опорная система для пациента
Классы МПК: | A61G3/00 Использование транспортных средств для перевозки больных; транспортные средства со специальными приспособлениями для транспортировки пациентов или людей с ограниченными возможностями в движении или их индивидуальных средств передвижения, например облегчающие въезд или погрузку кресел на колесах |
Автор(ы): | КОХ Гвидо (DE) |
Патентообладатель(и): | МАКВЕТ ГМБХ УНД КО.КГ (DE) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-11-13 публикация патента:
27.01.2011 |
В опорной системе для пациента, содержащей опорную поверхность для пациента, несущую стойку для поддержания опорной поверхности и транспортную тележку для транспортировки опорной поверхности, причем на опорной поверхности расположены первые соединительные элементы (22), предназначенные для выборочного соединения со вторыми или третьими соединительными элементами (24, 26) соответственно на несущей стойке и транспортной тележке, причем, по меньшей мере, на одном из соединительных элементов предусмотрены блокировочные средства (60, 62) для блокировки первых соединительных элементов (22) попеременно со вторыми или третьими соединительными элементами (24, 26), когда опорная поверхность соединена с несущей стойкой или соответственно транспортной тележкой, блокировочные средства содержат, по меньшей мере, один установленный на одном из соединительных элементов (22, 24, 26) с возможностью перемещения блокировочный элемент (60, 62), который в положении зацепления двух соединительных элементов (22, 24, 26) входит в паз (76, 82) соответственно соседнего соединительного элемента, причем на соединительных элементах выполнены управляющие кулачки (88), посредством которых блокировочный элемент (60, 62) в процессе переноса опорной поверхности с несущей стойки на транспортную тележку или обратно принудительным образом входит в соответствующий паз или выходит из него. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.
Формула изобретения
1. Опорная система для пациента, содержащая опорную поверхность (18) для пациента, несущую стойку (10) для поддержания опорной поверхности (18) и транспортную тележку (16) для транспортировки опорной поверхности (18), причем на опорной поверхности (18) расположены первые соединительные элементы (22), предназначенные для выборочного соединения со вторыми или третьими соединительными элементами (24, 26) на несущей стойке (10) и соответственно транспортной тележке (16), причем, по меньшей мере, на одном из соединительных элементов предусмотрены блокировочные средства (60, 62) для блокировки первых соединительных элементов (22) попеременно со вторыми или третьими соединительными элементами (24, 26), когда опорная поверхность (18) соединена с несущей стойкой (10) или соответственно транспортной тележкой (16), отличающаяся тем, что блокировочные средства содержат, по меньшей мере, один установленный на одном из соединительных элементов (22, 24, 26) с возможностью перемещения блокировочный элемент (60, 62), который в положении зацепления двух соединительных элементов (22, 24, 26) входит в паз (76, 82) соответственно соседнего соединительного элемента, при этом на соединительных элементах выполнены управляющие кулачки (88, 97), посредством которых блокировочный элемент (60, 62) в процессе переноса опорной поверхности (18) с несущей стойки (10) на транспортную тележку (16) или обратно принудительным образом входит в соответствующий паз или соответственно выходит из него.
2. Система по п.1, отличающаяся тем, что блокировочный элемент (60; 62) выполнен в виде установленного с возможностью вращения двуплечего рычага, который имеет предназначенные для взаимодействия с управляющими кулачками (88; 97) управляющие кромки (86, 103; 96, 101), расположенные с обеих сторон от центра (64; 66) вращения рычага.
3. Система по п.2, отличающаяся тем, что на каждом первом соединительном элементе (22) расположены два блокировочных элемента (60, 62), один из которых предназначен для блокировки первого соединительного элемента (22) со вторым соединительным элементом (24), а другой - для блокировки первого соединительного элемента (22) с третьим соединительным элементом (26), при этом управляющие кулачки (97, 88) выполнены для перемещения блокировочных элементов (60, 62) на втором и соответственно третьем соединительных элементах (24, 26).
