транспортный комплекс для водной среды
Классы МПК: | B63B21/56 тянущее или толкающее оборудование для буксировки |
Патентообладатель(и): | Олейник Анатолий Кириллович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-04-23 публикация патента:
20.10.2010 |
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для транспортировки барж методом толкания. Транспортный комплекс для водной среды включает соединенные между собой буксир-толкач и баржу. Корма баржи оснащена упорной балкой, выполненной криволинейной и обращенной выпуклостью к буксиру. Центр кривизны балки лежит в диаметральной плоскости и находится в районе перехода от цилиндрической вставки к носовой оконечности. Буксир-толкач оснащен двумя толкающими упорами. Каждый упор выполнен с упорной плоскостью, расположенной под углом к диаметральной плоскости буксира-толкача. Вожжевые тросы закреплены на барже в центре кривизны балки. Баржа оснащена парой носовых элеронов. При выполнении поворотов суда могут смещаться в горизонтальной плоскости. Достигается улучшение маневренности при проводке составов судов в условиях сложного судового хода. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Транспортный комплекс для водной среды, состоящий из транспортируемой баржи, оснащенной горизонтальной кормовой упорной балкой и снабженной носовыми управляющими элеронами, и буксира-толкача, выполненного с носовыми вертикальными упорами, соединенных вожжевыми тросами, отличающийся тем, что упорная балка выполнена криволинейной с центром кривизны в диаметральной плоскости в районе перехода от цилиндрической вставки к носовой оконечности, упорные плоскости вертикальных упоров буксира-толкача располагаются по касательной к контактирующей поверхности упомянутой балки под углом к диаметральной плоскости меньше 90°, при этом вожжевые тросы передними концами закреплены на стойке, например пиллерсе, расположенном в центре кривизны упомянутой балки, а задние концы названных тросов через кормовые направляющие ролики стыкуются счалочными элементами буксира-толкача.
2. Транспортный комплекс по п.1, отличающийся тем, что контактирующая поверхность вертикальных упоров буксира-толкача дублируется закрепленным на ней упругим элементом, например резино-тканевой лентой с протектором, обращенным к балке.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для транспортировки барж методом толкания преимущественно по внутренним водным магистралям.
Широко используемый для транспортировки для несамоходных судов - барж транспортный комплекс, при котором буксир-толкач, оснащенный двумя вертикальными упорами, располагается сзади баржи, корма которой снабжена горизонтальной упорной балкой (метод толкания), при многих преимуществах в сравнении с тянущим способом имеет ряд существенных недостатков.
Состав уподобляется жесткой призматической балке, что предопределяет большой радиус поворота при маневрировании (отношение диаметра циркуляции к длине состава равно от 2,23 до 3,64, с.16 [1]).
При выполнении поворота набегающая водная масса воздействует на плоскость руля, располагающегося на значительном расстоянии от центра масс всего комплекса.
Эти обстоятельства приводят к большим затратам энергии и энергоносителя.
Целью технического решения является устранение указанных недостатков.
Указанная цель достигается приданием относительной подвижности судам, составляющим транспортный комплекс, в горизонтальной плоскости, что приводит к уменьшению радиуса циркуляции, улучшению управляемости и, в конечном счете, экономии энергоносителя.
Транспортный комплекс представлен на чертежах.
На фиг.1 представлена схема транспортного комплекса, состоящего из буксира-толкача - 1, транспортируемой баржи - 2, расположения вожжевых тросов - 3, монтажных разъемов - 4, элеронов управления - 5.
На фиг.2 представлено конструктивное исполнение сцепа судов: горизонтальная упорная балка баржи - 6, упоры толкача - 7, натяжные узлы - 8, направляющие ролики - 9. Пунктиром обозначено место установки при необходимости постоянных или временных ограничителей взаимного углового смещения судов.
На фиг.3 показано место А фиг.2, упругий элемент - 10, схема сил, действующих в упоре состава N, T, Q.
Улучшение подвижности определяется выполнением упорной балки - 6, расположенной на корме баржи - 2, криволинейной, выпуклой, по радиусу с центром в диаметральной плоскости в зоне перехода от цилиндрической вставки к носовой оконечности, впереди центра тяжести толкаемого судна, корпус которого выполнен с носовыми управляющими элеронами - 5 (заявка № 2007125914/11, 09.07.09). Носовые вертикальные упоры - 7 выполнены так, что контактирующие с упорной балкой поверхности упоров ориентируются по касательным к криволинейной поверхности горизонтальной упорной балки, под углом к диаметральной плоскости менее 90°, контактные поверхности названных упоров размещаются симметрично относительно диаметральной плоскости, что фиксируется при счалке судов в состав. Контактные поверхности упоров для стабилизации контакта могут быть оснащены упругим элементом - 10, продублированы, например, резино-тканевой лентой с протектором, обращенным к упорной балке - 6 (фиг.3). Вожжевые тросы - 3 передними концами закреплены в центре радиуса кривизны упорной балки на стойке, например на пиллерсе, уложены в желоба или в роульсы (на чертеже не показано), которые размещаются на палубе или под палубой (в зависимости от назначения судна), вожжевые тросы, расположенные под углом между ними, равным 10-12°, и в корме баржи задними концами названные тросы через направляющие ролики - 9 соединяются с тросами толкача счалочными элементами посредством, например монтажных скоб - 4; натяжение тросов выполняется натяжными узлами - 8.
Под воздействием управляющих усилий, возникающих при введении элеронов в поток, обтекающий судно, суда располагаются под углом друг к другу, обеспечивая маневр. В принципе максимальный проектируемый угол взаимного смещения судов зависит от радиуса кривизны упорной балки баржи и связанного с ним (радиусом) угла величины расположения контактирующих поверхностей вертикальных упоров.
Счаленный комплекс готов к эксплуатации.
Следует отметить, что при необходимости в средней части упорной балки - 6 (отмечено пунктиром) устанавливается (постоянный или съемный, временный) ограничитель в виде отрезка стального горячекатаного профиля.
В транспортном комплексе рулевое устройство буксира-толкача применяется как дополнительное, а при исключении управляющих элеронов становится основным с известными недостатками.
Равнодействующая сил Т проходит по диаметральной плоскости, стабилизируя управляемость, а силы N нейтрализуют поперечные смещения судов состава.
Источники информации
1. Великосельский Н.Д. Судовые устройства толкаемых составов. Л.: Судпром ГИЗ, 1959.
2. SU № 1326495 от 30.07.1987.
3. RU № 2150405 от 12.03.1999.
Класс B63B21/56 тянущее или толкающее оборудование для буксировки