способ динамического гашения и динамический гаситель колебаний ротора
Классы МПК: | F16F15/173 помещенным внутри закрытого корпуса |
Автор(ы): | Никифоров Андрей Николаевич (RU), Банах Людмила Яковлевна (RU), Пановко Григорий Яковлевич (RU), Кочетов Олег Савельевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Никифоров Андрей Николаевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-02-02 публикация патента:
27.09.2009 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к гасителям колебаний роторных машин. Способ заключается в следующем. Задают гидродинамическую жесткость кольца с гладкой уплотняющей поверхностью. Определяют газодинамическую жесткость по формуле. Собственную частоту колебаний системы «ротор-кольцо» определяют гидро(аэро)динамической жесткостью среды в кольцевом зазоре и настраивают равной частоте вращения ротора. Гаситель содержит инерционный элемент в виде кольца и упругий элемент в виде среды. Ротор состоит из центральной и боковых шеек и расположен в среде, находящейся в герметичном корпусе. На центральной шейке ротора с радиальным зазором установлено плавающее уплотнительное кольцо. Достигается повышение эффективности гашения колебаний ротора без введения дополнительных инерционных и упругих элементов в роторную систему. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Способ динамического гашения, заключающийся в том, что на роторе массой m устанавливают плавающее кольцо, являющееся динамическим гасителем колебаний, отличающийся тем, что кольцо массой mк выполняют уплотнительным по боковой поверхности кольца и располагают с радиальным зазором относительно ротора, при этом гидродинамическую жесткость кольца с гладкой уплотняющей поверхностью назначают равной
,
где 75 /L - коэффициент, зависящий от параметров пары «ротор-кольцо», а газодинамическую жесткость определяют по формуле
где - коэффициент, зависящий от перепада давления на кольце p=p1-p2 и параметров пары «ротор-кольцо»: длины кольца L и радиального зазора ,
- плотность газа; при этом собственную частоту колебаний к системы «ротор-кольцо» определяют гидро(аэро)динамической жесткостью среды в кольцевом зазоре, и настраивают равной частоте вращения ротора, т.е. ,
где kк - гидро(аэро)динамическая жесткость кольца,
mк - масса кольца.
2. Динамический гаситель колебаний ротора, содержащий инерционный элемент в виде кольца, и упругий элемент в виде среды, отличающийся тем, что ротор состоит из центральной и боковых шеек и расположен в среде, находящейся в герметичном корпусе, а на центральной шейке ротора массой m установлено плавающее уплотнительное кольцо массой m к с радиальным зазором относительно центральной шейки ротора, при этом собственную частоту колебаний к системы «ротор-кольцо» определяют гидро(аэро)динамической жесткостью среды в кольцевом зазоре, и настраивают равной частоте вращения со ротора, т.е. ,
где kк - гидро(аэро)динамическая жесткость кольца,
mк - масса кольца.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к гасителям колебаний роторных машин с повышенным рабочим давлением среды, в которых уплотнениями валов (роторов) являются, или можно применить в качестве таковых, плавающие уплотнительные кольца, а также может быть использовано для гашения поперечных колебаний неуравновешенных роторов, в частности в насосах, компрессорах, и в тех роторных машинах, которые функционируют при повышенном рабочем давлении среды и допускают применение плавающих уплотнительных колец.
Известны динамические гасители для гашения колебаний роторов на основе дополнительного инерционного элемента, присоединенного к ротору через упругий элемент. При этом упругим элементом является эластичный материал с постоянным коэффициентом жесткости, а инерционный элемент выполнен либо в виде подвижного массивного кольца (патент РФ № 2229638, кл. F16F 15/10), либо в виде неподвижного полого кольца, внутреннее пространство которого частично заполнено жидкостью (см. а.с. СССР № 1428877, кл. F16F 15/12).
Недостатки данных гасителей обусловлены введением дополнительных инерционных и упругих элементов, что неизбежно усложняет конструкцию, снижает надежность, а также приводит к потере мощности и уменьшению КПД вследствие постоянного взаимодействия с вращающимся ротором в течение всего времени его работы.
Наиболее близким к предложенному техническому решению является способ динамического гашения и динамический гаситель колебаний ротора на основе инерционного элемента в виде поплавка, свободноплавающего во внутренней полости ротора, и упругого элемента в виде среды, заполняющей данную полость ротора (а.с. СССР № 638769, кл. F16F 15/10 - прототип).
Недостатком прототипа является сравнительно слабый эффект гашения колебаний ротора в связи с невозможностью выполнения поплавка "тяжелым".
Технический результат - повышение эффективности гашения колебаний ротора без введения дополнительных инерционных и упругих элементов в роторную систему.