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к опорной системе для пациента, содержащей опорную поверхность для пациента, несущую стойку для поддержания опорной поверхности и транспортную тележку для транспортировки опорной поверхности, причем на опорной поверхности расположены первые соединительные элементы, предназначенные для выборочного соединения со вторыми или третьими соединительными элементами на стойке и, соответственно, транспортной тележке, причем, по меньшей мере, на одном из соединительных элементов предусмотрены блокировочные средства для блокировки первых соединительных элементов попеременно со вторыми или третьими соединительными элементами, когда опорная поверхность соединена с несущей стойкой или соответственно транспортной тележкой.
Такая система известна, например, из ЕР 457246 В1. Для переноса опорной поверхности на транспортную тележку последнюю устанавливают в подходящее положение относительно несущей стойки. За счет перемещения вниз устройства регулирования высоты несущей стойки опорную поверхность сначала опускают, пока она не будет прилегать к транспортной тележке. В момент переноса первые соединительные элементы на опорной поверхности находятся в зацеплении одновременно со вторыми и третьими соединительными элементами на стойке и соответственно транспортной тележке.
У известной из ЕР 457246 В1 опорной системы для пациента соединительные элементы опорной поверхности сопряжены с двумя подпружиненными фиксаторами, один из которых защелкивается в соединительном элементе стойки, когда опорная поверхность прилегает к ней, а другой - в соединительном элементе транспортера, когда опорная поверхность прилегает к транспортеру. В случае процесса переноса, например, с транспортера на стойку за счет перемещения стойки вверх, защелкнутый в соединительном элементе транспортной тележки фиксатор отжимается назад управляющим контуром стойки и, тем самым, разблокирует опорную поверхность на транспортной тележке. Одновременно благодаря наличию транспортной тележки сначала предотвращается защелкивание другого фиксатора в соединительном элементе стойки. Только за счет отделения опорной поверхности от транспортной тележки второй фиксатор по мере удаления от соединительного элемента транспортной тележки может защелкнуться за соединительный элемент стойки под действием предварительно напряженной пружины. В обратном случае защелкнутый в соединительном элементе стойки фиксатор отжимается назад управляющим контуром транспортера, тогда как другой фиксатор по мере удаления стойки от опорной поверхности защелкивается под действием пружинного усилия в соединительном элементе транспортной тележки. В момент переноса, т.е. когда соединительный элемент стойки и соединительный элемент транспортной тележки находятся в зацеплении с соединительным элементом опорной поверхности, последняя не защищена никаким фиксатором от отделения. К тому же могут возникать ситуации, препятствующие защелкиванию фиксаторов под действием пружинного усилия, например, когда соединительные элементы незначительно перекошены по отношению друг к другу.
Для устранения этой проблемы и повышения безопасности опорной системы для пациента, согласно изобретению, предложено, что блокировочные средства содержат, по меньшей мере, один установленный на одном из соединительных элементов с возможностью регулирования или перемещения блокировочный элемент, который в положении зацепления двух соединительных элементов входит в паз соответствующего соседнего соединительного элемента, и что на соединительных элементах выполнены управляющие кулачки, посредством которых блокировочный элемент в процессе переноса опорной поверхности с несущей стойки на транспортную тележку или обратно принудительным образом входит в соответствующий паз или соответственно выходит из него. Преимущественно соответствующий блокировочный элемент выполнен в виде установленного с возможностью вращения двуплечего рычага, который имеет предназначенные для взаимодействия с управляющими кулачками управляющие кромки, расположенные противоположно относительно центра вращения рычага, т.е. на обоих плечах рычага.
Этот вариант осуществления изобретения приводит к тому, что соответствующий блокировочный элемент попадает в свое положение фиксации не за счет усилия пружины, а направляется принудительно. Одновременно в процессе переноса, т.е. во время перемещения блокировочного элемента, опорная поверхность всегда заключена между противоположно ориентированными управляющими кромками и, тем самым, даже в момент переноса защищена от отделения от соответствующего соединительного элемента.
