подводная буксируемая поисковая система

Классы МПК:B63B21/66 оборудование, специально предназначенное для буксировки объектов или судов, находящихся под водой, например обтекатели для буксирных тросов
B63B21/56 тянущее или толкающее оборудование для буксировки
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева (RU),
Моисеев Алексей Николаевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-06-09
публикация патента:

Изобретение относится к подводной технике, а именно к подводным поисковым буксируемым системам. Подводная буксируемая поисковая система содержит судно-буксировщик 1, буксирный кабель-трос 2, тяжелый носитель-заглубитель 3, закрепленный на ходовом конце кабель-троса 2, легкий носитель аппаратуры 4, связанный с заглубителем 3 облегченным кабель-тросом 5, имеющий подруливающие движители 12. Заглубитель 3 оснащен лебедкой, в котором выполнена открытая со стороны кормовой оконечности ниша 7, размеры и конфигурация которой согласованы с внешними формами легкого носителя 4. Над нишей 7 выполнена продольная направляющая 8, на которой установлена подвижная, подпружиненная в сторону кормы заглубителя 3 каретка 9, имеющая фильеру 10, сквозь которую пропущен облегченный кабель-трос 5. Коренной конец кабель-троса запасован через направляющий ролл 11 и закреплен на барабане лебедки 6. Легкий носитель 4 оснащен вертикальным реверсивным подруливающим движителем 12 с системой автоматического управления, расположенным в кормовой оконечности легкого носителя 4. Упрощается эксплуатация системы, повышается ее эффективность. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. подводная буксируемая поисковая система, патент № 2410280

подводная буксируемая поисковая система, патент № 2410280 подводная буксируемая поисковая система, патент № 2410280 подводная буксируемая поисковая система, патент № 2410280 подводная буксируемая поисковая система, патент № 2410280

Формула изобретения

1. Подводная буксируемая поисковая система, содержащая судно-буксировщик, буксирный кабель-трос, тяжелый носитель-заглубитель, закрепленный на ходовом конце кабель-троса, и легкий носитель аппаратуры, связанный с заглубителем облегченным кабель-тросом и имеющий в своем составе подруливающие движители, отличающаяся тем, что заглубитель оснащен лебедкой и в его конструкции выполнена открытая со стороны кормовой оконечности ниша, размеры и конфигурация которой согласованы с внешними формами легкого носителя, кроме того, над упомянутой нишей выполнена продольная направляющая, на которой установлена подвижная, подпружиненная в сторону кормы заглубителя каретка, имеющая фильеру для пропускания облегченного кабель-троса, коренной конец которого запасован через направляющий ролл и закреплен на барабане лебедки.

2. Подводная поисковая буксируемая система по п.1, отличающаяся тем, что легкий носитель оснащен вертикальным реверсивным подруливающим движителем с системой автоматического управления, расположенным в кормовой оконечности легкого носителя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к подводной технике, а именно к подводным поисковым буксируемым системам.

Известно много двухзвенных буксируемых систем, например "Буксируемая подводная поисковая система" по авторскому свидетельству № 1216914, МКИ B63B 21/66, содержащая заглубитель, связанный кабель-тросом с судном-носителем и подводный поисковый аппарат, соединенный с заглубителем промежуточным кабель-тросом.

Общим недостатком этой и подобных ей систем является сложность процесса спуска и подъема из-за наличия двух буксируемых подводных объектов - заглубителя и поискового аппарата.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемому изобретению и взятой в качестве прототипа является также "Подводная буксируемая поисковая система" по авторскому свидетельству № 701042, МКИ B63B 21/00, содержащая судно-буксировщик, буксирный кабель-трос с заглубителем, промежуточный облегченный кабель и легкий подводный поисковый аппарат с приборами и хвостовыми движителями, расположенными в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Основным недостатком этого прототипа является сложность спуско-подъемных операций из-за наличия двух буксируемых объектов (звеньев) - заглубителя и поискового аппарата.

Решаемой технической задачей предполагаемого изобретения является устранение указанных недостатков, а именно: создание высокоэффективной подводной буксируемой поисковой системы, позволяющей упростить ее эксплуатацию.

