роторный двигатель внутреннего сгорания
Классы МПК: | F01C1/46 с лопастями, шарнирно соединенными с внешним элементом F02B53/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности роторно-поршневых двигателей или двигателей с качающимися рабочими органами, обусловленные внутренним сгоранием |
Патентообладатель(и): | Пикулев Николай Михайлович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-05-03 публикация патента:
10.03.2010 |
Изобретение относится к отрасли транспортного машиностроения. Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит цилиндр, выполненный в форме полого тора прямоугольного сечения, в полости которого размещены фигурные поршневые лопасти, подпружиненные заслонки 11 с уплотнителями 17, 18, 19, 21, делящие цилиндр на секции, один конец которых закреплен в кармане «а» цилиндра, другой выполнен опирающимся на поршневые лопасти и взаимодействующим с клапаном-дозатором 15 и свечей зажигания, размещенных в кармане «а» цилиндра, вал 6, установленный в подшипниковых узлах 14 боковых стенок 2 и 3, гермопояс, компрессор и коллектор газоудаления 10. Двигатель снабжен эжектором 8, под прямым углом подсоединенным к коллектору газоудаления 10 и сообщенным с компрессором. Поршневые лопасти закреплены в поперечных пазах гермопояса, жестко закрепленного на диске компрессора, проходящего через щель внутренней стенки цилиндра и закрепленного ступицей на валу 6, Гермопояс оснащен кольцевыми канавками, в которых размещены графитовые сегменты компрессионных колец. Заслонки по периметру оснащены прямоугольными канавками, в которых размещены графитовые уплотнители 17, 18, 19, 20 в форме параллелепипеда. Уплотнители установлены на упругих пластинах 22, 24 из жаропрочной стали. Изобретение направлено на обеспечение герметизации и смазки трущихся поверхностей деталей ротора. 4 ил.
Формула изобретения
Роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндр, выполненный в форме полого тора прямоугольного сечения, в полости которого размещены фигурные поршневые лопасти, подпружиненные заслонки с уплотнителями, делящие цилиндр на секции, один конец которых закреплен в кармане цилиндра, а другой выполнен опирающимся на поршневые лопасти и взаимодействующим с клапаном-дозатором и свечей зажигания, размещенных в кармане цилиндра, вал, установленный в подшипниковых узлах боковых стенок, гермопояс, компрессор и коллектор газоудаления, отличающийся тем, что двигатель снабжен эжектором, под прямым углом подсоединенным к коллектору газоудаления и сообщенным с компрессором, а поршневые лопасти закреплены в поперечных пазах гермопояса, жестко закрепленного на диске компрессора, проходящего через щель внутренней стенки цилиндра и закрепленного ступицей на валу, при этом гермопояс оснащен кольцевыми канавками, в которых размещены графитовые сегменты компрессионных колец, а заслонки по периметру оснащены прямоугольными канавками, в которых размещены графитовые уплотнители в форме параллелепипеда, причем уплотнители установлены на упругих пластинах из жаропрочной стали.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к отрасли транспортного машиностроения.
Недостатками такого двигателя являются малая удельная мощность на валу, сложная конструкция и технология изготовления.
Из уровня техники известен роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндр, выполненный в форме полого тора прямоугольного сечения, в полости которого размещены фигурные поршневые лопасти, подпружиненные заслонки с уплотнителями, делящие цилиндр на секции, один конец которых закреплен в кармане цилиндра, а другой выполнен опирающимся на поршневые лопасти и взаимодействующим с клапаном-дозатором и свечей зажигания, размещенных в кармане цилиндра, вал, установленный в подшипниковых узлах боковых стенок, гермопояс, компрессор и коллектор газоудаления (см. GB 2169964 А, 23.07.1986, F01C 1/46). Данный двигатель принят в качестве ближайшего аналога (прототипа).
В данном двигателе не решены такие задачи как герметизация и смазка трущихся поверхностей деталей ротора, а именно гермопояса, поршневых лопаток, заслонок, трущихся о стенку корпуса двигателя, и эффективная смена атмосферы в рабочих секциях, поскольку ротор работает в режиме турбины.
Задачей изобретения является устранение указанных выше недостатков.
Для решения поставленной задачи роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндр, выполненный в форме полого тора прямоугольного сечения, в полости которого размещены фигурные поршневые лопасти, подпружиненные заслонки с уплотнителями, делящие цилиндр на секции, один конец которых закреплен в кармане цилиндра, другой выполнен опирающимся на поршневые лопасти и взаимодействующим с клапаном-дозатором и свечей зажигания, размещенных в кармане цилиндра, вал, установленный в подшипниковых узлах боковых стенок, гермопояс, компрессор и коллектор газоудаления, согласно изобретению, двигатель снабжен эжектором, под прямым углом подсоединенным к коллектору газоудаления и сообщенным с компрессором, а поршневые лопасти закреплены в поперечных пазах гермопояса, жестко закрепленного на диске компрессора, проходящего через щель внутренней стенки цилиндра и закрепленного ступицей на валу, при этом гермопояс оснащен кольцевыми канавками, в которых размещены графитовые сегменты компрессионных колец, а заслонки по периметру оснащены прямоугольными канавками, в которых размещены графитовые уплотнители в форме параллелепипеда, причем уплотнители установлены на упругих пластинах из жаропрочной стали.