Это достигается тем, что в способе динамического гашения, заключающемся в том, что на роторе массой m устанавливают плавающее кольцо, являющееся динамическим гасителем колебаний, кольцо массой mк выполняют уплотнительным по боковой поверхности кольца и располагают с радиальным зазором относительно ротора; при этом гидродинамическую жесткость кольца с гладкой уплотняющей поверхностью назначают равной:
где 75 /L - коэффициент, зависящий от параметров пары «ротор-кольцо»,
а газодинамическую жесткость определяют по формуле:
где - коэффициент, зависящий от перепада давления на кольце p=p1-p2 и параметров пары «ротор-кольцо»: длины кольца L и радиального зазора .
- плотность газа; при этом собственную частоту колебаний к системы «ротор-кольцо» определяют гидро(аэро)динамической жесткостью среды в кольцевом зазоре и настраивают равной частоте вращения ротора, т.е.
где kк - гидро(аэро) динамическая жесткость кольца, mk - масса кольца.
На чертеже изображена схема динамического гасителя колебаний ротора для реализации предлагаемого способа.
Ротор, состоящий из центральной шейки 7 и боковых шеек 3 и 4, расположен в среде 2 и помещен в герметичный корпус 1. На центральной шейке 7 ротора массой m, установленного на податливых подшипниках 5 и 6 жесткостью k, установлено плавающее уплотнительное кольцо 8 массой mк с зазором . Уплотняющий эффект кольца 8 при бесконтактной установке на ротор обусловлен ограничением утечки среды 2 между смежными полостями с давлением P1 и Р2 в корпусе 1 и зависит от гидравлического сопротивления кольцевого зазора.
Согласно гидродинамической теории смазки протекание среды 2 в зазоре между ротором и кольцом порождает гидро(аэро)динамическую жесткость, прямо пропорциональную перепаду давления на кольце 8 p=p1-p2, длине L и радиусу R уплотняющей поверхности кольца и обратно пропорциональную величине радиального зазора .
При этом гидродинамическая жесткость кольца 8 с гладкой уплотняющей поверхностью равна:
где 75 /L - коэффициент, зависящий от параметров пары «ротор-кольцо».
Газодинамическая жесткость кольца 8 с гладкой уплотняющей поверхностью определяется по полученной авторами эмпирической формуле:
где - коэффициент, зависящий от перепада давления на кольце р=р1-р2 и параметров пары «ротор-кольцо»: длины кольца L и радиального зазора .
- плотность газа.
Способ динамического гашения осуществляют следующим образом.
На роторе массой m устанавливают плавающее кольцо, являющееся динамическим гасителем колебаний, отличающееся тем, что кольцо массой m k выполняют уплотнительным по боковой поверхности кольца и располагают с радиальным зазором относительно ротора; при этом гидродинамическую жесткость кольца с гладкой уплотняющей поверхностью назначают равной:
где 75 /L - коэффициент, зависящий от параметров пары «ротор-кольцо», а газодинамическую жесткость определяют по формуле:
где - коэффициент, зависящий от перепада давления на кольце p=p1-p2 и параметров пары «ротор-кольцо»: длины кольца L и радиального зазора .
- плотность газа; при этом собственную частоту колебаний к системы «ротор-кольцо» определяют гидро(аэро)динамической жесткостью среды в кольцевом зазоре и настраивают равной частоте вращения ротора, т.е.
где kк - гидро(аэро)динамическая жесткость кольца,
mk - масса кольца.
Динамический гаситель колебаний ротора работает следующим образом.
При значительном перепаде давления р>0.2 МПа упругие свойства среды в зазоре обеспечивают достаточно жесткую динамическую связь между ротором и кольцом, что позволяет реализовать эффект динамического гашения колебаний ротора за счет интенсивных перемещений кольца. Поскольку роль упругого элемента выполняет гидро(аэро)динамическая жесткость кольца kк, а роль инерционного элемента - само плавающее уплотнительное кольцо 8 массой mк, то для его трансформации в динамический гаситель колебаний неуравновешенного ротора, который вращается с частотой , достаточно выполнить условие:
Принимая во внимание, что коэффициент h к=kк=const× р, варьирование перепада давления позволяет настроить уплотнительное кольцо на любую частоту вращения, а также превращать в гасители уплотнительные кольца с любыми габаритами и массами. Эффективность виброгашения по предложенному способу зависит лишь от массы, геометрических размеров уплотнительного кольца и перепада давления на нем. При этом чем больше mк и р, тем эффективнее динамическое гашение колебаний ротора кольцом.
Преимуществами заявленного объекта является то, что без введения дополнительных инерционных и упругих элементов в роторную систему, содержащую плавающие уплотнительные кольца, последним придаются свойства динамических гасителей колебаний ротора, используя аэро/гидроупругость среды в кольцевых зазорах, т.е. данные кольца кроме функции уплотнений в то же время являются динамическими гасителями колебаний ротора, связанных с остаточной неуравновешенностью. Плавающее уплотнительное кольцо 8 приобретает свойство динамического гасителя колебаний, если подкоренное отношение жесткости kк среды 2 в кольцевом зазоре к массе mк кольца 8 близко к частоте вращения ротора, то есть если
Класс F16F15/173 помещенным внутри закрытого корпуса