Преимущественно в решении, согласно изобретению, как и в описанной выше опорной системе для пациента, на каждом первом соединительном элементе расположены два блокировочных элемента, один из которых предназначен для блокировки первого соединительного элемента со вторым соединительным элементом, а другой - для блокировки первого соединительного элемента с третьим соединительным элементом, причем управляющие кулачки выполнены для перемещения блокировочных элементов на вторых и третьих соединительных элементах.
Нижеследующее описание поясняет изобретение на примере его осуществления в сочетании с приложенными чертежами, на которых изображают:
фиг.1 - схематичное представление опорной системы для пациента, содержащей опорную поверхность для пациента, транспортную тележку для опорной поверхности и несущую стойку для опорной поверхности;
фиг.2 - частично схематичное представление трех взаимодействующих между собой соединительных элементов;
фиг.3 - схематичный разрез трех находящихся в одновременном зацеплении между собой соединительных элементов;
фиг.4 - частично схематичное представление первого соединительного элемента, расположенного на части, расположенной со стороны опорной поверхности;
фиг.5 - схематичное представление трех находящихся в одновременном зацеплении между собой соединительных элементов;
фиг.6 и 7 - представление трех соединительных элементов при переносе опорной поверхности с несущей стойки на транспортную тележку;
фиг.8 и 9 - соответствующие фиг.6 и 7 виды при переносе опорной поверхности с транспортной тележки на несущую стойку.
Схематично изображенная на фиг.1 опорная система для пациента содержит обозначенную, в целом, поз.10 несущую стойку операционного стола с основанием 12 и установленной на нем с возможностью регулирования по высоте головкой 14. Устройство регулирования по высоте не показано. Оно может быть выполнено любым традиционным образом. Как правило, - это гидравлическое или механическое подъемное устройство.
Слева рядом с несущей стойкой находится обозначенная, в целом, поз.16 транспортная тележка, несущая опорную поверхность или столешницу 18 операционного стола. Транспортная тележка 16 состоит из двух боковых рамных частей 20, соединенных между собой поперечинами (не показаны), как это описано в ЕР 457246 В1. Транспортная тележка 16 может быть подведена к несущей стойке 10 так, что последняя будет находиться между боковыми рамными частями 20.
На продольных боковых краях опорной поверхности 18 расположены первые соединительные элементы 22, предназначенные для зацепления со вторыми соединительными элементами 24 на головке 14 стойки и с третьими соединительными элементами 26 на боковых рамных частях 20 транспортной тележки 16, чтобы соединять опорную поверхность 18 либо с несущей стойкой 10, либо с транспортной тележкой 16. Более точное выполнение соединительных элементов и принцип их действия более подробно описаны ниже.
На фиг.2 поз.28 обозначена соединительная рама, содержащая среднюю плиту 30 и две отстоящие вниз на ее продольных концах боковины 32, из которых показана только одна. Средняя плита 30 имеет на своей верхней стороне опору 34 для соединения с собственной опорной поверхностью 18 для пациента, которая установлена на соединительной раме 28 с возможностью поворота вокруг проходящей поперек своего продольного направления оси 36. Каждая из боковин 32 несет на своей внутренней стороне первый соединительный элемент 22. Он имеет форму широкой цапфы с внешним контуром 38 и шлицеобразный паз 40 с внутренним контуром 42.
Под соединительной рамой 28 находится изображенное лишь частично седло 44, являющееся частью головки 14 стойки. Аналогично соединительной раме 28 оно выполнено С-образным со средней перемычкой 46 и двумя боковыми частями 48, из которых показана только одна. Боковая часть 48 имеет на своей внешней стороне образующий второй соединительный элемент 24 приемный карман для размещения первого соединительного элемента 22, причем приемный карман имеет внутренний контур 50, соответствующий внешнему контуру 38 первого соединительного элемента 22. Вблизи своей соответствующей боковой части 48 средняя перемычка 46 несет на своей верхней стороне центрирующую цапфу 52, предназначенную для вхождения в ответное отверстие 54, выполненное на нижней стороне средней плиты 30 соединительной рамы 28.
На фиг.2 в приемный карман второго соединительного элемента 24 входит образующая третий соединительный элемент 26 направляющая цапфа, которая закреплена посредством цоколя 56 на транспортной тележке 16 и предназначена для вхождения в паз 40 соответствующего первого соединительного элемента 22. Она имеет внешний контур 58, соответствующий внутреннему контуру 42 первого соединительного элемента 22.
