подшипник скольжения, смазываемый собственным расплавом
Классы МПК: | F16C17/04 упорные F16C33/14 специальные способы изготовления; приработка |
Автор(ы): | Ахвердиев Камил Самедович (RU), Колобов Игорь Анатольевич (RU), Мукутадзе Мурман Александрович (RU), Муленко Ольга Вениаминовна (RU), Копотун Елена Александровна (RU) |
Патентообладатель(и): | Ахвердиев Камил Самедович (RU), Колобов Игорь Анатольевич (RU), Мукутадзе Мурман Александрович (RU), Муленко Ольга Вениаминовна (RU), Копотун Елена Александровна (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-04-12 публикация патента:
27.09.2009 |
Изобретение относится к области машиностроения. Подшипник скольжения содержит систему с ползуном из материала с высокой температурой плавления и с расплавляющейся направляющей. Причем на одной из контактирующих поверхностей нанесен пористый слой. Технический результат: повышение несущей способности, которая сочетается с достаточно низким коэффициентом трения. 1 ил.
Формула изобретения
Подшипник скольжения, содержащий систему с ползуном из материала с высокой температурой плавления и с расплавляющейся направляющей, отличающийся тем, что на одной из контактирующих поверхностей нанесен пористый слой.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения.
Замечательная особенность смазки плавлением состоит в том, что смазочное вещество образуется в области контакта поверхностей двух твердых тел именно там, где оно требуется. Поэтому если физические и рабочие условия таковы, что плавлением доставляется достаточное количество смазки, то механические и конструктивные способности, связанные с подачей смазки в обычных системах, здесь отсутствуют. Причинами спонтанного образования смазки путем плавления считается «фрикционный» нагрев.
Известно, что при скольжении одного тела по поверхности другого с большой скоростью на поверхности контакта возникает макроскопическая неустойчивость давления и температуры. Это, в свою очередь, приводит к тому, что в определенных точках возникает высокое контактное давление, а в прилегающих зонах - низкое давление. В зонах повышенного давления происходит фрикционный нагрев, что приводит к оплавлению контактирующих поверхностей, имеющих низкую температуру плавления. Имеется множество систем, в которых жидкая пленка, возникающая в результате плавления одной из поверхностей, обеспечивает режим гидродинамической смазки. Одними из таких систем являются известные системы, исследованные в работе [1]. Одна из них - система с ползуном из материала с высокой температурой плавления и с расплавляющейся направляющей (см. чертеж). В этом случае ползун оставляет за собой расплавленную выемку в направляющей. Вторая - направляющая из материала с высокой температурой плавления и ползун, который плавится и опускается относительно направляющей.
Представляет значительный интерес случай, когда в рассматриваемых системах процесс смазки является самоподдерживающимся. Такой режим может быть достигнут при создании дополнительной смазывающей пленки на одной из контактирующих поверхностей. Дополнительная пленка в заявляемом подшипнике может быть создана нанесением на одной из этих поверхностей пористого слоя.
Анализ этих систем по методике, предложенной в работе [1], представляет, что в этих системах повышенная несущая способность либо с плавлением ползуна, либо с плавлением направляющей сочетается с достаточно низкими трением и процесс смазки в этих системах является самоподдерживающим.
Источники информации
1. Уилсон. Р. Смазка с расплавом // Проблемы трения и смазки: Труды американского общества инженеров-механиков. - 1998, № 1, 19-24.
газотурбинный двигатель - патент 2529294 (27.09.2014) | |
упорный подшипниковый узел - патент 2529070 (27.09.2014) | |
газодинамический подшипник - патент 2496032 (20.10.2013) | |
упорный подшипник скольжения из синтетической смолы - патент 2489614 (10.08.2013) | |
упорный подшипник скольжения из синтетической смолы - патент 2472045 (10.01.2013) | |
турбокомпрессор - патент 2469213 (10.12.2012) | |
турбодетандер - патент 2468310 (27.11.2012) | |
гидростатический подшипник - патент 2463493 (10.10.2012) | |
ось машины - патент 2462624 (27.09.2012) | |
упорный подшипниковый узел - патент 2449184 (27.04.2012) |
Класс F16C33/14 специальные способы изготовления; приработка