комплексная система охлаждения тягового преобразователя и двигателя внутреннего сгорания тепловоза (варианты)

Классы МПК:B61C17/00 Расположение различного оборудования на локомотивах или моторных вагонах; конструктивные элементы, не отнесенные к другим рубрикам; применение механизмов и систем управления
B60L11/02 с генераторами, приводимыми в действие тепловыми двигателями 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава (ОАО "ВНИКТИ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-12-12
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортных средств и направлено на усовершенствование систем охлаждения транзисторов тягового преобразователя тепловоза с электропередачей переменно-переменного тока и его двигателя внутреннего сгорания. Система охлаждения содержит жидкостные охладители транзисторов тягового преобразователя и систему охлаждения двигателя внутреннего сгорания, состоящую из горячего и холодного жидкостных контуров охлаждения, а также масляного контура. Горячий контур охлаждения включает в себя жидкостные полости охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Холодный контур охлаждения включает в себя жидкостно-воздушный радиатор и охладители наддувочного воздуха и масла, а масляный контур охлаждения - масляный насос, масляные полости двигателя внутреннего сгорания и охладитель масла. Горячий и холодный контуры охлаждения соединены между собой ветвями межконтурного перепуска. В первом варианте жидкостные охладители транзисторов тягового преобразователя включены в холодный контур системы охлаждения двигателя, а во втором варианте они включены в масляный контур системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Технический результат заключается в обеспечении более эффективного охлаждения преобразователей, упрощении системы охлаждения и повышении надежности транзисторов в условиях зимней эксплуатации. 2 н.п. ф-лы, 3 ил. комплексная система охлаждения тягового преобразователя и двигателя   внутреннего сгорания тепловоза (варианты), патент № 2344953

комплексная система охлаждения тягового преобразователя и двигателя   внутреннего сгорания тепловоза (варианты), патент № 2344953 комплексная система охлаждения тягового преобразователя и двигателя   внутреннего сгорания тепловоза (варианты), патент № 2344953 комплексная система охлаждения тягового преобразователя и двигателя   внутреннего сгорания тепловоза (варианты), патент № 2344953

Формула изобретения

1. Комплексная система охлаждения тягового преобразователя и двигателя внутреннего сгорания тепловоза, содержащая жидкостные охладители транзисторов тягового преобразователя и систему охлаждения двигателя внутреннего сгорания, состоящую из горячего и холодного жидкостных контуров охлаждения, а также масляного контура, горячий контур охлаждения включает в себя жидкостные полости охлаждения двигателя внутреннего сгорания, первый циркуляционный насос и первый жидкостно-воздушный радиатор, холодный контур охлаждения - второй циркуляционный насос, второй жидкостно-воздушный радиатор и охладители наддувочного воздуха и масла, включенного в холодный контур холодной стороной, а масляный контур охлаждения - масляный насос, масляные полости двигателя внутреннего сгорания и охладитель масла, включенный в масляный контур горячей стороной, горячий и холодный контуры охлаждения соединены между собой ветвями межконтурного перепуска, отличающаяся тем, что жидкостные охладители транзисторов тягового преобразователя включены в холодный контур системы охлаждения двигателя для повышения их эффективности охлаждения и надежности.

2. Комплексная система охлаждения тягового преобразователя и двигателя внутреннего сгорания тепловоза, содержащая жидкостные охладители транзисторов тягового преобразователя и систему охлаждения двигателя внутреннего сгорания, состоящую из горячего и холодного жидкостных контуров охлаждения, а также масляного контура, горячий контур охлаждения включает в себя жидкостные полости охлаждения двигателя внутреннего сгорания, первый циркуляционный насос и первый жидкостновоздушный радиатор, холодный контур охлаждения - второй циркуляционный насос, второй жидкостновоздушный радиатор и охладители наддувочного воздуха и масла, включенного в холодный контур холодной стороной, а масляный контур охлаждения - масляный насос, масляные полости двигателя внутреннего сгорания и охладитель масла, включенный в масляный контур горячей стороной, горячий и холодный контуры охлаждения соединены между собой ветвями межконтурного перепуска, отличающаяся тем, что жидкостные охладители транзисторов тягового преобразователя включены в масляный контур системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания для повышения их эффективности охлаждения и надежности.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области транспортных средств, в частности к системам охлаждения транзисторов тягового преобразователя тепловоза с электропередачей переменно-переменного тока и его двигателя внутреннего сгорания.

