дидактический материал
Классы МПК: | G09B1/00 Ручные или механические учебные устройства с элементами, образующими или несущими символы, знаки, картинки и тп, расположенные в определенном порядке A63F1/00 Карточные игры |
Патентообладатель(и): | Вохринцева Светлана Викторовна (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-11-05 публикация патента:
27.03.2010 |
Изобретение относится к области педагогики. Дидактический материал содержит как минимум три набора картинок с изображениями предметов. Первый набор картинок содержит как минимум две картинки - первую и вторую с изображениями предметов разного класса одного цвета. Второй набор картинок содержит как минимум две картинки - третью и четвертую с изображениями предметов одного класса разного цвета. На третьей картинке предмет имеет цвет, тождественный цвету картинок первого набора. На третьей и четвертой картинках изображены предметы, относящиеся к тому же классу, что и предмет, изображенный на второй картинке. Третий набор картинок содержит как минимум две картинки - пятую и шестую с изображениями предметов разного класса разного цвета. На пятой картинке изображен предмет, относящийся к тому же классу, что и предмет, изображенный на первой картинке. Цвет предметов, изображенных на первой и пятой картинках, одинаковый. На шестой карте изображен предмет, относящийся к тому же классу, что и предмет, изображенный на четвертой картинке. При этом цвет предметов, изображенных на шестой и четвертой картинках, одинаковый. Техническим результатом является развитие мышления, памяти и мелкой моторики рук. 2 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл.
Формула изобретения
1. Дидактический материал, содержащий как минимум три набора картинок с изображениями предметов, первый набор картинок содержит как минимум две картинки - первую и вторую с изображениями предметов разного класса одного цвета; второй набор картинок содержит как минимум две картинки - третью и четвертую с изображениями предметов одного класса разного цвета, при этом на третьей картинке предмет имеет цвет, тождественный цвету картинок первого набора, на третьей и четвертой картинках изображены предметы, относящиеся к тому же классу, что и предмет, изображенный на второй картинке; третий набор картинок содержит как минимум две картинки - пятую и шестую с изображениями предметов разного класса разного цвета, при этом на пятой картинке изображен предмет, относящийся к тому же классу, что и предмет, изображенный на первой картинке, цвет предметов, изображенных на первой и пятой картинках, одинаковый, на шестой карте изображен предмет, относящийся к тому же классу, что и предмет, изображенный на четвертой картинке, при этом цвет предметов, изображенных на шестой и четвертой картинках, одинаковый.
2. Дидактический материал по п.1, отличающийся тем, что он включает четвертый набор картинок - седьмую, восьмую, окрашенные разным цветом и не содержащие изображения предметов, при этом цвет седьмой картинки соответствует цвету первого набора картинок, а цвет восьмой картинки соответствует цвету четвертой и шестой картинок.
3. Дидактический материал по п.1, отличающийся тем, что он включает дополнительную картинку с изображением предмета, относящегося к тому же классу, что и предмет, изображенный на первой или второй картинке, при этом цвет предметов, изображенных на дополнительной и первой или второй картинках, одинаковый.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области педагогики и может быть использовано в школах и дошкольных воспитательных учреждениях в качестве развивающего пособия, способствующего познавательной деятельности детей.
Известны различные педагогические методики, обучающие детей понятиям окружающего мира с помощью предметов - разнообразные наборы (кубики, карточки) с изображением животных, растений, фруктов, машин, палитры цветов и т.п., с помощью которых дети постепенно, путем запоминания тех или иных понятий и предметов познают окружающий мир.
Недостатком таких методик является монотонность обучения/развития ребенка, снижающая его интерес к познавательной деятельности, отсутствие многообразия форм развития с помощью таких средств; последовательность (продолжительность) обучения/развития - сначала палитра цветов, потом предметы или иное сочетание, предполагающее механическое запоминание предметов окружающего мира и цветовой палитры.
