низкотемпературное твердое топливо

Классы МПК:C06B31/30 с растительными материалами; смолой или каучуком
C06D5/06 реакцией двух или нескольких твердых веществ 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Томский государственный университет (ТГУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-03-31
публикация патента:

Изобретение относится к области разработки газогенерирующих низкотемпературных твердых топлив. Низкотемпературное твердое топливо содержит нитрат аммония в качестве окислителя, каучук СКДМ-80 в качестве полимерного горючего, ди-N-оксид-1,3-динитрил-2,4,6-триэтилбензол в качестве отверждающего агента и динитрофеноксиэтанол в качестве катализатора скорости горения. Изобретение направлено на создание рецептурного состава низкотемпературного твердого топлива на основе нитрата аммония с улучшенными характеристиками зажигания и горения. 4 табл.

Формула изобретения

Низкотемпературное твердое топливо, содержащее нитрат аммония, каучук марки СКДМ-80 и ди-N-оксид-1,3-динитрил-2,4,6-триэтилбензол в качестве отверждающего агента, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит динитрофеноксиэтанол в качестве катализатора скорости горения при следующем соотношении ингредиентов, мас.%:

нитрат аммония80,7
каучук марки СКДМ-8019,3
динитрофеноксиэтанол (1,0÷1,5) сверх 100%
отверждающий агент0,2 сверх 100%

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области разработки газогенерирующих низкотемпературных твердых топлив, содержащих нитрат аммония в качестве окислителя.

Известны низкотемпературные твердые топлива, содержащие нитрат аммония в качестве окислителя и полимерное горючее-связующее [1]. Данные топлива используются в качестве источников энергии твердотопливных ракетных двигателей, а также твердотопливных газогенераторов различного назначения (наддув автомобильных подушек безопасности, распыливание хладагента в системах пожаротушения, системы газотермического воздействия на призабойную зону нефтесодержащих пластов с целью повышения нефтеотдачи и т.д.).

Твердые топлива на основе нитрата аммония имеют низкую (по сравнению с топливами на основе традиционно используемого в качестве окислителя перхлората аммония) температуру горения, и, соответственно, низкую температуру продуктов сгорания [2]. Это является их преимуществом при использовании в качестве газогенерирующих топливных композиций.

Использование нитрата аммония в качестве окислителя обеспечивает улучшение экологических характеристик продуктов сгорания (за счет отсутствия в них токсичных хлорсодержащих компонентов) и снижает себестоимость твердых топлив по сравнению с перхлоратными составами [3].

Известны способы увеличения скорости горения твердотопливных композиций на основе нитрата аммония за счет использования в качестве горючих-связующих либо соединений, насыщенных азотом, либо быстрогорящих компонентов. Также увеличение скорости горения достигается введением 3 мас.% наноразмерных каталитических добавок - металлов переходной группы (никель, молибден, железо) [4].

Наиболее близким по технической сущности к заявляемой композиции низкотемпературного твердого топлива является состав [5], содержащий следующие компоненты, мас.%:

Нитрат аммония80.7
Каучук марки СКДМ-8019.3
Отверждающий агент0.2 сверх 100%.

В данном составе в качестве отверждающего агента используется ди-N-оксид-1,3-динитрил-2,4,6-триэтилбензол (ТОН-2), позволяющий отверждать топливную композицию при комнатной температуре (20÷35)°С, а также предотвращать полиморфные переходы нитрата аммония [6, 7].

Известные композиции твердых топлив на основе нитрата аммония требуют высокой температуры для обеспечения устойчивого зажигания, характеризуются большими временами задержки зажигания, низким уровнем скорости горения и повышенным содержанием твердых веществ (в основном, сажи) в продуктах сгорания. Это ограничивает их области применения в ряде конкретных конструкций твердотопливных газогенераторов.

Техническим результатом настоящего изобретения является улучшение характеристик зажигания и горения низкотемпературного твердого топлива на основе нитрата аммония.

Технический результат изобретения достигается тем, что разработан состав низкотемпературного твердого топлива, содержащего нитрат аммония, полимерное горючее-связующее (каучук марки СКДМ-80) и ди-N-оксид-1,3-динитрил-2,4,6-триэтилбензол в качестве отверждающего агента, отличающийся тем, что топливо дополнительно содержит динитрофеноксиэтанол при следующем соотношении ингредиентов, мас.%:

Нитрат аммония80.7
Каучук марки СКДМ-8019.3
Динитрофеноксиэтанол (1.0÷1.5) сверх 100%
Отверждающий агент0.2 сверх 100%.

