задвижка запорная
Классы МПК: | F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них |
Автор(ы): | Заславский Геннадий Александрович (RU), Караев Рашид Михайлович (RU), Рязанов Вячеслав Алексеевич (RU), Шанаурин Анатолий Леонтьевич (RU), Чиняев Ильгиз Рашитович (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "МКТ-АСДМ" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-04-20 публикация патента:
20.06.2011 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к арматуростроению, и может быть использовано в качестве запорной арматуры в различных отраслях промышленности, таких как нефтегазодобывающая, нефтегазоперерабатывающая и др. Задвижка содержит корпус 1, крышку 2, шпиндель 3, управляющий запорным органом-шибером 4. Шибер 4 расположен между подпружиненными относительно корпуса 1 кольцевыми седлами 5, установленными в расточке 7 корпуса 1 и зафиксированными распоркой 9 со стороны дна корпуса 1. Распорка 9 выполнена конгруэнтной к поверхности расточки 7 с глухим центральным отверстием 10, совпадающим при установке с засверловкой 8, выполненной в центре дна корпуса 1, в которую вдавливается дно глухого отверстия 10 распорки 9. Изобретение направлено на создание задвижки запорной, обладающей более высокой степенью ремонтопригодности. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Задвижка запорная, содержащая корпус, крышку, шпиндель, управляющий запорным органом-шибером, расположенным между подпружиненными относительно корпуса кольцевыми седлами, установленными в расточке корпуса и зафиксированными распоркой со стороны дна корпуса, отличающаяся тем, что распорка выполнена конгруэнтной к поверхности расточки с глухим центральным отверстием, совпадающим при установке с засверловкой, выполненной в центре дна корпуса, в которую вдавливается дно глухого отверстия распорки.
2. Задвижка запорная по п.1, отличающаяся тем, что распорка выполнена секторной.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к арматуростроению, и может быть использовано в качестве запорной арматуры в различных отраслях промышленности, таких как нефтегазодобывающая, нефтегазоперерабатывающая и др.
Известна задвижка запорная (см. FR 7617293 А1, 07.01.1977, F16K 3/02), содержащая корпус, крышку, шпиндель, управляющий запорным органом-шибером, расположенным между двумя подпружиненными относительно корпуса седлами в виде колец, установленных в корпусе и зафиксированных в нижней части двумя боковыми цилиндрическими распорками, закрепленными в нижней части корпуса.
К недостаткам известной задвижки относится низкая надежность ее работы, обусловленная возможностью заклинивания шибера, возникшей вследствие выпадания седел из гнезд корпуса из-за несрабатывания распорок по причине оседания в этой зоне различных твердых частиц, присутствующих в проводимой среде.
Наиболее близкой к изобретению является задвижка запорная (см. RU 2229647 С2, 27.05.2004, F16K 3/02), содержащая корпус, крышку, шпиндель, управляющий запорным органом-шибером, расположенным между подпружиненными относительно корпуса кольцевыми седлами, установленными в расточке корпуса и зафиксированными от выпадания распоркой, помещенной в расточке со стороны дна корпуса и выполненной в виде ступенчатого валика с центральным демонтажным резьбовым отверстием, больший диаметр которого взаимодействует с седлами, а меньший - с резиновым уплотнением установлен в отверстия кольца, размещенного на дне расточки корпуса. При этом больший диаметр валика с резьбовым отверстием служит ограничителем хода шибера.
К недостаткам известного устройства относится низкая степень его ремонтопригодности, возникающая вследствие забивания резьбового демонтажного отверстия в валике распорки различными инородными частицами, присутствующими в проводимых средах и подвергающимися прессованию шибером при каждом закрытии задвижки, что приводит к невозможности извлечения распорки, а значит и замене седел в случае потери герметичности затвора при износе уплотнительных полей последних.
Задачей изобретения является создание задвижки запорной, обладающей более высокой степенью ремонтопригодности.
Технический результат достигается тем, что в задвижке запорной, содержащей корпус, крышку, шпиндель, управляющий запорным органом-шибером, расположенным между подпружиненными относительно корпуса кольцевыми седлами, установленными в расточке корпуса и зафиксированными распоркой со стороны дна корпуса, согласно изобретению распорка выполнена конгруэнтной к поверхности расточки с глухим центральным отверстием, совпадающим при установке с засверловкой, выполненной в центре дна корпуса, в которую вдавливается дно глухого отверстия распорки. Распорка может быть выполнена секторной.
На фиг.1 изображен продольный разрез задвижки запорной.
На фиг.2 - вид А на фиг.1.
На фиг.3 - узел I на фиг. 1.
Задвижка запорная состоит из корпуса 1, крышки 2, шпинделя 3, управляющего шибером 4, расположенным между кольцевыми седлами 5, подпружиненными упруго деформируемыми элементами 6 относительно корпуса 1 и установленными в расточке 7 с засверловкой 8, ось которой совпадает с осью шпинделя 3. В расточке 7 между седлами 5 помещена распорка 9 с глухим отверстием 10, дно последнего вдавлено в засверловку 8 корпуса 1, образуя пуклевку 11.
Сборка задвижки осуществляется следующим образом.
В расточку 7 корпуса 1 поочередно помещают седла 5 с упруго деформируемыми элементами 6 за внутренние кольцевые проточки седел 5 через проходной канал корпуса 1, седла 5 разжимаются. По расточке 7 и боковой поверхности седел 5 вводится секторная распорка 9 до совмещения центра глухого отверстия 10 с засверловкой 8 в корпусе 1 и производится выдавливание дна глухого отверстия 10 в засверловку 8. Полученная пуклевка 11 фиксирует распорку 9 в корпусе 1 относительно засверловки 8. Затем между седлами 5 вводится шибер 4 в сборе с крышкой 2 и приводом (на фиг.1 не показан), и седла опускаются.
После производится соединение крышки 2 с корпусом 1.
Задвижка готова к работе.
Разборка задвижки.
Отсоединяем крышку 2 от корпуса 1 при верхнем положении шибера 4. Затем при приложении небольшого бокового усилия к распорке 9 образованная из тонкостенного дна глухого отверстия 10 сминается пуклевка 11, и распорка извлекается из корпуса. После чего поочередно извлекаются из корпуса 1 седла 5 и упруго деформируемые элементы 6. Задвижка разобрана.
Таким образом благодаря тому, что распорка выполнена конгруэнтной по отношению к распорке корпуса, она без особых усилий вводится между седлами, а благодаря тому, что дно глухого отверстия распорки вдавливается в засверловку корпуса, полученная пуклевка фиксирует распорку в корпусе.
А благодаря тому, что пуклевка выполнена тонкостенной, распорка легко извлекается из корпуса при приложении бокового усилия, чем предопределяется разборка затворного узла задвижки.
Все вкупе, безусловно, повышает степень ремонтопригодности задвижки.
Класс F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них
узел затвора клиновой задвижки - патент 2518704 (10.06.2014) | |
износостойкий запорный узел "игр" - патент 2516758 (20.05.2014) | |
дроссельно-регулирующее устройство - патент 2514328 (27.04.2014) | |
запорный клапан с невыдвижным шпинделем - патент 2510475 (27.03.2014) | |
запорно-регулирующая задвижка - патент 2502908 (27.12.2013) | |
регулирующее устройство - патент 2498137 (10.11.2013) | |
средства управления задвижкой с невыдвижным шпинделем и электроприводом - патент 2489630 (10.08.2013) | |
задвижка запорная - патент 2470209 (20.12.2012) | |
клапан - патент 2468271 (27.11.2012) | |
клапан регулирующий шиберный - патент 2466318 (10.11.2012) |