транспортное средство
Классы МПК: | B62D55/04 с попеременно работающими гусеницами и колесами, например транспортные средства, преобразуемые с гусеничного хода на колесный и наоборот B62D55/30 устройства для натяжения гусениц |
Автор(ы): | Войнаш Александр Станиславович (RU), Войнаш Сергей Александрович (RU), Жарикова Татьяна Александровна (RU) |
Патентообладатель(и): | Войнаш Александр Станиславович (RU), Войнаш Сергей Александрович (RU), Жарикова Татьяна Александровна (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-11-30 публикация патента:
10.02.2012 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Транспортное средство имеет остов, управляемые передние колеса, связанные с рулевым валом, задние ведущие колеса, снабженные побортно полугусеничным ходом. Полугусеничный ход содержит гусеницу, натяжное колесо, установленное на балансире, шарнирно закрепленном на остове, и гидросистему управления натяжным колесом. Гидросистема содержит двухполостные гидроцилиндры, управляемые двухпозиционными распределителями, и гидролинии, связывающие полости гидроцилиндров с распределителями. Надпоршневые полости гидроцилиндров снабжены пружинными амортизаторами. Распределители выполнены с управлением от кулачка с пружинным возвратом и связаны с копиром, перемещаемым рулевым валом транспортного средства. Гидросистема снабжена насосом и напорным клапаном, напорной и сливной гидролиниями. Каждый двухпозиционный распределитель выполнен четырехлинейным. Первая линия связана с нагнетающей полостью насоса, вторая - со сливом, третья - с надпоршневой полостью гидроцилиндра, четвертая - со штоковой полостью гидроцилиндра. В первой позиции распределителя его третья линия связана с четвертой соединительной гидролинией. Во второй позиции распределителя его первая линия связана с четвертой, а вторая - с третьей. Копир выполнен с двумя периферийными выемками, расположенными симметрично относительно центральной его оси. Достигается повышение маневренности транспортного средства. 3 ил.
Формула изобретения
Транспортное средство, имеющее остов, управляемые передние колеса, связанные с рулевым валом, задние ведущие колеса, снабженные побортно полугусеничным ходом, содержащим гусеницу и натяжное колесо, установленное на балансире, шарнирно закрепленном на остове, и гидросистему управления натяжными колесами, содержащую двухполостные гидроцилиндры, управляемые двухпозиционными распределителями, причем надпоршневые полости гидроцилиндров снабжены пружинными амортизаторами, а распределители выполнены с управлением от кулачка с пружинным возвратом и связаны с копиром, перемещаемым рулевым валом транспортного средства, и гидролинии, связывающие полости гидроцилиндров с распределителями, отличающееся тем, что гидросистема управления натяжными колесами снабжена насосом и напорным клапаном, напорной и сливной гидролиниями, каждый двухпозиционный распределитель выполнен четырехлинейным, первая линия которого связана с нагнетающей полостью насоса, вторая - со сливом, третья - с надпоршневой полостью гидроцилиндра, четвертая - со штоковой полостью гидроцилиндра, причем в первой позиции распределителя его третья линия связана с четвертой соединительной гидролинией, во второй позиции распределителя его первая линия связана с четвертой, а вторая - с третьей, копир выполнен с двумя периферийными выемками, расположенными симметрично относительно центральной его оси.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно колесным, оснащенным полугусеничным ходом.
Известно транспортное средство - энергомодуль ЭМ-0,6 [1], принятое за АНАЛОГ, содержащее колесное двухосное шасси с передними ведомыми управляемыми и задними ведущими колесами большого диаметра, ставшее базой семейства блочно-модульных машин различного технологического назначения, в том числе малотоннажного автомобиля (МГА) с самосвальным кузовом и малогабаритного трелевочного трактора (МТТ), оснащенного погрузочным щитом и тяговой лебедкой.
Значительный процент загрузки по времени транспортно-технологических средств на базе энергомодуля ЭМ-0,6 приходится на зимний период. При вывозке навоза, транспортировке древесины и на других работах машины движутся по снежным дорогам, а зачастую и просто по снежной целине с достаточно большой высотой снежного покрова, ранней весной и поздней осенью движение осуществляется по слабым, водонасыщенным грунтам.
Недостатком известного транспортного средства является низкая проходимость при движении по малосвязным грунтам, что обусловлено большим удельным давлением колес на опорную поверхность.
Известно транспортное средство [2] - принятое за ПРОТОТИП - имеющее остов, управляемые передние колеса, связанные с рулевым валом, и задние ведущие колеса, снабженные побортно полугусеничным ходом, содержащим гусеницу и натяжное колесо, установленное на балансире, шарнирно закрепленном на остове, и гидросистему управления натяжными колесами, содержащую двухполостные гидроцилиндры, управляемые двухпозиционными распределителями, причем надпоршневые полости гидроцилиндров снабжены пружинными амортизаторами, а распределители выполнены с управлением от кулачка с пружинным возвратом и связаны с копиром, перемещаемым рулевым валом транспортного средства, и гидролинии, связывающие полости гидроцилиндров с распределителями.
Повороты известного транспортного средства сопровождаются повышенными сопротивлениями полугусеничного хода, например, от нагребания грунта, что ограничивает маневренность транспортного средства и снижает его производительность.
Технический результат данной работы - повышение маневренности и экономичности транспортного средства.
