способ пневматического транспортирования порошкообразного окислителя
Классы МПК: | B65G53/16 пневматические транспортирующие системы, работающие с псевдоожижением материалов B65G53/28 транспортирующие системы с использованием давления газа в сочетании с всасыванием |
Автор(ы): | Гаранин Леонид Петрович (RU), Горохова Зоя Ивановна (RU), Чернов Михаил Андреевич (RU), Колосов Герман Георгиевич (RU), Салахов Рафис Фассахович (RU), Чудинова Клара Васильевна (RU), Гринберг Семен Ионович (RU), Федосеев Сергей Юрьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт полимерных материалов" (RU), Федеральное государственное унитарное предприятие "Пермский завод им. С.М. Кирова" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-07-18 публикация патента:
20.01.2007 |
Изобретение относится к области пневматического транспортирования. Согласно изобретению перед пуском и периодически в процессе эксплуатации пневмотранспортной установки проверяют ее герметичность путем создания вакуум-насосом в трубопроводе и воздухопроводе вакууметрического давления не менее 0,08 МПа, в разгрузителе остаточного давления не более 0,02 МПа с последующим определением степени подсоса воздуха после закрытия линии вакуумирования. При этом следят, чтобы снижение вакууметрического давления в течение 10 минут в трубопроводе было не более 0,005 МПа, в воздухопроводе - не более 0,02 МПа, а повышение остаточного давления в разгрузителе не более 0,0025 МПа в течение 5 минут. Изобретение позволяет обеспечить надежную герметичность системы и сушку этой системы перед ее пуском и в процессе эксплуатации. 2 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.
Формула изобретения
1. Способ пневматического транспортирования порошкообразного окислителя, включающий подачу осушенного сжатого воздуха с регулируемыми температурой и давлением с влагосодержанием 0,8 г/м3 в аэрокамеру с последующим прохождением воздуха по трубопроводу в разгрузитель, циклоны, воздухопровод, мокрый фильтр при отсосе вакуум-насосом, отличающийся тем, что перед пуском и периодически в процессе эксплуатации пневмотранспортной установки проверяют герметичность путем создания вакуум-насосом в трубопроводе и воздухопроводе вакууметрического давления не менее 0,08 МПа, в разгрузителе остаточного давления не более 0,02 МПа с последующим определением степени подсоса воздуха после закрытия линии вакуумирования, при этом снижение вакууметрического давления должно быть в течение 10 мин в трубопроводе не более 0,005 МПа, в воздухопроводе - не более 0,02 МПа, а повышение остаточного давления в разгрузителе не более 0,0025 МПа в течение 5 мин.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что перед пуском в эксплуатацию и перед каждым запуском пневмотранспортной установки в работу трубопровод просушивают подачей в аэрокамеру сжатого осушенного воздуха с влагосодержанием не более 0,8 г/м3 и давлением от 0,25 до 0,35 МПа в течение не менее 2 ч, минуя разгрузитель, и выводом в атмосферу, а затем продувку продолжают через разгрузитель также выводом в атмосферу в течение от 2,5 до 3,5 ч подачей горячего воздуха с температурой от 20 до 40 и от 40 до 60°С при температуре окружающего воздуха соответственно выше и ниже -20°С.
3. Способ по п.2, отличающийся тем, что дополнительно всю систему от аэрокамеры до вакуумного насоса продувают осушенным сжатым воздухом при тех же параметрах последнего и при включенном вакуумном насосе в течение не менее 1,5 ч.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области пневматического транспортирования порошкообразных материалов. Оно может быть использовано во многих отраслях промышленности.
