антифрикционный композиционный полимерный материал
Классы МПК: | C08J5/16 изготовление изделий или материалов с низким коэффициентом трения B29B11/14 отличающихся структурой или составом |
Автор(ы): | Гинзбург Борис Моисеевич (RU), Дьяченко Николай Валерьевич (RU), Пугачев Аркадий Константинович (RU), Точильников Давид Гершевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Гинзбург Борис Моисеевич (RU), Дьяченко Николай Валерьевич (RU), Пугачев Аркадий Константинович (RU), Точильников Давид Гершевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-12-15 публикация патента:
27.12.2006 |
Изобретение относится к области производства антифрикционных композиционных полимерных материалов и может быть использовано при изготовлении опорных поверхностей узлов трения скольжения машин и механизмов, работающих как без смазывания, так и при смазывании жидким маслом. Антифрикционный композиционный полимерный материал выполнен из композиции, содержащей политетрафторэтилен и порошок шунгита в количестве 8-12 мас.% от массы композиции. Изобретение позволяет получить копозицию, сочетающую низкий коэффициент трения и высокую износостойкость. 1 табл.
Формула изобретения
Антифрикционный композиционный полимерный материал, выполненный из композиции, содержащей политетрафторэтилен и углеродсодержащую добавку, отличающийся тем, что композиция содержит в качестве углеродсодержащей добавки порошок шунгита в количестве 8-12% от массы композиции.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области производства антифрикционных композиционных полимерных материалов (АКПМ) и может быть использовано при изготовлении опорных поверхностей узлов трения скольжения машин и механизмов, работающих как без смазывания, так и при смазывании жидким маслом.
Известен политетрафторэтилен (ПТФЭ) - синтетический полимерный продукт полимеризации тетрафторэтилена, который представляет собой материал, сочетающий хорошие антифрикционные и антикоррозионные свойства. В России этот продукт выпускается под названием фторопласт-4, или фторлон-4 (Ф-4 по ГОСТ 10007-80). Однако Ф-4 обладает повышенным износом и хладотекучестью под нагрузкой, что допускает его использование в качестве АКПМ лишь при малых нагрузках.
Износостойкость Ф-4 можно повысить введением наполнителей. В качестве наполнителей Ф-4 применяют кокс, графит, стекловолокна, угольные волокна, порошки бронзы, меди, свинца и их окислов, а также сочетаний указанных компонентов [1, 2]. Композиции Ф-4 с углеродными волокнами и графитом хотя и обладают наилучшими противоизносными свойствами, однако имеют высокую стоимость, а технология их изготовления более сложна, чем других композиций.
Из материалов на основе Ф-4 наибольшее применение в настоящее время получили материалы с различной концентрацией порошковых углеродных наполнителей, Так, в композиции RU 94011997 А1, С 08 J, 5/16 [3] предлагается материал для угольных вставок троллейбусных токоприемников, содержащий 40-50 мас.% углеродного наполнителя. Столь высокая концентрация в материале углеродсодержащего наполнителя связана с необходимостью передачи высокого напряжения. При этом в качестве наполнителя предлагается использовать коксы, коксовую муку, графиты, углеродные волокна, шунгиты и т.п. В то же время для использования таких композиций в узлах трения высокая концентрация наполнителя не обеспечивает оптимального сочетания антифрикционных и противоизносных свойств.
Наиболее близкой по технической сущности к заявляемому материалу является композиция Ф-4К20 [ТУ-6-05-1412-76], содержащая 80% Ф-4 и 20% [4] каменноугольного кокса (здесь и далее указываются массовые проценты). Эта композиция обладает высокой износостойкостью, малой деформируемостью под нагрузкой и малой гигроскопичностью, в связи с чем она является предпочтительней для изготовления опорных поверхностей узлов трения, смазываемых водой. Основным недостатком Ф-4К20 является сравнительно высокий коэффициент трения (напр., при одинаковых контактных давлениях и аналогичных условиях трения по стали - в 2-3 раза выше, чем у Ф-4).
Введением углеродных наполнителей обычно достигают компромисса - теряют в антифрикционных свойствах, но при этом увеличивают износостойкость. Однако увеличение концентрации наполнителя возможно лишь в определенных пределах. Так, введение в Ф-4 свыше 20% наполнителя приводит к резкому уменьшению прочности композита.
Задачей изобретения является получение АКПМ, сочетающего низкий коэффициент трения Ф-4 и высокую износостойкость Ф-4К20 при достаточно низкой стоимости продукта.
Поставленная задача решается путем введения в качестве углеродсодержащей добавки в Ф-4 порошков природных шунгитов в количестве 10 мас.%. Шунгиты представляют собой минеральные вещества с плотностью 1,840-1,980 т/м3 . Нами использовались шунгиты Зажогинского месторождения.