Поставленная задача достигается тем, что в подводной буксируемой поисковой системе, содержащей судно-буксировщик, буксирный кабель-трос, тяжелый носитель-заглубитель, закрепленный на ходовом конце кабель-троса, и легкий носитель аппаратуры, связанный с заглубителем облегченным кабель-тросом и имеющий в своем составе подруливающие движители, заглубитель оснащен лебедкой и в его конструкции выполнена открытая со стороны кормовой оконечности ниша, размеры и конфигурация которой согласованы с внешними формами легкого носителя, кроме того, над упомянутой нишей выполнена продольная направляющая, на которой установлена подвижная, подпружиненная в сторону кормы заглубителя каретка, имеющая фильеру для пропускания облегченного кабель-троса, коренной конец которого запасован через направляющий ролл и закреплен на барабане лебедки, кроме того, легкий носитель оснащен вертикальным реверсивным подруливающим движителем с системой автоматического управления, расположенным в кормовой оконечности легкого носителя.

Изобретение поясняется чертежами:

На фиг.1 изображена подводная буксируемая поисковая система на режиме спуска-подъема; на фиг.2 изображена подводная буксируемая поисковая система на режиме буксировки; на фиг.3 показан тяжелый носитель-заглубитель в конфигурации спуска-подъема (легкий носитель втянут в нишу заглубителя); на фиг.4 показан тяжелый носитель-заглубитель в конфигурации буксировки (легкий носитель выведен из ниши заглубителя), где:

1 - судно буксировщик;

2 - буксирный кабель-трос;

3 - тяжелый носитель-заглубитель;

4 - легкий носитель аппаратуры;

5 - облегченный кабель-трос;

6 - лебедка;

7 - ниша;

8 - продольная направляющая;

9 - каретка;

10 - фильера;

11 - направляющий ролл;

12 - подруливающий движитель;

13 - пружина;

14 - трос;

15 - полиспаст.

Подводная буксируемая поисковая система содержит судно-буксировщик 1, буксирный кабель-трос 2, тяжелый носитель-заглубитель 3, закрепленный на ходовом конце кабель-троса 2, и легкий носитель аппаратуры 4, связанный с заглубителем 3 облегченным кабель-тросом 5. Тяжелый носитель-заглубитель 3 оснащен лебедкой 6 и в его конструкции выполнена открытая со стороны кормовой оконечности ниша 7, размеры и конфигурация которой согласованы с внешними формами легкого носителя 4, кроме того, над упомянутой нишей выполнена продольная направляющая 8, на которой установлена подвижная, подпружиненная в сторону кормы заглубителя каретка 9, имеющая фильеру 10, сквозь которую пропущен облегченный кабель-трос 5, коренной конец которого запасован через направляющий ролл 11 и закреплен на барабане лебедки 6, кроме того, легкий носитель 4 оснащен вертикальным реверсивным подруливающим движителем 12 с системой автоматического управления, расположенным в кормовой оконечности легкого носителя 4.

В данном случае конкретного исполнения подпружинивание каретки осуществляется с помощью, например, пружины растяжения 13, связанной с кареткой 9 тросом 14, запасованным через полиспаст 15.

Работает данная подводная буксируемая поисковая система следующим образом:

Перед спуском с судна 1 легкий носитель 4 находится (заранее помещается) внутри ниши 7, облегченный кабель-трос 5 намотан на барабан лебедки 6. Трос 14 натянут пружиной 13, каретка 9 находится в крайнем переднем положении. В такой конфигурации система выводится за борт судна 1 и опускается за счет стравливания кабель-троса 2 на заданную глубину. Спуск производится преимущественно в режиме дрейфа или на самом малом ходу судна. По достижении заданной глубины легкий носитель 4 выводится из ниши 7. Для этого судну дается ход - лебедка 6 включается на выдачу облегченного кабель-троса 5 и каретка 9 за счет усилия пружины 13, действующей через полиспаст 15 и трос 14, перемещается в направлении кормы заглубителя 3 и, упираясь в нос легкого носителя 4, выталкивает его из ниши 7. Выводу легкого носителя из ниши способствует и сила гидродинамического сопротивления легкого носителя. Дойдя до заднего упора, каретка 9 останавливается, облегченный кабель-трос 5 выдается лебедкой 6 на заданную длину. Затем лебедка стопорится и производится буксировка системы в конфигурации, изображенной на фиг.2 (двухзвенная система). Перед подъемом с глубины буксируемая система снова превращается в однозвенную, для чего легкий носитель 4 втягивается в нишу 7 заглубителя 3. При этом лебедка 6 включается на выборку кабель-троса 5 и носитель 4 подтягивается к заглубителю 3 до упора в каретку 9. Продолжая подматывать облегченный кабель-трос на барабан лебедки 6, втягивают носитель 4 в нишу 7 заглубителя. При этом носитель 4 толкает носом каретку 9 и, преодолевая усилие пружины 13, продвигает каретку 9 перед собой до упора, после чего лебедка 6 выключается. Момент упора каретки и выключения лебедки определяется, например, по срабатыванию конечного выключателя (на чертежах не показан).