Пневмотранспортные установки нашли широкое применение для транспортирования порошкообразных материалов. Пневматическое транспортирование применяется также в производстве смесевого твердого ракетного топлива (СТРТ) для межфазной передачи порошкообразного окислителя. Порошкообразный окислитель (ПО) используется в виде смеси фракций без добавок или с вводом добавочных компонентов (ПОД). Описание применяемых схем и оборудования пневматического транспортирования дано в книге автора Я.Урбан "Пневматический транспорт", Машиностроение, Москва, 1967 г. Как в этой книге, так и в многочисленных патентных источниках и технической литературе основное внимание уделено способам питания трубопровода транспортируемым материалом и процессу транспортирования.
Известен способ пневматического транспортирования порошкообразного окислителя с добавками, включающий подачу осушенного сжатого воздуха с влагосодержанием 0,8 г/м3 в аэрокамеру с регулируемыми температурой и давлением с последующим прохождением воздуха по трубопроводу в разгрузитель, циклоны, воздухопровод, мокрый фильтр при отсосе вакуум-насосом (патент РФ 2202507 от 20.04.2003, принятый за прототип - фиг.1).
В этом способе отличительные признаки в основном касаются предварительной подготовки транспортируемого ПОД и режимов транспортирования. Однако ввиду специфических требований к ПО и ПОД по сохранности их физико-химических свойств, а также обеспечению устойчивой бесперебойной работы для функционирования последующих операций по изготовлению СТРТ предъявляются очень жесткие требования к пневмотранспортной установке.
К их числу относятся: поддержание постоянной концентрации аэросмеси, исключение подсоса воздуха, недопустимость следов влаги на внутренних стенках оборудования и транспортных коммуникаций.
В прототипе приведен только способ проверки герметичности всей установки в целом, что недостаточно.
Пневмотраспортная установка состоит из ряда взаимосвязанных между собой трубопроводами и воздуховодами аппаратов. Поэтому особое внимание должно быть обращено на обеспечение надежной герметичности всех звеньев пневмотранспортной установки перед пуском и в процессе эксплуатации.
Технической задачей данного изобретения является обеспечение надежной герметичности, выполнение операций по сушке системы пневмотранспортной установки.
Технический результат достигается за счет того, что осушенный сжатый воздух с регулируемыми температурой и давлением с влагосодержанием 0,8 г/м3 подают в аэрокамеру с последующим прохождением воздуха по трубопроводу в разгрузитель, циклоны, вохдухопровод, мокрый фильтр при отсосе вакуум-насосом. При этом перед пуском и периодически в процессе эксплуатации пневмотранспортной установки проверяют герметичность путем создания вакуум-насосом в трубопроводе и воздухопроводе вакууметрического давления не менее 0,08 МПа, в разгрузителе остаточного давления не более 0,02 МПа с последующим определением степени подсоса воздуха после закрытия линии вакуумирования, при этом снижение вакууметрического давления должно быть за 10 минут в трубопроводе не более 0,005 МПа, в воздухопроводе не более 0,02 МПа, а повышение остаточного давления в разгрузителе не более 0,0025 МПа за 5 минут.
Перед пуском в эксплуатацию и перед началом транспортировки ПО и ПОД осуществляют продувку трубопровода с отсоединением его от разгрузителя и подсоединением к циклону осушенным сжатым воздухом с влагосодержанием не более 0,8 г/м3 и давлением от 0,25 до 0,35 МПа (от 2,5 до 3,5 кгс/см2) в течение не менее 2х часов.
Перед началом транспортировки ПО и ПОД проводят продувку трубопровода через разгрузитель и циклон с выводом в атмосферу сжатым осушенным воздухом при тех же параметрах с подогревом до температуры от 20 до 40°С и от 40 до 60°С при температуре окружающего воздуха соответственно выше и ниже -20°С в течение от 2,5 до 3,5 часов, а также всей системы пневмотранспортной установки при включенном ваккумном насосе в течение 1,5 часов.
Перед пуском и периодически в процессе эксплуатации пневмотранспортной установки проводят проверку герметичности основных аппаратов, трубопровода, воздухопровода пневмотранспортной установки на герметичность с нормированием показателей по вакууметрическому или остаточному давлению.