В условиях современного мира всегда стоит задача интенсифицировать процесс развития личности.
Известен способ развивающего обучения на основе интенсификации познавательной деятельности по патенту РФ № 2118849 на изобретение. Известный способ предназначен для обучения в области преподавания гуманитарных наук и иностранных языков и позволяет обучаемому повысить эффективность развития своих способностей. Обучаемому предлагают проанализировать массив информации. В качестве массива информации используют текстовые учебные пособия, содержащие большой объем фактического материала. Определяют соответствие сущности предложенного массива информации его названию. Определяют смысл каждого абзаца в виде компенсированного текста, определяют ядерные предложения. Фиксируют на носителе информации ключевые слова, а также денотантную карту, которая представляет собой графическое изображение массива информации.
Известный способ предназначен для развивающего обучения детей на основе большого массива информации, изложенной в виде текста. Т.е. данный способ неприменим к детям, не умеющим читать.
Задача, решаемая предлагаемым изобретением, - создание дидактического материала на основе интенсификации познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста в отношении понятий (цвета, предметы) окружающего мира; сокращение процесса обучения детей разнообразию предметов окружающего мира и цветовой палитре.
Поставленная задача решается тем, что дидактический материал, содержащий как минимум три набора картинок с изображениями предметов, первый набор картинок содержит как минимум две картинки (первую и вторую) с изображениями предметов разного класса одного цвета; второй набор картинок, содержащий как минимум две картинки (третью и четвертую) с изображениями предметов одного класса разного цвета, при этом на третьей картинке предмет имеет цвет, тождественный цвету картинок первого набора, на третьей и четвертой картинках изображены предметы, относящиеся к тому же классу, что и предмет, изображенный на второй картинке; третий набор картинок, содержащий как минимум две картинки (пятую и шестую) с изображениями предметов разного класса разного цвета, при этом на пятой картинке изображен предмет, относящийся к тому же классу, что и предмет, изображенный на первой картинке, цвет предметов, изображенных на первой и пятой картинках, одинаковый, на шестой карте изображен предмет, относящийся к тому же классу, что и предмет, изображенный на четвертой картинке, при этом цвет предметов, изображенных на шестой и четвертой картинках, одинаковый.
Целесообразно в дидактический материал включить четвертый набор картинок (седьмая, восьмая), окрашенных разным цветом, не содержащих изображения предметов, при этом цвет седьмой картинки соответствует цвету первого набора картинок, а цвет восьмой картинки соответствует цвету четвертой и шестой картинок.
Целесообразно в дидактический материал включить дополнительную картинку с изображением предмета, относящегося к тому же классу, что и предмет, изображенный на первой или второй картинке, при этом цвет предметов, изображенных на дополнительной и первой или второй картинках, одинаковый.
С помощью предлагаемого дидактического материала проводят в форме игры занятия с детьми. Ознакомление детей с предметами и объектами окружающего мира начинается, как правило, с 8-9 месяцев с самых простых предметов и их названий: мячик, пирамидка, кошечка, цветочек и т.д. Ребенку показывают предмет (изображение на картинке) и правильно произносят его название («Это неваляшка», «Это собачка», «Это стул»), предлагают найти на картинке знакомые предметы («Где зайчик?», «Дай маме погремушку»). Как только малыш научится ходить, его просят принести мячик, найти машинку и т.д.
Постепенно малышей знакомят со свойствами и качествами предметов и их характерными особенностями:
- цветом («Помидор красный», «Лимон желтый» «Крокодил зеленый», «Мяч синий»);
- формой («Колесо круглое» «Стол прямоугольной формы»);
- величиной («Маленькая птичка», «Длинный хвост», «Высокая кружка»);
- назначением («Ягоды кушают», «На стульчике сидят», «На самолетах летают»);
- строением («У автомобиля есть кабина, кузов, колеса», «У дерева есть корень, ствол, ветки, листья»);
- материалом, из которого предметы сделаны («Дом построили из дерева», «Платье сшили из ткани»);
- историей происхождения («Игрушечные машинки появились вслед за настоящими машинами, в 19 веке. Машинки производят на специальных заводах»).