Полученный положительный эффект улучшения характеристик зажигания и горения низкотемпературного твердого топлива за счет введения в его состав (1.0÷1.5) мас.% динитрофеноксиэтанола (ДНФЭ) связан с тем, что ДНФЭ является катализатором скорости горения топлива. При этом с увеличением скорости горения повышается полнота сгорания и, соответственно, снижается содержание конденсированных продуктов (сажи) в продуктах сгорания. Увеличение скорости химических реакций в присутствии катализатора ДНФЭ улучшает и характеристики зажигания твердого топлива - снижает время задержки зажигания и температуру устойчивого зажигания.

ДНФЭ представляет собой твердое кристаллическое вещество белого цвета, химическая формула которого имеет следующий вид:

C6H5OC2H 3(NO2)2.

Одним из возможных механизмов влияния ДНФЭ на процессы зажигания и горения твердого топлива является выделение окислов азота при термическом разложении ДНФЭ, которые, в свою очередь, являются активными катализаторами распада нитрата аммония и способствуют окислению органического горючего-связующего [8].

Пример реализации заявляемого изобретения заключается в изготовлении топливной смеси путем механического перемешивания в смесителе типа «Бэкон» следующих ингредиентов:

Нитрат аммония80.7 г
Каучук марки СКДМ-8019.3 г
ТОН-2 0.2 г
ДНФЭ(0÷2.0) г.

Содержание ДНФЭ варьировали в следующих количествах: 0; 0.5 г; 1.0 г; 1.5 г; 2.0 г. При отсутствии в составе смеси ДНФЭ получали топливо, выбранное в качестве прототипа.

Из полученной топливной массы формовали методом проходного прессования цилиндрические образцы диаметром 10 мм и высотой (5÷40) мм.

Эффективность заявляемой композиции низкотемпературного твердого топлива определяли проведением сравнительных экспериментов по зажиганию и горению топлива - прототипа (не содержащего ДНФЭ) и топлив с добавками (0.5÷2.0) г этого катализатора.

Время задержки зажигания и температуру устойчивого зажигания определяли в условиях кондуктивного нагрева образцов на нагретой до заданной температуры стальной пластине при атмосферном давлении на открытом воздухе. Скорость горения образцов определяли в приборе постоянного давления в атмосфере азота при давлении 2.5 МПа известным методом сгорающих проволочек. Содержание твердых (конденсированных) веществ в продуктах сгорания определяли путем взвешивания кварцевого отборника, размещенного в приборе постоянного давления, до и после сжигания образца топлива.

В табл.1 приведены времена задержки зажигания в зависимости от температуры пластины для составов с разным содержанием ДНФЭ.

Таблица 1
Содержание ДФНЭ, мас.%
0 (прототип) 0.5 1.0 1.5 2.0
T, Kt, с T, Kt, c T, Kt, с T,Kt, c T, Kt, с
705 27.2714 19.3665 22.6652 20.6660 19.8
712 21.4 71712.0 67015.2 67014.8 67015.0
720 17.5725 8.2672 2.6672 2.2672 2.2
732 9.3 7312.5 6741.3 6750.9 6741.3

Нижний температурный предел зажигания топлива-прототипа (не содержащего ДНФЭ) составляет 700 К. Введение в состав топлива ДНФЭ снижает этот предел до ~650 К.

Значения температуры зажигания топлив с разным содержанием ДНФЭ при фиксированных временах задержки зажигания (5 с; 10 с; 15 с) приведены в табл.2.

Приведенные в табл.2 результаты показывают, что наиболее эффективно температура зажигания заявляемого состава низкотемпературного твердого топлива снижается при введении (1.0÷1.5) мас.% сверх 100% динитрофеноксиэтанола. Дальнейшее увеличение содержания ДНФЭ в составе топлива до 2 мас.% не приводит к снижению времени задержки зажигания данной композиции.

Таблица 2
низкотемпературное твердое топливо, патент № 2389714 t, c Содержание ДФНЭ, мас.%
0 (прототип)0.5 1.0 1.52.0
Температура зажигания, К (при фиксированном времени задержки зажигания) 5 743728 672671 671
10 730 721670 668668
15 723716 668665 665

Результаты измерения скорости горения образцов в зависимости от содержания ДНФЭ в топливе приведены в табл.3.