Известна двухконтурная система охлаждения двигателя внутреннего сгорания тепловоза, содержащая горячий и холодный контуры циркуляции охлаждающей жидкости, и отдельно система воздушного охлаждения выпрямительной установки, содержащая непосредственно выпрямительную установку с лавинными кремниевыми вентилями с воздушными радиаторами, вентиляторную установку с приводом для подачи охлаждающего воздуха в выпрямительную установку, воздухоочистители и воздуховоды (Тепловоз 2ТЭ116, Москва, "Транспорт", 1985, рис.50, стр.83).

Известна также система воздушного охлаждения транзисторов тяговых преобразователей, содержащая транзисторы, воздушные радиаторы, вентиляторную установку с приводом для подачи охлаждающего воздуха в выпрямительную установку, воздухоочистители, заборные и выхлопные решетки, а также систему воздуховодов («Тяговый преобразователь большой мощности на транзисторах JGBT» Железные дороги мира, 03 - 2002).

Недостатками известных систем воздушного охлаждения являются:

- большие габаритные размеры воздушных радиаторов транзисторов и соответственно тяговых преобразователей;

- сложность конструкции воздушных радиаторов;

- сложность системы воздушного охлаждения, содержащей вентиляторную установку с приводом, воздухоочистители и громоздкие воздуховоды; большие габаритные размеры перечисленного оборудования на тепловозе;

- значительные затраты энергии, расходуемой на привод вентиляторных установок;

- ограниченная надежность при эксплуатации в условиях низких отрицательных температур окружающей среды;

- наличие на тепловозе двух обособленных друг от друга систем охлаждения (двигателя и выпрямительной установки) с вентиляторами и приводами, что существенно увеличивает их суммарные габариты и массу и в итоге затрудняет общую компоновку тепловоза.

Известна система жидкостного охлаждения транзисторов силовых преобразователей, содержащая транзисторы с жидкостными охладителями, насос с приводом для прокачки охлаждающей жидкости через преобразователь, водовоздушный радиатор для отвода тепла от охлаждающей жидкости в атмосферу, вентилятор с приводом, обеспечивающий циркуляцию воздуха через водовоздушный радиатор, электроподогреватель для стабилизации температурных условий работы преобразователя в условиях отрицательных температур атмосферного воздуха («Применение тяговых преобразователей на базе транзисторов JGBT» Железные дороги мира, 05 - 2002; И.Тайгелькеттер (J. Teiqelkotter), Д. Шпренгер (D. Sprenger) «Тяговый преобразователь фирмы Siemens на транзисторах JGBT», Железные дороги мира, №12, 1999).

Положительным свойством системы жидкостного охлаждения по сравнению с воздушной является уменьшенные габариты охладителей транзисторов тяговых преобразователей, благодаря чему могут быть уменьшены размеры преобразователя или увеличена его мощность, а также более высокие показатели надежности при работе преобразователя в условиях низких температур атмосферного воздуха.

Недостатками известной системы жидкостного охлаждения транзисторов тяговых преобразователей являются: наличие на тепловозе двух обособленных друг от друга водяных систем охлаждения с индивидуальными вентиляторами, водовоздушными радиаторами, насосами и приводами вентиляторов и насосов, а также наличие электроподогревателя, что существенно увеличивает их суммарные габариты и массу и в итоге затрудняет общую компоновку тепловоза, а также приводит к дополнительным затратам электроэнергии при стабилизации температурных условий работы преобразователя в условиях отрицательных температур атмосферного воздуха.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и надежности охлаждения преобразователей, сокращение габаритов и массы оборудования системы охлаждения, сокращение строительной стоимости системы и тепловоза в целом, а также сокращение эксплуатационных затрат при ее функционировании.