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА
Способ получения заявляемой композиции аналогичен способу получения материала Ф-4К20 и не требует использования дополнительного оборудования. При этом Ф-4 виде порошка (ГОСТ 10007-80, марка ПН) загружают в охлаждаемый смеситель и перемешивают в течение времени, необходимого для разрушения агломератов и получения однородного по структуре состава, поддерживая температуру не выше 30°С (в нашем случае - в течение 1-2 мин при скорости вращения смесителя 1800 мин -1). В полученный состав вводят порошок шунгита в количестве, обеспечивающем получение необходимой концентрации компонентов в материале и повторно перемешивают.
Затем смесь загружают в пресс-формы и прессуют при давлении 35±5 МПа. Полученное изделие выдерживают 8-12 ч и загружают в печь, нагреваемую со скоростью 40°/ч до 375±5°С. По достижении указанной температуры изделие выдерживают от 2 до 10 ч в зависимости от толщины изделия. Последующее охлаждение проводят в печи до 150°С (3-4 ч), а затем в комнатных условиях.
Испытания показали, что оптимальное содержание шунгита в Ф-4, обеспечивающее наилучшее сочетание антифрикционных и противоизносных свойств, составляет 10±2 мас.%. Испытания показали также, что наиболее перспективными областями применения предлагаемых АКПМ являются узлы трения машин, работающие без смазывания (сухое трение), а также при смазывании индустриальными маслами. Испытания проводились на базовых образцах фторопластов Ф-4 и композитов Ф-4К20 и полученных по указанной выше технологии опытных образцах фторопластов с содержанием шунгита 10 мас.% (материал Ф-4Ш10), 20 мас.% (материал Ф-4Ш20) и 30 мас.% (материал Ф-4Ш30).
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ
Испытания проводились на стандартной машине трения 20070-СМТ-1. Образец фторопласта представлял собой плоскую прямоугольного сечения пластину толщиной 3 мм и шириной 12 мм, закрепленную в специальном держателе. Пластина контактировала с роликом из стали марки 18Х2Н4МА (ГОСТ 4543-71), вращающимся с частотой 400 мин-1, что соответствовало линейной скорости скольжения 1 м/с. Рабочая цилиндрическая поверхность ролика шириной 16 мм, обработанная круглым шлифованием, имела шероховатость Ra=0,65 мкм. Во время испытания со смазыванием использовалась масляная ванна емкостью 300 мл, в которую на 6 мм была погружена рабочая поверхность вращающегося ролика. В качестве смазочного масла применяли индустриальное масло И-40А (И-Г-А-68 по ГОСТ 17479-87).
Испытания проводились при ступенчатом нагружении узла трения последовательно увеличивающимися на 100-200 Н нормальными нагрузками FN в диапазоне 100-1600 Н. Продолжительность испытания при каждой нагрузке составляла 5 мин. Испытания выполнены по двум схемам, А и В, нагружения узла трения.
По схеме А начальный трибоконтакт между образцом и роликом осуществлялся по линии вдоль образующей цилиндрической рабочей поверхности ролика при нормальной нагрузке FN =100 Н. Выработанная на первой ступени нагружения канавка использовалась для дальнейших испытаний по схеме А. При последующем ступенчатом повышении нагрузки размеры канавки износа увеличивались. Площадь канавки износа Sk, определенная в конце испытаний при нагрузке FN (n), рассматривалась как площадь начального трибоконтакта Sн для последующей ступени нагрузки FN(n+1). Соответственно, начальные Рн и конечные Рк давления на трибоконтакте определялись как Рк=FN(n)/Sk и Рн =FN(n+1)/Sн.
Ступенчатое нагружение каждого образца осуществляли до получения максимально возможного значения конечного давления в трибоконтакте , которое может рассматриваться как максимально допустимое рабочее давление для данного образца при заданных условиях смазывания.
Соответствующая нагрузка - максимальная нагрузка для узла трения - обозначена для принятого варианта испытаний. При испытаниях в условиях сухого трения количество ступеней нагружения ограничивалось значениями , при смазывании маслом - .
Таким образом, испытания по схеме А проводились в условиях интенсивного изнашивания и приработки трибоконтактов различной площади ступенчато увеличивающимися нагрузками.
Испытания по схеме В проводились путем ступенчатого нагружения трибоконтактов, ранее полученных при испытаниях по схеме А после всех ступеней нагружения (FN от 100 до ). Трибоконтакты в этом случае были достаточно приработаны, вследствие чего их площади менялись незначительно, что позволяет получать зависимости трибологических характеристик от начальных давлений Рн в приработанных трибоконтактах.