Таблица 3
Содержание ДНФЭ, мас.% 01.0 1.5
Скорость горения, мм/с0.38±0.03 0.58±0.02 0.60±0.03

Результаты измерения содержания твердых веществ в продуктах сгорания при давлении 2.5 МПа в зависимости от содержания ДНФЭ в топливе приведены в табл.4.

Таблица 4
Содержание ДНФЭ, мас.% 01.0 1.5
Содержание твердых продуктов сгорания, мас.% 4.2±0.22.6±0.2 2.4±0.2

Таким образом, введение (1.0÷1.5) мас.% ДНФЭ в состав топливной композиции приводит к снижению нижнего предела температуры зажигания на ~50 градусов, к снижению времени задержки зажигания в (1.1÷1.3) раз, к повышению скорости горения (при давлении 2.5 МПа) в (1.5÷1.6) раз и уменьшению содержания твердых веществ в продуктах сгорания при этом давлении в (1.6÷1.7) раз.

Экспериментально показано, что дальнейшее повышение ДНФЭ сверх 1.5 мас.% нецелесообразно, поскольку не влияет на улучшение характеристик зажигания и горения заявляемой топливной композиции.

Литература

1. Arkhipov V., Vorozhtsov A., Bondarchuk S., et al. Ballistic Characteristics of Solid Propellants Containing Dual Oxidizer // European Conference for Aerospace Sciences (EUCASS). Moscow, 2005. - pp.1-8.

2. Энергетические конденсированные системы. Краткий энциклопедический словарь / Под ред. Б.П.Жукова. - М.: Янус-К, 2000. - 596 с.

3. Милехин Ю.М., Ларионов Б.И., Пардянов Н.Н. и др. Технико-экономические исследования по разработке твердых ракетных топлив пониженной стоимости и повышенной экологической безопасности для маршевых двигательных установок и твердотопливных ускорителей ракетно-космических комплексов // Известия РАРАН. 2004, № 2 (39). - С.82-87.

4. Михайлов Ю.М., Алешин В.В., Ганина Л.В., Самороковская Н.Ю. Влияние катализаторов на скорость горения энергетических композитов на основе нитрата аммония // Материалы III Всероссийской конференции "Энергетические конденсированные системы". Черноголовка-Москва, 2006 - С.183-184.

5. Попок В.Н. Изучение горения топливных композиций на основе нитрата аммония // Материалы Международной школы-конференции молодых ученых. "Физика и химия наноматериалов". Томск, 2005. - С.437-439.

6. Белоусов A.M., Пазников Е.А., Орлова Н.А. Влияние соотношения функциональных групп полимера и отвердителя на качественные и временные параметры реакции формирования пространственной сетки полимера // International Scientific Conference "Chemistry, Engeneering and Biotechnology", Tomsk, Russia, C.196-197.

7. Ди-N-оксид-1,3-динитрил-2,4,6-триэтилбензол. ТУ 2471-307-05121441-98, СКТБ "Технолог" г.Санкт-Петербург.

8. Глазкова А.П. Катализ горения взрывчатых веществ. - М.: Наука, 1976.

Класс C06B31/30 с растительными материалами; смолой или каучуком

твердотопливная композиция (варианты) -  патент 2485082 (20.06.2013)
устройство для фильтрации высоковязкого раствора каучука в токсичном и пожароопасном органическом растворителе -  патент 2485080 (20.06.2013)
термопластичный твердотопливный состав для обработки нефтяных скважин -  патент 2444554 (10.03.2012)
твердотопливная композиция на основе нитрата аммония -  патент 2363691 (10.08.2009)
водостойкое взрывчатое вещество украинит-гр и способ его изготовления (варианты) -  патент 2290392 (27.12.2006)
взрывчатый состав -  патент 2209197 (27.07.2003)
взрывчатый состав (и его вариант), способ изготовления (и его вариант) -  патент 2121471 (10.11.1998)
взрывчатое вещество и способ его изготовления -  патент 2115643 (20.07.1998)
взрывчатый состав, способ получения взрывчатого состава, взрывчатый комплект и способ взрывания -  патент 2114094 (27.06.1998)
способ изготовления взрывчатого состава -  патент 2096398 (20.11.1997)

Класс C06D5/06 реакцией двух или нескольких твердых веществ 

Наверх