При буксировке системы в условиях волнения моря заглубитель, будучи подвешен на ходовом конце кабель-троса 2, совершает вертикальные и угловые колебания, что затрудняет втягивание легкого носителя 4 в нишу 7. Колебания заглубителя происходят, в основном, в продольной вертикальной плоскости. В данном устройстве носитель 4 при подтягивании его до упора в каретку 9 оказывается связанным с заглубителем в точке контакта с фильерой 10 и вертикальные перемещения заглубителя 3 и носителя 4 становятся связанными. Остается согласовать их движение по углу дифферента. Для этой цели в кормовой части легкого носителя 4 установлено реверсивное подруливающее устройство с системой автоматического управления 12, за счет работы которого осуществляется регулирование угла дифферента носителя 4 и, тем самым, согласование углов дифферента заглубителя и легкого носителя в процессе втягивания последнего в нишу 7 заглубителя 3.

По сравнению с известными аналогами данное изобретение «Подводная буксируемая поисковая система» за счет конструктивной возможности интегрирования на этапах спуска и подъема двух буксируемых объектов в один позволяет упростить эксплуатацию системы, тем самым, получая эту систему высокоэффективной в эксплуатации.

Класс B63B21/66 оборудование, специально предназначенное для буксировки объектов или судов, находящихся под водой, например обтекатели для буксирных тросов

устройство постановки и выборки гибкой протяженной буксируемой антенны -  патент 2497710 (10.11.2013)
устройство и способ постановки и выборки гибкой протяженной буксируемой антенны -  патент 2477697 (20.03.2013)
подводная лодка с устройством спуска и подъема на борт вспомогательного подводного аппарата -  патент 2423282 (10.07.2011)
буксируемая линия -  патент 2361773 (20.07.2009)
устройство фиксации буксируемой линии на барабане буксирной лебедки -  патент 2351501 (10.04.2009)
устройство соединения буксируемого подводного аппарата с кабель-тросом -  патент 2337852 (10.11.2008)
устройство автоматического раздвижения и складывания выдвижных панелей движущегося подводного аппарата -  патент 2309870 (10.11.2007)
устройство для подвеса подводного аппарата к буксирному кабель-тросу -  патент 2240251 (20.11.2004)
буксируемое подводное устройство с горизонтальной стабилизацией -  патент 2148003 (27.04.2000)
способ транспортировки грузов водным путем -  патент 2138420 (27.09.1999)

Класс B63B21/56 тянущее или толкающее оборудование для буксировки

способ перемещения плавучей буровой установки средствами комплекса транспортных судов на воздушной подушке -  патент 2526431 (20.08.2014)
модульно-интегральный барже-буксирный состав -  патент 2488512 (27.07.2013)
модульная баржа и способ работы модульной баржи -  патент 2462385 (27.09.2012)
комплекс для транспортирования айсберга -  патент 2418710 (20.05.2011)
комплекс для перевозки грузов судами и способ формирования из комплекса флота на заданный маршрут грузоперевозки -  патент 2408494 (10.01.2011)
транспортный комплекс для водной среды -  патент 2401764 (20.10.2010)
спускоподъемное устройство буксируемой линии -  патент 2339536 (27.11.2008)
устройство соединения буксируемого подводного аппарата с кабель-тросом -  патент 2337852 (10.11.2008)
кормовая оконечность корпуса водоизмещающего судна -  патент 2331543 (20.08.2008)
способ буксировки утилизируемой подводной лодки и устройство для его осуществления -  патент 2275310 (27.04.2006)
Наверх