высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный двигатель

Классы МПК:H02K19/10 многофазные 
H02K19/02 синхронные двигатели 
H02K29/00 Двигатели или генераторы с бесконтактной коммутацией, осуществляемой, например, с помощью газоразрядных, электронных или полупроводниковых приборов
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-Исследовательский Проектно-Конструкторский и Технологический Институт Электромашиностроения" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-07-10
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах механизмов с переменной производительностью, например в вентиляторах, насосах, компрессорах, в высокоскоростных электрошпинделях и в бытовой технике. Предлагаемый высокоскоростной вентильно-ндукторный двухфазный нереверсивный двигатель, содержащий явнополюсный статор с четырьмя полюсами и сосредоточенными обмотками и ротор с двумя полюсами и клювообразными выступами на полюсах. При этом, согласно изобретению, ротор выполнен с двумя полюсами и с клювообразными выступами на полюсах, причем поверхность каждого полюса ротора с клювообразными выступами имеет форму трех цилиндрических поверхностей одинакового диаметра, при этом центр цилиндрической поверхности полюсов ротора совпадает с осью ротора, а центры двух цилиндрических поверхностей клювообразных выступов полюсов ротора не совпадают с осью ротора. Технический результат - увеличение коэффициента полезного действия и упрощение алгоритма управления высокоскоростного вентильно-ндукторного двухфазного нереверсивного двигателя. 3 ил. высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053

высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053

Формула изобретения

Высокоскоростной вентильно-ндукторный двухфазный нереверсивный двигатель, содержащий явнополюсный статор с четырьмя полюсами и сосредоточенными обмотками и ротор с двумя полюсами и клювообразными выступами на полюсах, отличающийся тем, что, с целью увеличения коэффициента полезного действия и упрощения алгоритма управления, используется ротор с двумя полюсами и с клювообразными выступами на полюсах, причем поверхность каждого полюса ротора с клювообразными выступами имеет форму трех цилиндрических поверхностей одинакового диаметра, при этом центр цилиндрической поверхности полюсов ротора совпадает с осью ротора, а центры двух цилиндрических поверхностей клювообразных выступов полюсов ротора не совпадают с осью ротора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах механизмов с переменной производительностью, например в вентиляторах, насосах, компрессорах, в высокоскоростных электрошпинделях и в бытовой технике.

Известен индукторный нереверсивный двигатель, содержащий явнополюсный статор, имеющий четыре полюса, и ротор в виде двух цилиндрических поверхностей, имеющих несовпадение осей, при этом поперечное сечение обеих поверхностей имеет высшую точку относительно центра ротора, каждая поверхность ограничена с краев выступом так, что нижние точки одного выступа и верхние точки другого выступа принадлежат одной поверхности, аналогично - для другой поверхности. Протяженность дуг обеих поверхностей составляет 180° [Патент США № 3679953, МКИ Н02К 29/00. - Опубл. 25.07.1972 г.].

Основным недостатком этого двигателя является большой воздушный зазор между полюсами статора и ротора, имеющий высокое магнитное сопротивление, и как следствие этого - малый вращающий момент.

Известен нереверсивный двухфазный электродвигатель с переменным магнитным сопротивлением, содержащий явнополюсный статор с четырьмя полюсами, на которых размещены четыре сосредоточенные обмотки, и ротор с двумя полюсами, причем поверхность каждого из полюсов ротора выполнена в виде двух цилиндрических поверхностей разных диаметров, центры которых совпадают с осью ротора. [Патент РФ № 2089034, МКИ Н02К 29/10. - Опубл. 27.08.97. Бюл. № 24].

Основным недостатком этого технического решения является высокий уровень шумов и вибраций, которые возникают за счет скачкообразного изменения подомоторных сил в процессе вращения ротора. [Шабаев В.А. Анализ источников шума вентильно-индукторного двигателя // Электротехника, 2005, № 5].

Из известных технических решений наиболее близким к предлагаемому изобретению является двухтактный шаговый двигатель с искусственным расширением устойчивой зоны [Дискретный электропривод с шаговыми двигателями, под общ. ред. М.Г.Чиликина. М.: Энергия, 1971, с.94-103].