Графитовые уплотнители, установленные на упругих пластинах, обеспечивают герметизацию рабочих секций и смазку трущихся пар в двигателе. Компрессор с коллектором топливоподачи создают «наддув» топливной смеси в рабочие секции двигателя, а эжектор с коллектором газоудаления, запитанным от компрессора, создают вакуум и таким образом образуют прямоточный контур, повышающий эффективность работы двигателя.
На фиг.1 изображен роторный двигатель внутреннего сгорания.
На фиг.2 изображено сечение А-А на фиг.1.
На фиг.3 изображено сечение Б-Б на фиг.1.
На фиг.4 изображен узел I на фиг.2.
Роторный двигатель внутреннего сгорания имеет соединительный пояс 1, к которому присоединены боковые стенки 2 и 3. Боковая стенка 3 снабжена окном "е". Между стенками 2 и 3 размещен диск компрессора 4, который жестко соединен с гермопоясом 5, снабженный фигурными поршневыми лопастями I-II-III, оснащенными выступами 20, входящими в пазы "к" гермопояса (типа "ласточкин хвост"). Диск компрессора ступицей неподвижно закреплен на валу 6, который размещен в подшипниковых узлах 14 и оснащен крыльчаткой 23. В кармане "а" соединительною пояса размещены заслонка 11, жестко связанная с валиком 12, снабженным пружиной 13 (кручения), свеча зажигания 16 (с упругим электродом), при этом длина заслонки должна быть больше высоты "Н" между внутренней стенкой цилиндра большого диаметра и поверхностью гермопояса.
Боковая стенка 2 снабжена патрубком "в", к которому присоединен карбюратор 7, соединенный с коллектором топливоподачи 9, присоединенный к клапанам - дозаторам 15. В боковой стенке 3 имеются окна "е", к которым присоединен коллектор газоудаления 10. Боковая стенка компрессора 3 снабжена патрубком "d", оснащенным эжектором 8, к которому под прямым углом присоединен коллектор газоудаления 10.
Заслонка 11 снабжена пазами с графитовыми уплотнителями 21, размещенными на упругих пластинах 22, выполненных из жаропрочной стали.
На фиг.4 изображено сопряжение гермопояса 5, оснащенного гранитовыми сегментами 19 на упругих сегментах 24.
Работа двигателя
В статическом положении двигатель изображен на фиг.1, где показано положение поршневых лопастей I-II-III и положение заслонок 11 относительно карманов "а", клапанов - дозаторов 15 и свечей зажигания 16.
В динамике работа двигателя осуществляется следующим образом,
При вращении диска компрессора 4 воздух под избыточным давлением через патрубок "в" поступает в карбюратор 7. Обогащенная топливом смесь через коллектор топливоподачи 9 поступает к клапану-дозатору 15. Заслонка 11 нажимает на шток клапана - дозатора 15, происходит "впрыск" топливной смеси в карман и замыкание свечи с заслонкой, что соответствует положению поршневой лопасти II на фиг.1. После прохода поршневой лопасти под заслонкой она открывает карман "а". При этом в короткозамкнутой системе зажигания происходит искровой разряд, который воспламеняет топливную смесь, образовавшиеся газы давят на поверхность "Н" поршневой лопасти и на заслонку, как опорную стенку, имеющую опору на валике и концом опирающуюся на поверхность гермопояса, что соответствует положению поршневой лопасти III.
При положении поршневой лопасти I она поверхностью "m" вытесняет отработанные газы через отверстие "е" в коллектор газоудаления 10, в котором эжектор 8 создает вакуум и происходит опорожнение двигателя от отработанных газов.
Система "наддува" с вакуумным опорожнением отработанных газов двигателя вкупе образуют прямоточный контур для эффективной работы двигателя.
Размещение графитовых уплотнителей 17, 18, 19, 21 в прямоугольных канавках, установленных на упругих пластинах 22, 24 из жаропрочной стали, обеспечивает надежную герметизацию рабочих секций двигателя и смазку трущихся пар деталей двигателя.
Класс F01C1/46 с лопастями, шарнирно соединенными с внешним элементом
роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания - патент 2478803 (10.04.2013) | |
роторный двигатель внутреннего сгорания - патент 2443877 (27.02.2012) | |
роторный двигатель внутреннего сгорания - патент 2431751 (20.10.2011) | |
роторный двигатель внутреннего сгорания - патент 2411377 (10.02.2011) | |
поршневой мотор - патент 2386045 (10.04.2010) | |
роторно-лопастной двс - патент 2285803 (20.10.2006) | |
роторный компрессор кашеварова "ркк-21" - патент 2131061 (27.05.1999) | |
роторный компрессор кашеварова "ркк-15" - патент 2120064 (10.10.1998) | |
роторный двигатель кашеварова рдк-16 - патент 2120043 (10.10.1998) |
Класс F02B53/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности роторно-поршневых двигателей или двигателей с качающимися рабочими органами, обусловленные внутренним сгоранием