система рулевого управления большегрузного седельного автопоезда
Классы МПК: | B62D13/04 с индивидуально поворачиваемыми колесами |
Автор(ы): | Свиридов Евгений Викторович (RU), Васильченков Василий Федорович (RU), Кистенев Вадим Иванович (RU), Котляров Алексей Юрьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Рязанский военный автомобильный институт имени генерала армии В.П. ДУБЫНИНА (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-05-22 публикация патента:
10.12.2007 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам рулевого управления большегрузных седельных автопоездов, и может быть использовано для упрощения конструкции и повышения универсальности звеньев автопоезда. Система рулевого управления большегрузного седельного автопоезда содержит рулевые трапеции тягача и прицепного звена, связанные с поворотными колесами, исполнительный гидроцилиндр. Шток исполнительного цилиндра кинематически связан через золотниковый гидрораспределитель с силовым гидроцилиндром, механически связанным посредством тяг с рулевой трапецией прицепного звена. Система содержит дополнительный гидроцилиндр, закрепленный на тягаче, соединенный штоком с рычагом, связанным с рулевой трапецией. Дополнительный гидроцилиндр гидравлически связан с полостью исполнительного гидроцилиндра. В магистраль, соединяющую дополнительный гидроцилиндр с исполнительным гидроцилиндром, дополнительно включен резервуар подпитки гидросистемы с кранами перекрытия. Изобретение позволяет упростить конструкцию, осуществляющую задающий параметр поворота управляемых колес полуприцепа в функции от угла поворота управляемых колес тягача, и обеспечить универсальность звеньев автопоездов за счет возможности сцепляемости управляемых полуприцепов с типовыми седельными тягачами и специализированных тягачей с типовыми полуприцепами. 2 ил.
Формула изобретения
Система рулевого управления большегрузного седельного автопоезда, содержащая рулевые трапеции тягача и прицепного звена, связанные с поворотными колесами, исполнительный гидроцилиндр, шток которого кинематически связан через золотниковый гидрораспределитель с силовым гидроцилиндром, механически связанным посредством тяг с рулевой трапецией прицепного звена, дополнительный гидроцилиндр, закрепленный на тягаче, соединенный штоком с рычагом, связанным с рулевой трапецией, причем дополнительный гидроцилиндр гидравлически связан с полостью исполнительного гидроцилиндра, отличающаяся тем, что в магистраль, соединяющую дополнительный гидроцилиндр с исполнительным гидроцилиндром, дополнительно включен резервуар подпитки гидросистемы с кранами перекрытия.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам рулевого управления большегрузных седельных автопоездов, и может быть использовано для упрощения конструкции и повышения универсальности звеньев автопоезда.
Наиболее близким к заявляемому изобретению является система рулевого управления многозвенного большегрузного седельного автопоезда [авторское свидетельство СССР №1664643, МПК В62D 13/04, 1991 г.], содержащая рулевые трапеции тягача и прицепного звена, связанные с поворотными колесами, качающийся рычаг, кинематически связанный с копиром и со штоком задающего гидроцилиндра, гидравлически соединенного своими полостями посредством гидролиний с полостями исполнительного гидроцилиндра, шток которого кинематически связан через золотниковый гидрораспределитель с силовым гидроцилиндром, механически связанным посредством тяг с рулевой трапецией прицепного звена, и дополнительный гидроцилиндр, закрепленный на тягаче, соединенный штоком с рычагом, связанным с рулевой трапецией, причем дополнительный гидроцилиндр гидравлически связан с полостями задающего и исполнительного гидроцилиндров, при этом удельные объемы задающего, исполнительного и дополнительного гидроцилиндров равны, а длина рычага дополнительного гидроцилиндра определена по следующей зависимости
l=K/F,
где К - удельный объем исполнительного и задающего гидроцилиндров;
F - площадь поршня дополнительного гидроцилиндра.
Недостатком данной системы является сложность конструкции из-за наличия в ней задающего устройства управления колесами полуприцепа в функции от угла складывания звеньев автопоезда, состоящего из копира, качающегося рычага с роликом, связанного со штоком задающего гидроцилиндра, что вызывает разунификацию прицепных звеньев.