Двигатель содержит явнополюсный статор с четырьмя полюсами и сосредоточенными обмотками и явнополюсный ротор с двумя клювообразными полюсами, направленными в сторону вращения.

Недостатком этого двигателя является то, что ток фазы имеет резко несинусоидальный характер [Кузнецов В.А., Кузмичев В.А. Вентильно-индукторные двигатели. - М.: Издательство МЭИ, 2003, с.16], то есть содержит наряду с первой гармонической составляющей много высших гармоник большой амплитуды, это увеличивает омические потери в «меди» и в «стали» и уменьшает коэффициент полезного действия, кроме того, для устранения тормозных моментов в этих двигателях приходится применять сложный алгоритм управления, предполагающий упреждение угла включения и выключения транзисторов управляющего инвертора в зависимости от скорости вращения и момента нагрузки.

Целью предлагаемого изобретения является увеличение коэффициента полезного действия и упрощение алгоритма управления.

Поставленные цели достигаются тем, что в известном двухтактном шаговом двигателе с искусственным расширением устойчивой зоны, содержащем явнополюсный статор с четырьмя полюсами и сосредоточенными обмотками и ротор с двумя полюсами, имеющими клювообразные выступы, поверхность каждого полюса с клювообразными выступами имеет форму трех цилиндрических поверхностей одинакового диаметра, при этом центры цилиндрической поверхности полюсов ротора совпадают с осью ротора, а центры двух цилиндрических поверхностей клювообразных выступов полюсов ротора не совпадают с осью ротора. В результате чего момент двигателя, в зависимости от положения ротора, при постоянном токе в обмотке одной фазы в начале магнитного зацепления при угле поворота ротора 0<высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 <45° линейно увеличивается, затем при угле поворота ротора 45°<высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 <90° остается постоянным, а при угле поворота ротора 90°<высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 <135° линейно уменьшается до нуля. При этом если подавать на обмотку фазы напряжение при угловом положении ротора, когда 0<высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 <90°, а при положении ротора, когда 90°<высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 <135°, замыкать электродвижущую силу самоиндукции на источник постоянного напряжения, равного напряжению, подаваемому в предыдущем случае, то под действием этих напряжений и электродвижущей силы самоиндукции ток в фазе меняется в соответствии с законом i=Isinвысокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 +0,134sin3высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 , где i - текущее значение тока, I - амплитуда первой гармоники тока, 0,134 - коэффициент, определяющий отношение амплитуды первой и третьей гармоник тока, при котором при угле 45°<высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 <90° i=0,866I и постоянно. Таким образом, ток при разложении в ряд Фурье имеет минимальное число гармоник, что увеличивает коэффициент полезного действия за счет уменьшения потерь в «меди» и в «стали».

При угле поворота ротора 0<высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 <90° напряжение, подаваемое на фазу высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 где L - текущее значение индуктивности фазы, r - омическое сопротивление обмотки, U - напряжение, подаваемое на обмотку, t - время. При этом высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 где М - текущее значение момента, развиваемое фазой, а высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 где высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 - частота вращения ротора, поэтому высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 При угле поворота ротора 90°<высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 <135° электродвижущая сила замыкается на источник постоянного тока, и напряжение на обмотке меняет знак, высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 Поэтому для регулирования скорости и момента при неизменном гармоническом составе тока достаточно регулирования напряжения без сдвигов фронтов импульсов напряжения.

По сравнению с наиболее близким аналогичным техническим решением предлагаемое устройство имеет следующие новые признаки: поверхность ротора с клювообразными выступами на полюсах имеет форму трех цилиндрических поверхностей одинакового диаметра, при этом центр цилиндрической поверхности полюса ротора совпадает с осью ротора, а центры двух цилиндрических поверхностей клювообразных выступов полюсов ротора не совпадают с осью ротора.

Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует требованию «новизна».

При реализации предлагаемого изобретения увеличивается коэффициент полезного действия за счет уменьшения омических потерь в «меди», и упрощается алгоритм управления.

Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует требованию «положительный эффект».

