тарированный упор
Классы МПК: | B25B11/02 приспособления, используемые при сборке B60P7/06 крепление грузов |
Автор(ы): | Буланов Сергей Владимирович (RU), Варочко Алексей Григорьевич (RU), Новожилов Михаил Васильевич (RU), Старостин Михаил Юрьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро "МОТОР" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-07-31 публикация патента:
27.02.2011 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологической оснастке, и может быть использовано при проведении монтажно-сборочных операций и транспортировании нежестких изделий больших размеров. Тарированный упор содержит цилиндрический полый корпус, в котором с возможностью осевого возвратно-поступательного перемещения смонтирован шток с поджимной пятой на его торце. На наружной поверхности корпуса выполнена резьба, а на одном его торце образовано дно с осевым отверстием, шток оснащен буртом и хвостовиком с резьбовой частью, между буртом, размещенным в полости корпуса, и дном помещен упругий элемент, хвостовик штока пропущен через отверстие дна, при этом упор снабжен сцепной муфтой, первая полумуфта которой образована на наружной поверхности дна, а вторая свободно посажена на хвостовик штока и поджата к первой полумуфте гайкой, навинченной на резьбовую часть хвостовика штока. Обеспечивается заданное нажимное усилия при приложении его в любом направлении. 2 ил.
Формула изобретения
Тарированный упор, содержащий цилиндрический полый корпус, в котором с возможностью осевого возвратно-поступательного перемещения смонтирован шток с поджимной пятой на его торце, отличающийся тем, что он снабжен сцепной муфтой, на наружной поверхности корпуса выполнена резьба, на одном из его торцев выполнено дно с осевым отверстием, при этом шток оснащен буртом и хвостовиком с резьбовой частью, между буртом, размещенным в полости корпуса, и дном помещен упругий элемент, хвостовик штока пропущен через отверстие дна, при этом первая полумуфта сцепной муфты образована наружной поверхностью дна, а вторая свободно посажена на хвостовик штока и поджата к первой полумуфте гайкой, навинченной на резьбовую часть хвостовика штока.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологической оснастке, и может быть использовано при проведении монтажно-сборочных операций и транспортировании нежестких изделий больших размеров с обеспечением заданных величин усилий предварительного поджатия к изделию. Известен домкрат, содержащий корпус с резьбовым отверстием, в которое ввинчен винт с опорной призмой. Для подведения призмы к изделию винт вывинчивают из корпуса в требуемое положение до контакта с изделием и фиксируют в нем контргайкой.
(см. А.К.Горошкин «Приспособления для металлорежущих станков». Справочник, Москва, «Машиностроение», 1979 г., стр.86).
Данный домкрат не позволяет контролировать и регулировать величину усилия поджима призмы к изделию.
Известна опора, содержащая полый корпус, в котором с возможностью осевого возвратно-поступательного перемещения установлен шток, на верхнем торце которого размещен упорно-поворотный узел для поджима к изделию, например трубопроводу. В нижней части корпуса диаметрально противоположно выполнены пазы и закреплены кронштейны. В кронштейнах, на осях, с возможностью поворота в вертикальной плоскости установлены рычаги, на плечи которых, пропущенные через пазы в полость корпуса, опирается шток, причем на свободные плечи рычагов установлены грузы.
Заданное усилие поджима упорно-поворотного узла к изделию обеспечивают, рассчитывая массу грузов, которые устанавливают на свободные плечи рычагов, в результате чего рычаги поворачиваются на осях и выдвигают из полости корпуса шток с упорно-поворотным узлом до контакта с изделием и обеспечения заданного усилия поджима. Регулирование усилия поджима осуществляют изменением массы грузов или перемещением их по рычагам, изменяя плечо приложения нагрузки, (см. патент РФ № 2308633, кл. F16L 3/26, 2007 г.) - наиболее близкий аналог.
В результате анализа конструкции данной опоры выявлено, что:
- ее конструкция не исключает превышения заданной величины нажимного усилия (в случае ошибок в расчете масс грузов или мест их размещения на рычагах);
- такая опора, использующая силу тяжести грузов, может быть применена для создания усилия поджима только снизу вверх и не может создать нажимного усилия другого, например горизонтального, направления;
- для создания значительных усилий опоре требуются грузы больших масс и габаритов.