Технический результат направлен на упрощение конструкции, осуществление задающего параметра поворота управляемых колес полуприцепа в функции от угла поворота управляемых колес тягача и достижение универсальности звеньев автопоездов за счет возможности сцепляемости управляемых полуприцепов с типовыми седельными тягачами и специализированных тягачей с типовыми полуприцепами.
Технический результат достигается тем, что в системе рулевого управления большегрузного седельного автопоезда, содержащей рулевые трапеции тягача и прицепного звена, связанные с поворотными колесами, исполнительный гидроцилиндр, шток которого кинематически связан через золотниковый гидрораспределитель с силовым гидроцилиндром, механически связанным посредством тяг с рулевой трапецией прицепного звена, дополнительный гидроцилиндр, закрепленный на тягаче, соединенный штоком с рычагом, связанным с рулевой трапецией, причем дополнительный гидроцилиндр гидравлически связан с полостью исполнительного гидроцилиндра, согласно изобретению в магистраль, соединяющую дополнительный гидроцилиндр с исполнительным гидроцилиндром, дополнительно включен резервуар подпитки гидросистемы с кранами перекрытия.
Отличительными признаками от прототипа является то, что в магистраль, соединяющую дополнительный гидроцилиндр с исполнительным гидроцилиндром, дополнительно включен резервуар подпитки гидросистемы с кранами перекрытия.
Схема предлагаемой системы рулевого управления большегрузного седельного автопоезда представлена на фиг.1; на фиг.2 - гидравлическая схема системы. Система рулевого управления содержит рулевые трапеции тягача 1 и прицепного звена 2, связанные с поворотными колесами 3, исполнительный гидроцилиндр 4, шток 5 которого кинематически связан через золотниковый гидрораспределитель 6 с силовым гидроцилиндром 7, механически связанным посредством тяг 8 с рулевой трапецией прицепного звена 2, дополнительный гидроцилиндр 9, закрепленный на тягаче, соединенный штоком 10 с рычагом 11, связанным с рулевой трапецией 1, причем дополнительный гидроцилиндр 9 гидравлически связан с полостью исполнительного гидроцилиндра 4, при этом в магистраль 12, соединяющую дополнительный гидроцилиндр 9 с исполнительным гидроцилиндром 4, дополнительно включен резервуар 13 подпитки гидросистемы с кранами перекрытия 14.
Устройство работает следующим образом.
При криволинейном движении автопоезда управляемые колеса 3 тягача поворачиваются на определенный угол т, перемещая рычаг 11, соединенный со штоком 10 дополнительного гидроцилиндра 9. Жидкость, вытесняемая из дополнительного гидроцилиндра 9, перераспределяется в исполнительный гидроцилиндр 4, который открывает золотник 6. От гидронасоса (не показан) рабочая жидкость поступает под давлением к силовому гидроцилиндру 7, который через систему рычагов и тяг поворачивает колеса 3 полуприцепа на угол п, при котором золотник 6 через механическую обратную связь устанавливается в исходное положение.
При движении тягача без полуприцепа магистраль 12, соединяющая дополнительный гидроцилиндр 9 с исполнительным гидроцилиндром 4, разъединена и при перемещении штока 10 дополнительного гидроцилиндра 9 жидкость из одной его полости через открытые краны 14 и резервуар 13 перетекает в другую, обеспечивая автономную работу рулевого управления тягача.
При сцеплении тягача с полуприцепом и соединении магистрали 12 необходимо сначала прокачать гидросистему дополнительного 9 и исполнительного 4 гидроцилиндров путем многократного поворота рулевого колеса (не показано) до упора в разные стороны до исчезновения пузырьков воздуха в резервуаре 13 подпитки гидросистемы. После чего перекрыть краны 14.
В результате исключения из устройства копира, качающегося рычага с роликом, связанного со штоком задающего гидроцилиндра, и установки резервуара подпитки гидросистемы с кранами перекрытия достигается упрощение конструкции, осуществление задающего параметра поворота управляемых колес полуприцепа в функции от угла поворота управляемых колес тягача, повышение надежности работы гидросистемы после ее соединения во время сцепки звеньев автопоезда и достижение их универсальности за счет возможности сцепляемости управляемых полуприцепов с типовыми седельными тягачами и специализированных тягачей с типовыми полуприцепами.
Класс B62D13/04 с индивидуально поворачиваемыми колесами