По каждому отличительному признаку проведен поиск известных технических решений в области электротехники, автоматики и электропривода.

Высокоскоростных вентильно-индукторных двухфазных нереверсивных двигателей, имеющих четыре полюса на статоре с сосредоточенными обмотками и два полюса с клювообразными выступами на роторе, в которых поверхность каждого полюса с клювообразными выступами имеет форму трех цилиндрических поверхностей одинакового диаметра, и центр цилиндрической поверхности полюсов ротора совпадает с осью ротора, а центры двух цилиндрических поверхностей клювообразных выступов полюсов ротора не совпадают с осью ротора, не обнаружено.

Таким образом, указанные признаки обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие требованию «существенные отличия».

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1. показан высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный двигатель, где обозначено: 1 - статор; 2 - ротор; 3 - обмотка; 4 - ось ротора; 5, 6 - центры цилиндрических поверхностей клювообразных выступов полюсов ротора.

На фиг.2. показаны токи фаз и гармонические составляющие токов фаз двигателя: iA - ток и гармонические составляющие фазы А; i B - ток и гармонические составляющие фазы В.

На фиг.3. показаны диаграммы работы высокоскоростного вентильно-индукторного двухфазного нереверсивного двигателя, где обозначено: L - индуктивность фаз; LA - индуктивность фазы A; LB - индуктивность фазы В; высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 - производная индуктивности фазы А по углу поворота ротора; высокоскоростной вентильно-индукторный двухфазный нереверсивный   двигатель, патент № 2368053 - производная индуктивности фазы В по углу поворота ротора; UA - напряжение фазы A; UB - напряжение фазы В; i - токи фаз; iA - ток фазы А; iB - ток фазы В; МА - момент, развиваемый фазой А; M B - момент, развиваемый фазой В.

С целью подтверждения положительного эффекта, достигаемого при использовании предлагаемого технического решения, в ОАО «НИПТИЭМ» были проведены экспериментальные исследования высокоскоростного вентильно-индукторного двухфазного нереверсивного двигателя с конфигурацией активной части, изображенной на фиг.1. Исследования подтвердили увеличение коэффициента полезного действия и упрощение алгоритма управления.

Таким образом, использование в известном двухтактном шаговом двигателе с искусственным расширением устойчивой зоны, имеющем четыре полюса на статоре с сосредоточенными обмотками и два полюса с клювообразными выступами на роторе, ротор, в котором поверхность каждого полюса с клювообразными выступами имеет форму трех цилиндрических поверхностей одинакового диаметра, и центр цилиндрической поверхности полюсов ротора совпадает с осью ротора, а центры двух цилиндрических поверхностей клювообразных выступов полюсов ротора не совпадают с осью ротора, позволяет улучшить его техническую характеристику.

Класс H02K19/10 многофазные 

синхронный микродвигатель с электромагнитным униполярным возбуждением -  патент 2516286 (20.05.2014)
разделенная вдоль оси конструкция статора для электродвигателей -  патент 2507662 (20.02.2014)
погружной синхронный электродвигатель -  патент 2498484 (10.11.2013)
синхронный реактивный двигатель с электромагнитной редукцией -  патент 2497264 (27.10.2013)
шестифазный вентильно-индукторный двигатель, управляемый трехфазным током синусоидальной формы -  патент 2494518 (27.09.2013)
шестифазный вентильно-индукторный двигатель с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента, способ и устройство управления -  патент 2483416 (27.05.2013)
трехфазный высокоскоростной вентильно-индукторный двигатель с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента, способ и устройство управления -  патент 2482591 (20.05.2013)
трехфазный вентильно-индукторный двигатель с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента, способ и устройство управления -  патент 2482590 (20.05.2013)
редукторная электрическая машина с полюсным зубчатым индуктором -  патент 2477917 (20.03.2013)
реактивная коммутируемая электрическая машина с поворотной симметрией -  патент 2450410 (10.05.2012)

Класс H02K19/02 синхронные двигатели 

Класс H02K29/00 Двигатели или генераторы с бесконтактной коммутацией, осуществляемой, например, с помощью газоразрядных, электронных или полупроводниковых приборов

Наверх