Параметры при проверке герметичности узлов установки приведены в таблице.
Таблица | |||||
Наименование узла | Создаваемое давление, МПа (кгс/см2) | Допустимое снижение вакууметрического давления, МПа (кгс/см 2) | Допустимое повышение остаточного давления, МПа (кгс/см2) | Период ичность проверки | |
Вакууметрическое | Остаточное | ||||
Трубопровод | Не менее 0,08(0,8) | - | Не более 0,005 (0,05) в течение 10 мин | - | Не реже одного раза в месяц |
Воздуховод, включая циклон и мокрый фильтр | Не менее 0,08(0,8) | - | Не более 0,02(0,2) в течение 10 мин | - | Не реже одного раза в 6 месяцев |
Разгрузитель, включая устройство возврата | - | Не более 0,02(0.2) | - | Не более 0,0025(0,025) в течение 5 мин | Не реже одного раза в год |
Сущность предлагаемого изобретения поясняется следующими чертежами.
На фиг.1 изображена технологическая схема пневматической транспортной установки, принятой в качестве прототипа.
1 - разгрузочное устройство;
2 - загрузитель;
3 - шлюзовый питатель;
4 - протирочный аппарат;
5 - аэрокамера;
6 - трубопровод;
7 - разгрузитель;
8, 10, 15 - циклоны;
9 - шлюзовой затвор;
11 - воздухопровод;
12 - обратный клапан;
13 - вакуум-насос;
14 - контейнер;
16 - мокрый фильтр.
На фиг.2 изображена схема для осуществления способа проверки герметичности трубопровода.
4 - протирочный аппарат;
5 - аэрокамера;
6 - трубопровод;
7 - разгрузитель;
11 - воздухопровод;
17 - патрубок;
18 - вентиль;
19 - вакуумметр.
На фиг.3 изображена схема для осуществления способа проверки герметичности воздухопровода.
8 - циклон;
11 - воздухопровод;
12 - обратный клапан;
13 - вакуумнасос;
16 - мокрый фильтр;
18 - вентиль;
19 - вакуумметр;
20 - заглушка.
На фиг.4 изображена схема для осуществления способа проверки герметичности разгрузителя.
7 - разгрузитель;
8 - циклон;
11 - воздухопровод;
18 - вентиль;
19 - вакуумметр;
21 - выгрузочный люк разгрузителя;
22 - входной патрубок разгрузителя.
Ниже описан способ проверки герметичности отдельных аппаратов. Для проверки герметичности (фиг.2) трубопровода отсоединяют его от аэрокамеры 5 и заглушают. От разгрузителя 7 отсоединяют трубопровод 6 и к нему подсоединяют вставку, состоящую из патрубка 17, вентиля 18, протирочного аппарата 4 и вакуумметра 19, к другому концу вставки подсоединяют воздухопровод 11 с вакуумным насосом. В системе создают вакуумметрическое давление не менее 0,08 МПа (0,8 кгс/см2), закрывают вентилем 18 и по вакуумметру 19 фиксируют падение вакуумметрического давления, которое должно быть не более 0,005 МПа (0,05 кгс/см2 ) в течение 10 минут.
Для проверки герметичности воздухопровода 11 (фиг.3) отсоединяют его от циклона 8 устройства возврата ПО и ПОД и заглушают заглушкой 20. Между вакуумным насосом 13 и обратным клапаном 12 устанавливают вставку с вентилем 18 и вакуумметром 19. Включением вакуумного насоса создают вакуум в системе до вакуумметрического давления не менее 0,08 МПа (0,8 кгс/см 2) и перекрывают вентиль. Следят за понижением вакуумметрического давления, которое не должно превышать 0,02 МПа (0,2 кгс/см 2) в течение 10 минут. Проверку герметичности воздуховода проводят до заполнения мокрого фильтра 16 водой.