Если все три соединительных элемента 22, 24, 26 при переносе опорной поверхности с транспортной тележки на несущую стойку или наоборот находятся в одновременном зацеплении между собой, то они вставлены друг в друга, как это схематично видно на фиг.3. Образующая третий соединительный элемент 26 цапфа находится в пазу 40 первого соединительного элемента 22, который, в свою очередь, входит в образующий второй соединительный элемент приемный карман, так что все три соединительных элемента находятся в одной плоскости. За счет этого возникает очень плоская поперек продольного направления опорной поверхности 18 конструкция.
Другие преимущества этого расположения содержатся в нижеследующем описании блокировочного механизма, с помощью которого опорную поверхность 18 выборочно соединяют либо с головкой 14 стойки, либо с транспортной тележкой 16.
На фиг.4 изображен схематичный вид сверху на внутреннюю сторону боковины 32 соединительной рамы 28. Также виден первый соединительный элемент 22, на котором с возможностью регулирования или перемещения установлены два блокировочных элемента 60, 62. Блокировочные элементы 60, 62 выполнены в виде двуплечих рычагов, установленных с возможностью поворота вокруг осей 64, 66 и предварительно нагруженных по часовой стрелке торсионными пружинами 68, 70. Блокировочный элемент 60 предназначен для блокировки опорной поверхности 18 с головкой 14 стойки. Для этого плечо 72 рычага снабжено крюкообразным продолжением 74, которое предназначено для вхождения в паз 76 на внутреннем контуре 50 второго соединительного элемента 24 (фиг. 5). Блокировочный элемент 62 предназначен для блокировки опорной поверхности 18 с транспортной тележкой 16. Для этого плечо 78 рычага блокировочного элемента 62 снабжено крюкообразным продолжением 80, которое предназначено для вхождения в паз 82 на внешнем контуре 58 цапфообразного третьего соединительного элемента 26 (фиг.5).
С помощью фиг.5-7 следует описать принцип действия блокировочных элементов при переносе опорной поверхности 18 со стойки 10 на транспортную тележку 16.
На фиг.5 три соединительных элемента 22, 24, 26 изображены в полном зацеплении между собой. В этом состоянии оба блокировочных элемента 60, 62 повернуты в свое деблокирующее положение. У блокировочного элемента 60 это происходит за счет того, что противоположное плечу 72 плечо 84 рычага управляющей кромкой 86 скользит по выполненному на третьем соединительном элементе 26 управляющему кулачку 88, поворачиваясь при этом против часовой стрелки, причем противоположный крюкообразному продолжению 74 первого блокировочного элемента 60 конец 90 первого плеча 72 рычага утапливается в полукруглый паз 92 во внешнем контуре третьего соединительного элемента 26 (фиг.5). Таким же образом второй блокировочный элемент 62 поворачивается против часовой стрелки за счет того, что противоположное плечу 78 плечо 94 рычага скользит управляющей кромкой 96 по выполненному на втором соединительном элементе 24 управляющему кулачку 97, причем противоположный крюкообразному продолжению 80 конец 98 первого плеча 78 рычага также утапливается в полукруглый паз 100 во втором соединительном элементе 24 (фиг.5).
При переносе опорной поверхности 18 на транспортную тележку 16 головку 14 несущей стойки 10 опускают из показанного на фиг. 5 положения, как это видно на фиг.6 и 7. На фиг. 6 показано, что с началом движения вниз головки 14 стойки и, тем самым, второго соединительного элемента 24 правый блокировочный элемент 62 под действием скользящего по управляющей кромке 101 плеча 98 рычага управляющего кулачка 97 второго соединительного элемента 24 поворачивается по часовой стрелке, так что крюкообразное продолжение 80 входит в паз 82. Уже в показанном на фиг.6 положении опорную поверхность 18 нельзя приподнять от транспортной тележки 16. При дальнейшем опускании головки 14 стойки, как показано на фиг.7, крюкообразное продолжение 80 второго блокировочного элемента 62 полностью заходит в паз 82 в третьем соединительном элементе 26, так что опорная поверхность 18 прочно блокирована на транспортной тележке 16. В этом положении крюкообразное продолжение 80 удерживается за счет действия торсионной пружины 70. Наоборот, при подъеме головки 14 стойки из показанного на фиг. 7 положения блокировочный элемент 62 повернулся бы против часовой стрелки, устраняя блокировку между первым и третьим соединительными элементами.