В предлагаемом транспортном средстве указанный технический результат достигается путем снижения сопротивлений полугусеничного хода при крутых поворотах за счет подъема натяжного колеса отстающего борта гидроцилиндром, шток которого связан через балансир с осью натяжного колеса, а корпус - с остовом транспортного средства. Надпоршневая полость гидроцилиндра снабжена пружинным амортизатором. Рабочая жидкость поступает в гидроцилиндр через четырехлинейный двухпозиционный распределитель, первая линия которого связана с надпоршневой полостью гидроцилиндра, вторая - с нагнетающей полостью насоса, третья - со штоковой полостью гидроцилиндра и четвертая - со сливом, при этом вторая и четвертая линии в первой позиции распределителя связаны соединительной гидролинией. Распределитель посредством кулачка связан с копиром, перемещаемым рулевым валом транспортного средства, и снабжен пружинным возвратом.
Изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 представлен вид сбоку на транспортное средство; на фиг.2 - вид сверху на транспортное средство; на фиг.3 - гидрокинематическая схема управления транспортного средства.
Транспортное средство содержит шасси с остовом 1, управляемые передние колеса 2, связанные с рулевым валом 3, и задние ведущие колеса 4 снабженные полугусеничным ходом, содержащим побортно гусеницу 5 и натяжное колесо 6, установленное на балансире 7, шарнирно закрепленном на остове 1 посредством серьги 8, и гидросистему управления натяжными колесами 6, состоящую из насоса 9, напорного клапана 10, двух двухпозиционных четырехлинейных гидрораспределителей 11, двух гидроцилиндров 12, надпоршневые полости которых снабжены пружинными амортизаторами, напорной 13 и сливной 14 гидролиний, гидролиний 15 подвода жидкости к надпоршневым полостям гидроцилиндров 12, гидролиний 16 подвода жидкости к штоковым полостям гидроцилиндров 12. Первая линия гидрораспределителя 11 связана с напорной гидролинией 13, вторая линия - со сливной гидролинией 14, третья линия - с гидролинией 15, четвертая линия - с гидролинией 16. Гидрораспределители 11 посредством кулачка связаны с копиром 17, перемещаемым рулевым валом 3 транспортного средства, и снабжены пружинным возвратом. Гидроцилиндры 12 закреплены на остове 1 шасси, а их штоки связаны с балансирами 7. Монтаж гидроцилиндров 12 выполнен так, чтобы обеспечить предварительное сжатие пружинных амортизаторов в надпоршневых полостях.
Транспортное средство работает следующим образом.
При прямолинейном движении транспортного средства гидрораспределители 12 располагаются в позиции, изображенной на фиг.3, в которой его вторая и четвертая линии связаны друг с другом соединительной гидролинией. При этом насос 9 перекачивает рабочую жидкость на слив через клапан 10. Натяжные колеса 6, связанные через балансиры 7 со штоками гидроцилиндров 12, благодаря предварительному сжатию пружинных амортизаторов в надпоршневых полостях гидроцилиндров 12 прижимают гусеницы 5 к поверхности движения транспортного средства и могут совершать независимые вертикальные перемещения, обусловленные рельефом поверхности движения, при этом гидролинии 15 и 16 через двухпозиционные гидрораспределители 11 связаны друг с другом, что обеспечивает перетекание рабочей жидкости из одной полости каждого гидроцилиндра 12 в другую.
При крутом повороте транспортного средства в одну из сторон, например влево, водитель воздействует на рулевой вал 3, который перемещает копир 7 вправо. Кулачок левого гидрораспределителя 11 попадает в левую периферийную выемку копира 7, и пружинный возврат переводит левый гидрораспределитель 11 в позицию, при которой его первая линия связана с четвертой, а вторая - с третьей. Напорная гидролиния 13 сообщается с гидролинией 16, обеспечивающей подвод рабочей жидкости к штоковой полости левого гидроцилиндра 12, а сливная гидролиния 14 сообщается с гидролинией 15. Напорный клапан 10 определяет необходимый уровень давления в гидросистеме и защищает ее. Под давлением рабочей жидкости поршень гидроцилиндра 12 перемещается, сжимая пружинный амортизатор, а шток гидроцилиндра 12 втягивается, вызывая подъем левого натяжного колеса 6, что уменьшает площадь соприкосновения с грунтом полугусеничного хода отстающего борта транспортного средства и снижает сопротивление повороту. Правый гидрораспределитель 11 при этом находится в позиции, соответствующей прямолинейному движению транспортного средства, и полугусеничный ход забегающего борта транспортного средства сохраняет площадь соприкосновения с грунтом и в полной мере реализует сцепление с грунтом, обеспечивая тяговую мощность.
При выходе из поворота левый гидрораспределитель 11 переходит в исходную позицию, пружинный амортизатор, воздействуя на поршень левого гидроцилиндра 12, приводит к вытягиванию штока, что вызывает опускание левого натяжного колеса 6.
Поворот в правую сторону производится аналогично, но с участием правых гидрораспределителя 11 и гидроцилиндра 12.
Использование изобретения обеспечивает повышение эффективности крутого поворота транспортного средства за счет снижения сопротивления повороту и полного по условиям сцепления использования мощности, маневренности, проходимости и экономичности.
Источники информации
1. Войнаш А.С., Войнаш С.А. Автотрактор для фермерских хозяйств // Проблемы и достижения автотранспортного комплекса: сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции. Екатеринбург: УГТУУПИ, 2010. - С.19-23.
2. А.с. СССР № 1103872, кл. B62D 55/04.
Класс B62D55/04 с попеременно работающими гусеницами и колесами, например транспортные средства, преобразуемые с гусеничного хода на колесный и наоборот
Класс B62D55/30 устройства для натяжения гусениц