пример 2. Группу школьников младших классов из 30 человек разделили на две равные подгруппы. Дети первой (контрольной) группы изучали таблицу умножения с использованием стандартных школьных демонстрационных материалов. Детям второй (экспериментальной) подгруппы для усвоения таблицы умножения предъявляли информацию, изложенную в заявленном изобретении. Занятия в экспериментальной подгруппе проходили весело, сопровождались возгласами восторга при рассмотрении иллюстраций. Дети первой подгруппы за один месяц занятий не полностью овладели материалом. Дети второй подгруппы твердо и надежно усвоили материал за 16-20 дней.
Пример 3. Группу детей дошкольного возраста из 14 человек разделили на две равные подгруппы. В контрольной подгруппе при усвоении цвета (синий, зеленый, красный, желтый, голубой, розовый, оранжевый, фиолетовый, сиреневый) детям предъявляли стандартные наглядные пособия. Детям экспериментальной подгруппы материал преподносили с помощью заявленного устройства. Дети контрольной подгруппы значительно отставали в усвоении материала от детей экспериментальной подгруппы. Они долго не различали цвета «синий» и «голубой», «красный» и «розовый», «фиолетовый» и «сиреневый». Прочное усвоение материала детьми экспериментальной подгруппы произошло на один месяц быстрее, чем в контрольной подгруппе. Воспитатели отмечали признаки выработки образного восприятия материала у детей экспериментальной подгруппы. Дети этой подгруппы образно описывали предметы, используя при этом более богатую лексику, чем дети контрольной подгруппы.
Пример 4. Группу детей младшего школьного возраста с дефектологическими отклонениями (дислексия, дислалия, диграфия) в количестве 40 человек обучали по программе общеобразовательной школы в течение одного года с привлечением логопеда. В контрольной подгруппе из 20 человек при обучении использовали стандартный школьный программный материал. Детям экспериментальной подгруппы из 20 человек материал того же объема преподносили с использованием заявленного изобретения. Через год обучения в контрольной подгруппе только у двух детей были полностью сняты имевшиеся у них дефектологические нарушения. У остальных 18 человек лишь частично снизилась степень выраженности этих нарушений. В экспериментальной группе у 16 человек через год их обучения дефектологические нарушения не проявлялись, а степень выраженности нарушений у четырех человек была низкой.
Таким образом, предлагаемое устройство позволяет повысить эффективность обучения и развития интеллектуальных особенностей ребенка дошкольного возраста за счет повышения его занимательности, наглядности и привлекательности для ребенка.
Класс G09B1/00 Ручные или механические учебные устройства с элементами, образующими или несущими символы, знаки, картинки и тп, расположенные в определенном порядке
Класс A63H33/38 книжки-картинки с дополнительными игровыми эффектами, например с проецированием слайдов