Задачей настоящего изобретения является создание тарированного упора, гарантированно обеспечивающего заданное нажимное усилие с автоматическим ограничением его величины, причем с возможностью приложения усилия в любом, не только вертикально вверх, направлении.
Поставленная задача обеспечивается тем, что в тарированном упоре, содержащем цилиндрический полый корпус, в котором с возможностью осевого возвратно-поступательного перемещения смонтирован шток с поджимной пятой на его торце, новым является то, что на наружной поверхности корпуса выполнена резьба, а на одном его торце образовано дно с осевым отверстием, шток оснащен буртом и хвостовиком с резьбовой частью, между буртом, размещенным в полости корпуса, и дном помещен упругий элемент, хвостовик штока пропущен через отверстие дна, при этом упор снабжен сцепной муфтой, первая полумуфта которой образована на наружной поверхности дна, а вторая свободно посажена на хвостовик штока и поджата к первой полумуфте гайкой, навинченной на резьбовую часть хвостовика штока.
Сущность изобретения поясняется графическими материалами, на которых:
на фиг.1 показана установка и взаимодействие тарированных упоров с изделием;
на фиг.2 - тарированный упор, осевой разрез.
Тарированный упор содержит цилиндрический полый корпус 1, в котором с возможностью осевого возвратно-поступательного перемещения смонтирован шток 2 с самоустанавливающейся поджимной пятой 3 на его свободном торце.
Корпус 1 выполнен из двух частей 4 и 5, соединяемых друг с другом с возможностью разъема, например, посредством резьбы с фиксацией данного соединения известным образом. Одна часть (4) корпуса имеет дно 6 с осевым отверстием (позицией не обозначено), а на наружной поверхности другой части (5) выполнена резьба для ввинчивания корпуса в раму (см. фиг.1) и пазы или лыски 7 для вращения корпуса ключом при снятии упора.
Шток 2 имеет бурт 8, размещенный в полости части 4 корпуса, и хвостовик 9, проходящий через центральное отверстие дна корпуса и имеющий резьбовую часть. Между буртом 8 штока 2 и внутренней поверхностью дна 6 в полости корпуса 1 помещен тарированный упругий элемент 10, например тарельчатые пружины.
Наружная поверхность дна 6 корпуса является полумуфтой сцепной муфты (фрикционной или кулачковой), вторая полумуфта 11 которой свободно посажена на хвостовик штока и поджата гайкой 12, навинченной на резьбовую часть хвостовика 9 штока 2.
Тарирование упора производят, сжимая упругий элемент 10, навинчиванием гайки 12 на резьбовую часть хвостовика 9 штока 2 до момента, когда усилие сжатия упругого элемента 10 достигнет величины заданного нажимного усилия упора, после чего гайку 12 контрят на хвостовике 9 одним из известных способов.
Тарированный упор работает следующим образом.
Для подведения поджимной пяты 3 упора к изделию (см. фиг.1) корпус 1 ввинчивают в раму, вращая полумуфту 11. При контакте поджимной пяты 3 с изделием шток 2 прекращает осевое перемещение, а корпус 1 продолжает движение к изделию, в результате чего, в момент достижения усилия нажима, равного усилию тарирования упругого элемента 10, происходит его поджатие и срабатывание (расцепление) муфты, вследствие чего автоматически прекращается вращение (ввинчивание) корпуса 1 и, таким образом, ограничивается усилие нажима.
При необходимости отвести поджимную пяту 3 от изделия вращают корпус 1 ключом за пазы (лыски) 7, вывинчивая его из рамы.
Применение в упоре тарированного упругого элемента в сочетании со сцепной муфтой обеспечивает автоматическое ограничение и строгое соответствие нажимного усилия заданному тарированному, причем независимо от состояния составных частей упора и рамы, погодных условий и человеческого фактора (ошибочных действий персонала).
Тарированный упор может быть применен для создания заданного нажимного усилия любого направления, причем как самостоятельно (индивидуально), так и в комплекте с другими упорами, каждый из которых может быть тарирован на определенное, отличное от других упоров, нажимное усилие.
Класс B25B11/02 приспособления, используемые при сборке
устройство для ликвидации течи - патент 2190148 (27.09.2002) | |
магнитный держатель - патент 2072908 (10.02.1997) |
Класс B60P7/06 крепление грузов