герметичный компрессор

Классы МПК:F04B39/02 смазка
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Красноярский завод холодильников "Бирюса" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-11-24
публикация патента:

Изобретение относится к герметичному компрессору для холодильного оборудования и может быть использовано в системах смазки герметичных компрессоров с вертикальным коленчатым валом и кулисным передаточным механизмом. Герметичный компрессор содержит рабочий цилиндр с поршнем, связанным через кулисный механизм с кривошипом вертикального коленчатого вала, имеющим маслоподающий канал. Последний сообщается с одной стороны с масляной ванной, а с другой - с жестко связанным с одним из звеньев передаточного механизма полым телом, имеющим радиальные отверстия для направленной подачи части смазки в зону трения поршень-цилиндр. Полое тело выполнено в виде гильзы, цилиндрическая часть которой закреплена в маслоподающем канале, а дно расположено над торцом кривошипа. При этом радиальные отверстия целесообразней располагать между торцом кривошипа и дном гильзы на уровне верхней образующей пары поршень-цилиндр. Повышается эффективность охлаждения и смазки зон трения. 1 з.п.ф-лы, 2 ил. герметичный компрессор, патент № 2298111

герметичный компрессор, патент № 2298111 герметичный компрессор, патент № 2298111

Формула изобретения

1. Герметичный компрессор, содержащий рабочий цилиндр с поршнем, связанным через передаточный механизм с кривошипом вертикального коленчатого вала, имеющего маслоподающий канал, сообщающийся с одной стороны с масляной ванной, а с другой - с жестко связанным с одним из звеньев передаточного механизма полым телом, имеющим радиальные отверстия для направленной подачи части смазки в зону трения поршень-цилиндр, отличающийся тем, что полое тело выполнено в виде гильзы, цилиндрическая часть которой закреплена в маслоподающем канале, а дно гильзы расположено над торцом кривошипа.

2. Компрессор по п.1, отличающийся тем, что радиальные отверстия расположены между торцом кривошипа и дном гильзы на уровне верхней образующей пары поршень-цилиндр.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к герметичному холодильному компрессору и может быть использовано в системах смазки герметичных компрессоров с вертикальным валом и преимущественно кулисным передаточным механизмом.

Известен герметичный компрессор, содержащий рабочий цилиндр с поршнем, связанным через головку шатуна с кривошипом коленчатого вала, имеющего маслоподающий канал, сообщающийся с одной стороны с масляной ванной, а с другой - с открытой сверху полостью шатуна, расположенной над верхней торцевой поверхностью коленчатого вала, причем в цилиндрическом венце шатуна, ограничивающим полость разбрызгивания, выполнен сквозной паз для направленного выброса части масла в сторону пары трения поршень-цилиндр [1].

Недостатком известного компрессора с направленным выбросом части масла в сторону пары трения поршень-цилиндр является, во-первых, невозможность использования такого устройства для смазки в компрессорах с кулисным передаточным механизмом ввиду отсутствия шатуна и, во-вторых, так как шатун совершает возвратно-поступательное и качательное движения относительно цилиндра, разбрызгивание масла через край венца шатуна будет неравномерным по периметру, что ведет к снижению эффективности охлаждения и смазки.

Известен герметичный компрессор в сочетании с маслораспределительной системой, содержащий герметичный кожух, раму с расположенным на ней цилиндром, поршень, установленный в цилиндре и связанный приводным элементом с кривошипом вертикального коленчатого вала, нижний конец которого соединен с маслонасосом, расположенным в маслосборнике. В коленчатом валу выполнен канал, связанный с одной стороны с маслонасосом, а с другой - с наклонным каналом в кривошипе, верхний конец которого связан с удлиненным полым телом, имеющим отверстие для выброса смазочного масла в отражатель с пазом, установленный на головке цилиндра и образующий с ней отверстие для пропускания смазочного масла на головку цилиндра [2].

Недостатком известного герметичного компрессора является сложность конструктивного решения маслораспределительной системы и недостаточная эффективность смазки в зоне трения поршень-цилиндр.

