способ устранения дисбаланса ротора электрической машины с короткозамкнутой обмоткой
Классы МПК: | H02K15/16 центрирование ротора в статоре; балансирование ротора G01M1/38 комбинированные машины или устройства для одновременного определения и коррекции дисбаланса |
Автор(ы): | Киселев Владимир Викторович (RU), Попов Вячеслав Игоревич (RU), Мамыкин Алексей Юрьевич (RU), Грозунов Михаил Леонидович (RU) |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество "Формат" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-10-02 публикация патента:
27.03.2009 |
Изобретение относится к области электротехники, в частности к изготовлению электрических машин с короткозамкнутым ротором, обмотка которых выполнена в литейной форме. Сущность изобретения состоит в том, что в предлагаемом способе устранения дисбаланса ротора электрической машины с короткозамкнутой обмоткой, включающем определение мест дисбаланса и последующую балансировку, согласно данному изобретению обмотку изготавливают в литейной форме путем заливки расплавленного металла, а после определения мест дисбаланса нескольких отлитых роторов дорабатывают литейную форму путем создания углублений или добавлением объемных масс в местах формирования короткозамкнутых колец обмотки ротора. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в упрощении процесса балансировки роторов путем обеспечения возможности после доработки комплекта литьевых форм получать роторы, не требующие установки дополнительных элементов, что позволяет отказаться от наличия в конструкции ротора пазов или штырей для установки балансировочных грузов.
Формула изобретения
Способ устранения дисбаланса ротора электрической машины с короткозамкнутой обмоткой, включающий определение мест дисбаланса и последующую балансировку, отличающийся тем, что обмотку изготавливают в литейной форме путем заливки расплавленного металла, а после определения мест дисбаланса нескольких отлитых роторов дорабатывают литейную форму путем создания углублений или добавлением объемных масс в местах формирования короткозамкнутых колец обмотки ротора.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электротехнике, в частности к изготовлению электрических машин с короткозамкнутым ротором, обмотка которых выполнена в литейной форме.
Известен способ динамической балансировки малогабаритного двигателя (прототип), заключающийся в установке балансира на выступающем конце ротора, определении мест дисбаланса ротора и последующей балансировке путем удаления, установки или перемещения, по меньшей мере, одной уравновешивающей массы или противовеса на балансире (см. описание изобретения RU 2177670, Н02К 15/16, G01M 1/00, 2001.12.27).
Недостатком известного способа балансировки является необходимость увеличения габаритов ротора и установка балансира.
Изобретение решает задачу создания способа балансировки ротора, который не требует наличия на роторе дополнительных элементов, с помощью которых проводят балансировку.
Это достигается тем, что в предлагаемом способе устранения дисбаланса ротора электрической машины с короткозамкнутой обмоткой, включающем определение мест дисбаланса и последующую балансировку, новым является то, что обмотку изготавливают в литейной форме путем заливки расплавленного металла, а после определения мест дисбаланса нескольких отлитых роторов дорабатывают литейную форму путем создания углублений или добавлением объемных масс в местах формирования короткозамкнутых колец обмотки ротора.
Технический результат заключается в возможности изготовления роторов после проведения балансировки без монтажа дополнительных элементов для устранения дисбаланса.
Новизна предложения состоит в новой совокупности известных признаков. Изобретательский уровень подтверждается тем, что взаимодействие между собой признаков новой совокупности позволяет получить новое свойство, выраженное в том, что осуществление предлагаемого способа обеспечивает устранение дисбаланса роторов без установки дополнительных элементов.
Способ осуществляют следующим образом. Изготавливают несколько роторов, причем короткозамкнутую обмотку изготавливают в литейной форме путем заливки расплавленного металла, например, алюминиевого сплава. После изготовления роторов проводят испытания роторов с целью определения мест дисбаланса. Практика показывает, что места установки дополнительных элементов находятся в одном и том же месте, с небольшими отклонениями. Поэтому после определения таких мест на нескольких роторах, изготовленных с помощью одного комплекта литейных форм, устанавливают место дисбаланса «среднего» ротора. После этого производят доработку комплекта литьевых форм путем создания углублений или добавлением расчетных масс, например, наплавкой в местах формирования короткозамкнутых колец обмотки ротора. После доработки литейной формы производят изготовление роторов, уже не требующих устранения дисбаланса.
Таким образом, предлагаемый способ устранения дисбаланса позволяет после доработки комплекта литьевых форм получать роторы, не требующие установки дополнительных элементов, что позволяет отказаться от наличия в конструкции ротора пазов или штырей для установки балансировочных грузов.
Класс H02K15/16 центрирование ротора в статоре; балансирование ротора
Класс G01M1/38 комбинированные машины или устройства для одновременного определения и коррекции дисбаланса