В процессе занятий необходимо научить детей:
- составлять рассказ - описание о предмете («Крыжовник - ягода зеленого цвета, округлой формы, по величине больше, чем черника, но меньше, чем садовая земляника. Ягода состоит из плотной кожуры и сочной мякоти с большим количеством семян. Крыжовник - плод небольшого колючего кустарника, из него готовят варенье, джемы, компоты и т.д.»);
- группировать хорошо знакомые предметы по общему признаку (все зеленого цвета - крыжовник, крокодил; высокие; маленькие и т.д.) и классу («Крыжовник, земляника - это ягоды»; «Поезд, машина - это транспорт» и т.д.).
Предлагаемый дидактический материал (набор картинок) был разработан на основе таблицы, построенной по следующему принципу:
По горизонтали (строки) расположены предметы окружающего мира, относящиеся к разным классам - фрукты, ягоды, овощи, цветы, животные и т.д.
По горизонтали - цвета, представляющие собой палитру цветов предметов окружающего мира - красный, желтый, синий, зеленый и т.д.
Таким образом, в ячейках, образованных пересечением соответствующих строк и столбцов, оказываются предметы окружающего мира, относящиеся к определенному классу (фрукты, ягоды, овощи, цветы, животные и т.д.), имеющие соответствующий цвет (красный, желтый, синий, зеленый и т.д.).
Содержание картинок, входящих в состав дидактического материала, соответствует содержанию ячеек вышеуказанной таблицы.
Такую таблицу можно расширять исходя из многообразия предметов окружающего мира и классов, к которым относятся эти предметы, с учетом многообразия существующей палитры цветов и их оттенков.
Чем старше ребенок, для которого предназначен дидактический материал, тем шире таблица, и наоборот.
В изобретении заявлен минимальный объем картинок, который может использоваться для детей самого младшего возраста. Поэтому формула содержит такое ограничение количества картинок - «как минимум», это означает, что максимум ограничен только целесообразным объемом дидактического материала, удобством пользования им.
Заявляемый дидактический материал поможет:
- научить детей видеть богатство и многообразие цветов и оттенков в окружающем мире;
- расширить и закрепить знания детей о предметах и объектах окружающего мира, их свойствах и качествах, функциональном назначении, истории происхождения;
- научить детей объединять предметы в группы по классам и называть их одним словом (овощи, фрукты, ягоды, животные, птицы, цветы, игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, транспорт);
- сформировать у детей умение сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать предметы по цвету, величине, форме;
- создать возможность для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, образной, грамматической сторон речи;
- систематизировать имеющиеся знания.
Дидактический материал окажет помощь в развитии:
- памяти;
- мышления;
- воображения;
- внимания;
- творческих способностей;
- речи и мелкой моторики;
- любознательности.
Заявляемый дидактический материал может быть использован:
- в дошкольных учреждениях;
- в начальных классах школы (как демонстрационный, обучающий и развивающий материал к проведению занятий);
- для домашнего обучения;
- для самообучения и развития детей младшего школьного возраста.
Предлагаемое изобретение поясняется изображениями.
На фиг.1 изображен первый набор картинок.
На фиг.2 изображен второй набор картинок.
На фиг.3 изображен третий набор картинок.
Первый набор содержит картинки 1, 2 зеленого цвета с изображением предметов разных классов (животное, фрукт), соответственно, крокодила и зеленой груши.
Второй набор содержит картинки 3, 4 с изображением предметов одного класса (фрукты) разного цвета (зеленый, красный), соответственно, зеленого крыжовника и красной клубники.
Третий набор содержит картинки 5, 6 с изображением предметов разного класса (животное, фрукт) разного цвета (зеленый, красный), соответственно зеленого попугая и красной брусники.