Для проверки герметичности разгрузителя 7 (фиг.4) заглушают его выгрузочный люк 21 и входной патрубок 22, к выходному патрубку циклона 8 устройства для возврата ПО и ПОД подсоединяют вставку с вентилем 18 и вакуумметром 19, свободный конец вставки присоединяют к линии 11 с вакуумным насосом. При включенном вакуумном насосе в системе создают остаточное давление не более 0,02 МПа (0,2 кгс/см2) и перекрывают вентиль. Следят за повышением остаточного давления, которое должно быть не более 0,0025 МПа (0,025 кгс/см2) в течение 5 минут.
В дальнейшем процессе эксплуатации проводят периодическую проверку герметичности указанных узлов пневматической транспортной установки: трубопровода после каждой разборки, но не реже одного раза в три месяца, воздухопровода после каждой разборки, но не реже одного раза в шесть месяцев, разгрузителя не реже одного раза в год.
Технологический комплекс по изготовлению СТРТ запускается в работу по непрерывному изготовлению СТРТ продолжительностью до 24 суток, после которого производится полная чистка установки и подготовка к следующему пуску. Одновременно производится чистка и подготовка пневмотранспортной установки как составной части технологического комплекса в следующем порядке.
Перед пуском и в процессе эксплуатации перед каждым запуском пневмотранспортной установки трубопровод 6 подсоединяют с одной стороны к аэрокамере 5, а с другой стороны, минуя разгрузитель 7, к линии вывода воздуха в атмосферу через циклон 15. Включают подачу сжатого осушенного воздуха в аэрокамеру 5 с абсолютным влагосодержанием не более 0,8 г/м3 при настроенном давлении от 0,25 МПа (2,5 кгс/см2) до 0,35 МПа (3,5 кгс/см2) и ведут продувку в течение не менее 2 х часов.
Затем трубопровод 6 и линию вывода воздуха в атмосферу подсоединяют к разгрузителю и через него продувку сжатым осушенным воздухом при тех же параметрах продолжают в течение от 2,5 до 3,5 часов. При этом воздух подогревают до температуры от 20 до 40°С и от 40 до 60°С при температуре окружающего воздуха (на улице) соответственно выше и ниже -20°С.
Далее включают вакуум-насос 13 и продувку продолжают при вышеуказанных параметрах воздуха в течение не менее 1,5 часов. При этом воздух проходит по всей системе пневмотранспортной установки от аэрокамеры 5 до вакуум-насоса 13, после которого выбрасывается в атмосферу. При включенном вакуум-насосе 13 клапан 12 в линии вывода воздуха в атмосферу за счет вакуума закрывается, а при продувке при не работающем вакуум-насосе за счет избыточного давления открывается.
Необходимость просушки системы пневмотранспортной установки обусловлена тем, что при наличии следов влаги на стенках аппаратов, трубопровода, воздухопровода происходит налипание окислителя. Это приводит к нарушению нормальных режимов транспортирования вплоть до закупорки линии с последующей остановкой процесса.
Для проверки герметичности пневмотранспортной установки в целом отсоединяют трубопровод 6 от аэрокамеры 5 и заглушают, включают вакуум-насос. При этом вакуумметрическое давление в линии перед включенным вакуум-насосом должно быть не менее 0,08 МПа (0,8 кгс/см2). При получении удовлетворительных результатов трубопровод 6 подсоединяют к аэрокамере 5 и пневмотранспортная установка готова для транспортировки ПО и ПОД в технологическом процессе изготовления СТРТ.
Способ пневматического транспортирования окислителя с реализацией признаков изобретения проверен с положительными результатами на ФГУП "Пермский завод им. С.М.Кирова".
Класс B65G53/16 пневматические транспортирующие системы, работающие с псевдоожижением материалов
Класс B65G53/28 транспортирующие системы с использованием давления газа в сочетании с всасыванием