Указанный технический результат достигается тем, что в комплексной системе охлаждения тягового преобразователя и двигателя внутреннего сгорания тепловоза, содержащей жидкостные охладители транзисторов тягового преобразователя и систему охлаждения двигателя внутреннего сгорания, состоящую из горячего и холодного жидкостных контуров охлаждения, а также масляного контура, горячий контур охлаждения включает в себя жидкостные полости охлаждения двигателя внутреннего сгорания, первый циркуляционный насос и первый жидкостно-воздушный радиатор, холодный контур охлаждения - второй циркуляционный насос, второй жидкостно-воздушный радиатор и охладители наддувочного воздуха и масла, включенного в холодный контур холодной стороной, а масляный контур охлаждения - масляный насос, масляные полости двигателя внутреннего сгорания и охладитель масла, включенный в масляный контур горячей стороной, горячий и холодный контуры охлаждения соединены между собой ветвями межконтурного перепуска, в первом варианте жидкостные охладители транзисторов тягового преобразователя включены в холодный контур системы охлаждения двигателя, а во втором варианте они включены в масляный контур системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

На фиг.1 представлена схема включения охладителей транзисторов в холодном контуре по первому варианту параллельно охладителям наддувочного воздуха и масла. На фиг.2 представлена схема включения охладителей транзисторов в холодном контуре по первому варианту параллельно основному потоку в трубопроводе между радиатором холодного контура и насосом. На фиг.3 представлена схема включения охладителей транзисторов в масляном контуре по второму варианту.

Комплексная система (фиг.1, 2 и 3) содержит горячий 1, холодный 2 и масляный 3 контуры охлаждения двигателя внутреннего сгорания тепловоза. Горячий контур 1 состоит из жидкостных полостей охлаждения 4 двигателя внутреннего сгорания, первого циркуляционного насоса 5 и первого жидкостно-воздушного радиатора 6. Холодный контур 2 включает в себя второй циркуляционный насос 7, охладитель наддувочного воздуха 8, охладитель масла 9, который включен в контур холодной стороной, и второй жидкостно-воздушный радиатор 10. Масляный контур охлаждения 3 включает в себя масляный насос 11, масляные полости охлаждения 12 двигателя внутреннего сгорания и охладитель масла 9, включенный в контур горячей стороной. Горячий 1 и холодный 2 контуры соединены между собой ветвями межконтурного перепуска 13 и 14, снабженными вентилями соответственно 15 и 16, позволяющими вручную управлять соединением контуров.

В первом варианте (фиг.1 и 2) жидкостные охладители 17 транзисторов тягового преобразователя 18 электропередачи переменно-переменного тока включены в холодный контур 2 системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания для повышения их эффективности охлаждения и надежности. При этом жидкостные охладители 17 могут быть включены в различные участки холодного контура 2: параллельно охладителям наддувочного воздуха 8 и масла 9 (фиг.1), или параллельно только охладителю наддувочного воздуха 8 (на чертеже не показано), или параллельно только охладителю масла 9 (на чертеже не показано), или параллельно основному потоку в трубопроводе 19 между вторым жидкостно-воздушным радиатором 10 и вторым циркуляционным насосом 7 (фиг.2).

Во втором варианте жидкостные охладители 17 транзисторов тягового преобразователя 18 для повышения эффективности их охлаждения могут быть включены в разные участки масляного контура охлаждения 3, например, параллельно масляным полостям 12 охлаждения двигателя внутреннего сгорания (Фиг.3) или на прямом участке трубопровода 20 масляного контура охлаждения 3 после охладителя масла 9 (на чертеже не показано).

Комплексная система работает следующим образом. При подключении жидкостных охладителей 17 транзисторов тягового преобразователя 18 в холодный контур 2 системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания по первому варианту охлаждение их осуществляется водой. В случае подключения их параллельно основным устройствам этого контура - охладителю наддувочного воздуха 8 или охладителю масла 9 или параллельно охладителям наддувочного воздуха 8 и масла 9 (фиг.1) - расход воды через охладители транзисторов не должен превышать 10% от производительности второго циркуляционного насоса 7. В случае подключения жидкостных охладителей 17 транзисторов тягового преобразователя 18 на прямом участке трубопровода холодного контура 2 (фиг.2) расход воды через них может быть любым и ограничен только производительностью второго циркуляционного насоса 7.

При включении жидкостных охладителей 17 транзисторов тягового преобразователя 18 в масляный контур 3 по второму варианту - охлаждение их осуществляется маслом. В случае подключения их параллельно масляным полостям 12 двигателя внутреннего сгорания (фиг.3) расход масла через охладители не должен превышать 10% от производительности масляного насоса 11. В случае подключения жидкостных охладителей 17 транзисторов тягового преобразователя 18 на прямом участке трубопровода 20 расход масла через охладители может быть любым и ограничен только производительностью масляного насоса 11.