Четвертый набор (на чертежах не показан) содержит седьмую и восьмую картинки, окрашенные (без изображения предметов) в зеленый и красный цвета, соответственно.
Дополнительная картинка (не изображена) содержит изображение зеленого яблока.
С помощью предлагаемого дидактического материала можно выполнять следующие задания.
Если картинки продаются не разрезанными, необходимо разрезать все картинки на карточки.
Задание «Цветные корзинки».
Подготовить две корзинки зеленого и красного цветов. Предложить ребенку перемешать картинки с предметами разного цвета. Предложить подобрать к корзинкам картинки с предметами такого же цвета и назвать предметы, которые оказались в зеленой корзинке, в красной корзинке.
Задание «Найди сходство и различия».
Предложить ребенку сказать, что изображено на картинке? Какого цвета ягода клубника? Какого цвета крокодил? Предложить подобрать к карточке с зеленым крокодилом другие картинки с предметами зеленого цвета (груша, крыжовник, попугай). Предложить назвать эти предметы. В чем их сходство и различия? (все предметы зеленого цвета, но относятся к разным классам - животные, фрукты). Предложить ребенку описать предметы: где обитают крокодилы? Могут ли крокодилы летать? Где обитают попугаи? Могут ли попугаи плавать в воде?
Задание «Цветные квадраты». Предложить ребенку положить на картинки 7, 8 картинки с предметами соответствующего цвета.
Предложить ребенку положить на картинку 7 другие картинки того же цвета с животными, а на картинку 8 другие картинки того же цвета с фруктами.
Задание «Какая картинка лишняя»?
Положить вместе все картинки с предметами зеленого цвета и к ним одну картинку с предметом красного цвета. Предложить ребенку убрать лишнюю. Спросить, почему эта картинка лишняя.
Положить вместе картинки с предметами одного класса (животные), положив к ним одну картинку с фруктом (груша). Предложить ребенку убрать лишнюю. Спросить, почему эта картинка лишняя.
Задание «Найди пару».
Положив перед ребенком дополнительную картинку, предложить ему найти другие картинки с предметом того же класса (фрукт), что и на дополнительной картинке.
Предложить ребенку найти другие картинки того же цвета, что и дополнительная картинка.
Чем старше ребенок, тем больше картинок, подобранных с учетом предложенных пропорций, можно подобрать для заданий.
Предлагаемый дидактический материал позволяет придумывать бесконечное множество заданий, направленных на знакомство ребенка с окружающим миром.
Возможность составления заданий разной сложности позволяет расширить возраст детей, для которых возможно использование предлагаемого дидактического материала - от младшего дошкольного возраста до школьного возраста (от 8-9 месяцев до 12 лет).
Материал позволяет одновременно знакомить ребенка с предметной областью окружающего мира (классы: животные, фрукты, цветы, машины и т.д.), палитрой цветов, формой, материалом, размерами и т.д. Предлагаемое изобретение позволяет значительно интенсифицировать процесс познавания окружающего мира детьми с точки зрения восприятия ими цветов и предметов, усваивая одновременно предметную область окружающего мира в сочетании с палитрой цветов. Изобретение позволяет сформировать положительное отношение детей к процессу обучения, поскольку процесс развития и обучения происходит в виде игры.
Заявляемое изобретение позволяет правильно, глубоко и прочно усвоить расширенный объем информации; глубоко и логично понять содержание предмета; интенсифицировать познавательную деятельность детей.
Использование в процессе обучения игровых моментов делает его увлекательным и способствует лучшему усвоению материала.
Предлагаемый дидактический материал обладает высокими дидактическими возможностями.
Предлагаемый дидактический материал позволяет увеличить количество игровых моментов, повысив, соответственно, занимательность процесса обучения/развития.
Класс G09B1/00 Ручные или механические учебные устройства с элементами, образующими или несущими символы, знаки, картинки и тп, расположенные в определенном порядке