способ подъема затонувших объектов
Классы МПК: | B63C7/06 путем создания подъемной силы внутри или снаружи затонувших судов или прочих объектов |
Автор(ы): | Ерохин Алексей Геннадьевич (RU), Краморенко Андрей Вячеславович (RU), Молчанов Владимир Александрович (RU), Чумаков Рудольф Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Войсковая часть 20914 (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-06-06 публикация патента:
20.03.2008 |
Изобретение относится к области судоподъема и может быть использовано в организациях, занимающихся подъемом затонувших объектов, преимущественно подводной лодки. Способ подъема заключается в закреплении в оконечности, в которой не расположена абсцисса точки приложения подъемного веса объекта, определяемая расчетным путем, «отрывных» судоподъемных понтонов. Затем поднимают эту оконечность за счет замещения газом воды в этих судоподъемных понтонах. После этого производят лаговую остропку судоподъемных понтонов и подъем второй оконечности и подводной лодки в целом на поверхность с удержанием дифферента в заданных пределах соответствующим размещением понтонов. Такое осуществление подъема позволит сократить трудоемкость и время проведения водолазных работ при подъеме затонувших объектов. 3 ил.
Формула изобретения
Способ подъема затонувшего объекта, преимущественно подводной лодки, заключающийся в лаговой остропке на корпусе подводной лодки судоподъемных понтонов и закреплении в оконечности «отрывных» судоподъемных понтонов, создании подъемной силы за счет замещения газом воды в них и подъеме подводной лодки с попеременным всплытием оконечностей и удержанием дифферента в заданных пределах соответствующим размещением понтонов, отличающийся тем, что подъем начинают с отрыва отрывными судоподъемными понтонами оконечности, в которой не расположена абсцисса точки приложения подъемного веса объекта, определяемая расчетным путем, после чего производят лаговую остропку судоподъемных понтонов и подъем второй оконечности и подводной лодки в целом на поверхность, при этом отрывные судоподъемные понтоны закрепляют в оконечности, поднимаемой первой.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судоподъема, в частности к способам подъема затонувших подводных лодок.
Известен ступенчатый способ подъема затонувших подводных лодок, в котором подъем осуществляют путем создания подъемной силы замещением газом воды в емкостях, закрепленных лагом и в оконечностях к затонувшей подводной лодке, см., например, книгу Н.П.Муру и В.В.Власова «Статика судоподъема». Л., издание училища ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского, 1985, стр. 43-44.
В данном способе остропка бортовых и «отрывных» понтонов производится до начала всплытия, а всплытие затонувшей подводной лодки на каждую из ступеней осуществляют попеременно: сначала одной, а потом второй оконечностью.
Способ исключает необходимость выполнения промежуточных покладок затонувшего корабля на грунт и перестройку «отрывных» понтонов, характерных для ступенчатого способа подъема, но он является сложным и трудоемким. Он требует большего числа «отрывных» понтонов. Это связано с тем, что для обеспечения подъема оконечности, всплывающей первой, к ней прикладывается заведомо большая подъемная сила и, соответственно, на ней должно устанавливаться большее количество мест приложения подъемных сил. Однако разместить такое большое количество мест приложения подъемных сил на корпусах подводных лодок в настоящее время не представляется возможным, так как это влечет увеличение их водоизмещения и, как следствие, ухудшение боевых свойств.
Известен способ подъема затонувших подводных лодок, заключающийся в лаговой остропке на корпусе подводной лодки судоподъемных понтонов и закреплении, в оконечностях «отрывных» судоподъемных понтонов, создании подъемной силы за счет замещения газом воды в них и подъеме подводной лодки с попеременным всплытием оконечностей и удержанием дифферента в заданных пределах соответствующим размещением понтонов, см., например, книгу Н.П.Муру и В.В.Власова «Статика судоподъема». Л., издание училища ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского, 1985, стр. 42-43.