При работе двигателя внутреннего сгорания его охлаждающие жидкости циркулируют по горячему 1, холодному 2 и масляному 3 контурам и поддерживаются на заданных температурных уровнях, например, для двигателей магистральных тепловозов температуру воды в горячем контуре рекомендуется поддерживать на уровне 75...90°С при максимально допустимой 105°С и минимальной 15°С, в холодном контуре - на уровне 35...75°С при минимальной 15°С, а в масляном контуре - на уровне 60...70°С при максимально допустимой 80°С и минимальной 40°С.

При вышеуказанных температурных уровнях воды холодного контура и масла необходимые теплоотводы от транзисторов жидкостными охладителями обеспечиваются при допустимых температурах их стенок не более 100...110°С. Кроме того, жидкостное охлаждение с вышеуказанными температурами для охлаждения транзисторов исключает вероятность переохлаждения последних при зимних условиях эксплуатации.

Таким образом, предлагаемая комплексная система охлаждения транзисторов тяговых преобразователей и двигателя внутреннего сгорания тепловоза:

обеспечит эффективное охлаждение преобразователей с уменьшенными габаритами их охладителей;

- значительно упростит систему охлаждения преобразователя по сравнению с автономными воздушной или жидкостной системами, так как для нее не требуются специальных насосов, вентиляторов, воздухоочистителей, воздуховодов, и поэтому облегчится размещение другого оборудования на тепловозе;

- обеспечит повышение надежности транзисторов, так как исключит их возможное переохлаждение в условиях зимней эксплуатации;

- исключит дополнительные затраты электроэнергии для прогрева транзисторов в холодное время года.

Класс B61C17/00 Расположение различного оборудования на локомотивах или моторных вагонах; конструктивные элементы, не отнесенные к другим рубрикам; применение механизмов и систем управления

способ снижения воздействия выпускных газов автономных локомотивов на контактную сеть электрифицированных железнодорожных линий и устройство для его осуществления -  патент 2529560 (27.09.2014)
система пожарно-охранной предупредительной сигнализации для железнодорожных электропоездов -  патент 2525478 (20.08.2014)
мобильный ресивер для железнодорожных станций и перегонов -  патент 2523739 (20.07.2014)
кабина машиниста поезда, содержащая стеклянный потолок -  патент 2499708 (27.11.2013)
устройство преобразования мощности для транспортного средства -  патент 2494898 (10.10.2013)
система обеспечения микроклимата в кабине управления локомотива -  патент 2489287 (10.08.2013)
устройство интеллектуальной бортовой аппаратуры маневровой автоматической локомотивной сигнализации -  патент 2487035 (10.07.2013)
межсекционное соединение криогенных систем газотурбовоза -  патент 2487032 (10.07.2013)
способ и устройство для контроля скорости -  патент 2483325 (27.05.2013)
способ для оптимизации работы поезда для поезда, включающего в себя множественные локомотивы с распределенной подачей мощности -  патент 2482990 (27.05.2013)

Класс B60L11/02 с генераторами, приводимыми в действие тепловыми двигателями 

устройство для автоматического регулирования скорости тепловоза с электрической передачей -  патент 2481202 (10.05.2013)
транспортное средство с комбинированной энергетической установкой расширенных функциональных возможностей -  патент 2473432 (27.01.2013)
способ управления силовой установкой гибридного локомотива -  патент 2470809 (27.12.2012)
устройство преобразования мощности для возбуждения электродвигателя -  патент 2463699 (10.10.2012)
устройство для мониторинга теплового состояния и уровня влажности тяговых электрических машин -  патент 2456193 (20.07.2012)
способ управления силовой установкой и устройство для его реализации -  патент 2419563 (27.05.2011)
система привода двигателя с переменным магнитным потоком -  патент 2397600 (20.08.2010)
система электропитания, транспортное средство с системой электропитания, способ управления повышением температуры для устройства накопления энергии и машиночитаемый носитель записи, содержащий программу, побуждающую компьютер выполнять управление повышением температуры устройства накопления энергии -  патент 2396175 (10.08.2010)
устройство управления вектором для электродвигателя переменного тока -  патент 2395895 (27.07.2010)
транспортное средство с электрическим приводом -  патент 2395410 (27.07.2010)
Наверх