На фиг.8 и 9 изображен процесс блокировки при переносе опорной поверхности 18 с транспортной тележки 16 на несущую стойку 10. В этом случае, исходя из показанного на фиг.5 положения головку 14 стойки приподнимают, в результате чего третий соединительный элемент 26 выскальзывает вниз из паза 40 первого соединительного элемента 22. Одновременно первый блокировочный элемент 60 посредством скользящего по управляющей кромке 103 на конце 90 рычага управляющего кулачка 88 принудительно поворачивается на третьем соединительном элементе 26 по часовой стрелке, в результате чего крюкообразное продолжение 74 первого блокировочного элемента 60 входит в паз 76 во втором соединительном элементе 24, расположенном со стороны стойки (фиг.8). При вытягивании третьего соединительного элемента из первого соединительного элемента опорная поверхность 18 прочно блокирована с головкой 14 стойки (фиг.9). Наоборот, при вводе третьего соединительного элемента 26 в паз 40 первого соединительного элемента 22 блокировочный элемент 60 поворачивается против часовой стрелки, в результате чего устраняется блокировка между вторым и первым соединительными элементами. Предшествующее описание показывает, что оба блокировочных элемента 60, 62 во время процессов соединения поворачиваются принудительным образом, что обеспечивает надежную блокировку между опорной поверхностью и головкой стойки, с одной стороны, и опорной поверхностью и транспортной тележкой 16, с другой стороны.
Видно далее, что, исходя из показанного на фиг. 5 положения, в котором оба блокировочных элемента 60, 62 повернуты в свое деблокирующее положение, при подъеме опорной поверхности относительно головки стойки и транспортной тележки оба блокировочных элемента повернулись бы по часовой стрелке и, тем самым, блокировались бы. Это надежно препятствует подъему опорной поверхности 18 из показанного на фиг.5 положения.
Для достижения по возможности максимально лишенного трения переноса опорной поверхности со стойки на транспортную тележку и наоборот соединительные элементы 22, 24, 26 должны лежать точно по одной линии. Если они перекошены по отношению друг к другу, то могут возникнуть нарушения функционирования. Во избежание этого на седле 44 внутри приемного кармана второго соединительного элемента 24 расположен датчик 102, который считывает положение третьего соединительного элемента 26 относительно второго соединительного элемента 24. Датчик состоит из установленного с возможностью вращения диска 104, который соединен, например, с точкой отвода потенциометра и на внешней стороне которого предусмотрен расположенный с эксцентриситетом измерительный штифт 106. Этот измерительный штифт 106 входит в паз 108, выполненный на широкой стороне третьего соединительного элемента 26 и ограниченный двумя управляющими кромками 110, 112. Если в процессе переноса транспортная тележка 16 и головка 14 стойки наклонены по отношению друг к другу, так что соединительные элементы 24, 26 не совпадают между собой в нужном виде, то измерительный штифт 106 упирается в одну из управляющих кромок 110, 112. За счет этого поворачивается диск 104. Этот поворот регистрируется, например, подключенным потенциометром и может быть преобразован в управляющий сигнал, подаваемый к управляющему устройству головки 14 стойки. Благодаря этому головка 14 стойки может быть отрегулирована с возможностью ориентирования второго и третьего соединительных элементов по отношению друг к другу для обеспечения свободного от трения соединения.
Класс A61G3/00 Использование транспортных средств для перевозки больных; транспортные средства со специальными приспособлениями для транспортировки пациентов или людей с ограниченными возможностями в движении или их индивидуальных средств передвижения, например облегчающие въезд или погрузку кресел на колесах