Недостатками способа являются:
- ограниченность количества этапов (не более трех) подъема корабля одной оконечностью;
- большой объем водолазных работ на глубине затопления подводной лодки, направленных на заведение подкильных стропов для лаговой остропки судоподъемных понтонов путем промывки туннелей и другими известными способами;
- необходимость более тщательного регулирования наращивания подъемных сил на каждом этапе.
Кроме того, этому способу присущ недостаток вышеуказанного способа, а именно он также требует большего числа мест приложения подъемных сил, что вызывает ухудшение основных характеристик подводной лодки, а также увеличение объема водолазных работ.
Задачей изобретения является повышение эффективности работ по подъему затонувших объектов.
Задача решается тем, что в известном способе, заключающемся в лаговой остропке на корпусе подводной лодки судоподъемных понтонов и закреплении, в оконечностях «отрывных» судоподъемных понтонов, создании подъемной силы за счет замещения газом воды в них и подъеме подводной лодки с попеременным всплытием оконечностей и удержанием дифферента в заданных пределах соответствующим размещением понтонов, перед началом подъема расчетом определяют «легкую» оконечность, т.е. оконечность, в которой не расположена абсцисса точки приложения подъемного веса объекта. Эту оконечность поднимают первой. Затем производят лаговую остропку судоподъемных понтонов в образовавшийся подзор между корпусом подводной лодки и грунтом и подъем второй оконечности.
Новыми существенными признаками предложенного способа являются:
- определение перед началом подъема путем расчета «легкой» оконечности, которую поднимают первой;
- выполнение лаговой остропки судоподъемных понтонов в образовавшийся подзор между корпусом подводной лодки и грунтом.
При этом определение перед началом подъема путем расчета «легкой» оконечности, которую поднимают первой, обеспечивает оптимизацию количества мест закрепления судоподъемных понтонов на корпусе подводной лодки, располагая их только в оконечностях, что способствует улучшению характеристик и уменьшению общей стоимости проектирования, строительства и эксплуатации подводных лодок. Выполнение лаговой остропки судоподъемных понтонов в образовавшийся подзор между корпусом подводной лодки и грунтом позволяет существенно снизить объем водолазного труда за счет исключения необходимости промывки туннелей для заведения подкильных стропов. Все это обеспечивает повышение эффективности выполнения судоподъемных работ.
На фиг.1 изображена подводная лодка с остропленными в «легкой» оконечности «отрывными» понтонами.
На фиг.2 изображена подводная лодка с поднятой «легкой» оконечностью.
На фиг.3 изображена остропка бортовых понтонов с заведением подкильных стропов в подзор между корпусом и грунтом (вид с носа).
Подъем подводной лодки осуществляется в следующей последовательности:
расчетом определяют легкую оконечность затонувшей подводной лодки 1;
за штатные прочные узлы 2 на затонувшей подводной лодке 1 посредством подъемных стропов 3 закрепляют «отрывные» судоподъемные понтоны 4 в количестве, достаточном для подъема оконечности;
замещением газом воды в «отрывных» понтонах 4 поднимают оконечность, регулируя угол дифферента затонувшей подводной лодки за счет длины подъемных стропов 3;
в образовавшийся подзор между корпусом подводной лодки 1 и грунтом с помощью судов обеспечения 5 заводят бортовые понтоны 6 с закрепленными подкильными стропами 7, в количестве, достаточном для подъема лодки на поверхность;
замещением газом воды в бортовых понтонах 6 поднимают затонувшую подводную лодку 1 на поверхность.
Технико-экономическое преимущество заявляемого способа подъема затонувших объектов по сравнению с известными аналогами и выбранным прототипом, см. способ, описанный в книге Н.П.Муру и В.В.Власова «Статика судоподъема». Л., издание училища ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского, 1985, стр. 42-43, и принятый за базовый объект, заключается в улучшении характеристик и уменьшении общей стоимости проектирования, строительства и эксплуатации подводных лодок, а также в существенном снижении объема водолазного труда за счет исключения необходимости промывки туннелей для заведения подкильных стропов. Все это обеспечивает повышение эффективности выполнения судоподъемных работ.
Класс B63C7/06 путем создания подъемной силы внутри или снаружи затонувших судов или прочих объектов