Известен герметичный компрессор, содержащий рабочий цилиндр с поршнем, связанным посредством головки шатуна с кривошипом вертикального коленчатого вала, содержащего канал подвода смазки, нижний конец которого связан с масляной ванной, а верхний - с полым телом, жестко связанным с головкой шатуна и имеющим отверстия для подачи смазки к зонам трения и охлаждения компрессора [3].

Недостатком этого компрессора, принятого за прототип, является, во-первых, невозможность использования его смазочно-охлаждающего устройства в компрессорах с кулисным передаточным механизмом из-за отсутствия шатуна и, во-вторых, низкая эффективность охлаждения и смазки зон трения виду того, что масло, выходя из радиальных отверстий полого тела, жестко связанного с кривошипом, разбрызгивается неравномерно. Это связано с тем, что истечение масла из отверстий полого тела из-за меняющейся центробежной силы происходит в пульсирующем режиме, при этом охлаждение и смазка узлов компрессора будет неравномерной.

Предложенным изобретением решается задача повышения эффективности охлаждения компрессора и смазки зон трения в компрессорах с кулисным передаточным механизмом.

Для достижения этого технического результата в герметичном компрессоре, содержащем рабочий цилиндр с поршнем, связанным через передаточный механизм с кривошипом вертикального коленчатого вала, имеющего маслоподающий канал, сообщающийся с одной стороны с масляной ванной, а с другой - с жестко связанным с одним из звеньев передаточного механизма полым телом, имеющим радиальные отверстия для направленной подачи части смазки в зону трения поршень-цилиндр, при этом полое тело выполнено в виде гильзы, цилиндрическая часть которой закреплена в маслоподающем канале, а дно расположено над торцом кривошипа. Радиальные отверстия целесообразнее располагать между торцом кривошипа и дном гильзы на уровне верхней образующей пары поршень-цилиндр.

На фиг.1 показан частичный вид предлагаемого компрессора в разрезе, фиг.2 - вид компрессора сверху.

Герметичный компрессор содержит крышку двигателя 1, цилиндр 2, поршень 3, связанный с кривошипом 4 вертикального коленчатого вала 5 посредством ползуна 6 и кулисы 7, являющихся передаточным механизмом. Вертикальный вал 5 имеет маслоподающий канал 8, который проходит в области подшипника скольжения 9 по винтовой линии снаружи вала 5, а в верхней его части - внутри кривошипа 4. В маслоподающем канале 8 кривошипа 4 расположена гильза 10, цилиндрическая часть 11 которой закреплена в канале 8, а радиальные отверстия 12 расположены между верхним торцом 13 кривошипа 4 и дном 14 гильзы 10. Радиальные отверстия 12 расположены на уровне верхней образующей пары трения поршень-цилиндр. Нижний конец масляного канала 8 сообщается с масляной ванной (на фиг. не показана), а верхний конец выходит через кривошип 4 в зону разбрызгивания масла. Гильза 10, закрепленная в маслоподающем канале 8 кривошипа 4, служит разбрызгивателем масла во время эксплуатации компрессора.

При работе компрессора масло из масляной ванны по каналу 8 подается в полость гильзы 10, откуда под действием центробежных сил выбрасывается через радиальные отверстия 12 как в зону трения поршень-цилиндр, так и на другие узлы и детали компрессора для их охлаждения.

Так как гильза 10 совершает вращательные движения, в то время как открытая полость шатуна (прототип) совершает возвратно-поступательное движение, эффективность смазки и равномерность разбрызгивания масла по предлагаемому изобретению выше.

Кроме того, направленная подача масла в зазор трущейся пары поршень-цилиндр за счет расположения радиальных отверстий между торцом кривошипа и дном гильзы повышает ее герметичность и эффективность смазки и охлаждения и, как следствие, увеличивает холодопроизводительность и коэффициент энергоэффективности (Ке) компрессора. Равномерность разбрызгивания масла создает также звукопоглощающее действие. Результаты испытаний по корректированному уровню звуковой мощности компрессора КВО-120 показали снижение корректированного уровня звуковой мощности.

Источники информации

1. Патент РФ №2173403, F04B 39/02, опуб. 10.09.2001.

2. Патент РФ №1521286, F04B 39/02, опуб. 02.10.1989.

3. Авт. свид. СССР №1476189, F04B 39/02, опуб. 30.04.1989 (прототип).

Наверх