Во время испытаний с точностью до ±1% непрерывно регистрировался момент трения, по значениям которого рассчитывались коэффициенты трения и работа сил трения (энергопотери на трение). На каждой ступени нагрузки определялась ширина канавки износа, по которой рассчитывались площадь трибоконтакта S, объем изношенного материала V и глубина канавки износа h. Основные показатели, характеризующие влияние концентрации добавок фуллереновых саж к фторопластам на их антифрикционные и противоизносные свойства: для испытаний по схеме А - объемный износ V, средние коэффициенты трения f C за цикл нагружения от 100 до , максимальные конечные давления в трибоконтактах Рк M; для испытаний по схеме В - значения средних за испытание коэффициентов трения fc и линейных интенсивностей изнашивания Ih= h/L, где h - увеличение глубины канавки износа за испытание, L - путь трения.
Зависимости указанных показателей определяются для начальных давлений в трибоконтакте Рн, по которым оценивается влияние добавок на антифрикционные и противоизносные свойства образцов, испытываемых по схеме В.
По каждому варианту проводилось от 3 до 6 испытаний. Значения трибологических показателей определялись как средние арифметические значения из всех испытаний. При этом относительные среднеквадратические ошибки лежали в пределах 5-10%.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Результаты испытаний при сухом трении и смазывании маслом представлены в таблице. Как видно из приведенных данных, в условиях сухого трения работоспособность базового образца фторопласта Ф-4 весьма ограничена низкой несущей способностью (максимальное допустимое давление в трибоконтакте не превышает 2 МПа) и катастрофически большими для этого диапазона давлений интенсивностями изнашивания, на один-два порядка превышающими аналогичные показатели для других испытанных образцов.
С другой стороны, испытания при сухом трении базового образца Ф-4К20 показали возможность его работы при контактных давлениях свыше 9 МПа при существенно меньших, чем для Ф-4 интенсивностях изнашивания. В то же время интенсивности изнашивания и коэффициенты трения для Ф-4К20 являются достаточно высокими. Поэтому получение материалов на основе фторопластов с улучшенными антифрикционными и противоизносными свойствами, работающих в условиях сухого трения, является актуальной задачей. Эта задача может быть решена с помощью добавок шунгитов в Ф-4.
Как видно из таблицы, в условиях сухого трения фторопласты с шунгитами имеют лучшие показатели противоизносных и антифрикционных свойств, чем Ф-4К20, при практически одинаковых допустимых рабочих давлениях. При этом наилучшие показатели наблюдались для материала Ф-4Ш10. Так, в диапазоне давлений до 8 МПа для материала Ф-4Ш10 при одинаковых давлениях значения линейной интенсивности изнашивания Ih в среднем в 3,0-3,5 раза меньше, а коэффициент трения - в 1,2-1,4 раза меньше, чем для Ф-4К20.
При испытаниях в условиях смазывания маслом базовые материалы Ф-4 и Ф-4К20 показали работоспособность вплоть до давлений в трибоконтакте соответственно 11 МПа и 14 МПа. При сравнении конкретных трибологических характеристик этих материалов образцов видно, что Ih для Ф-4 в 3-7 раз больше, но fC в 1,5-2,5 раза меньше, чем для Ф-4К20.
Испытания фторопластов с шунгитами при смазывании маслом показали, что материал Ф-4Ш10 превосходит базовые образцы как по несущей способности (до 16 МПа), так и по показателям антифрикционных и противоизносных свойств. Так, по сравнению с Ф-4 материал Ф-4Ш10 при одинаковых контактных давлениях имеет значения fC в 1,4-1,6 раза меньше, а значения Ih - в 7-10 раз меньше; по сравнению с Ф-4К20 для Ф-4Ш10 значения fC в 2,5-3,0 раза меньше, значения Ih в 1,5-2,0 раза меньше. Для материалов Ф-4Ш20 и Ф-4Ш30 меньшие значения fC и Ih наблюдались лишь в диапазоне контактных давлений до 4 МПа.
Таким образом, антифрикционный композиционный полимерный материал, состоящий из Ф-4 и 10 мас.% шунгита (от общей массы композиции), обладает существенно лучшими показателями антифрикционных и противоизносных свойств, чем базовые образцы Ф-4 и Ф-4К20, что позволяет рекомендовать его в качестве АКПМ в узлах трения скольжения по стали, работающих без смазывания или при смазывании индустриальными маслами. Концентрация 10 мас.% шунгита в композиции является оптимальной в пределах±2%.
Следует отметить, что АКПМ на основе Ф-4 с добавками шунгитов не могут быть рекомендованы для работы в узлах трения, смазываемых водой.
Класс C08J5/16 изготовление изделий или материалов с низким коэффициентом трения
Класс B29B11/14 отличающихся структурой или составом