способ получения алюминиево-свинцовых подшипников скольжения

Классы МПК:F16C33/12 структура материала; применение особых материалов или способов обработки поверхности, например для придания антикоррозийных свойств
C22C21/00 Сплавы на основе алюминия
B21D21/00 Комбинированные способы обработки металлов, связанные с видами обработки, отнесенными к группам  1/00
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тольяттинский государственный университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-12-23
публикация патента:

Изобретение относится к литейному производству и может быть применено для получения алюминиево-свинцовых подшипников скольжения. Способ получения алюминиево-свинцовых подшипников скольжения заключается в том, что предварительно получают заготовки из пористого алюминия с открытой пористостью по известным технологиям литьем в многоразовых формах. Затем поры заполняют расплавленным свинцом при нахождении заготовки в той же форме. В результате получается изделие с равномерным содержанием свинца по сечению изделия и с размером свинцовых включений, равным размеру пор в пористом алюминии. Технический результат: повышение качества алюминиево-свинцовых подшипников скольжения и снижение трудоемкости их получения. 1 пр.

Формула изобретения

Способ получения алюминиево-свинцовых подшипников скольжения, при котором предварительно получают заготовку из пористого алюминия с открытой пористостью литьем в многоразовые формы, отличающийся тем, что после формирования пористости в алюминиевой заготовке поры заполняют расплавленным свинцом при нахождении заготовки в той же форме.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к литейному производству и может быть применено для получения алюминиево-свинцовых подшипников скольжения.

Известен способ получения алюминиево-свинцовых слитков (Способ получения однородного сплава из двух несмешивающихся жидких металлических сплавов Al-Pb. Заявка Германии, 19712015, МПК 6 B22D 7/02/Bohling Peter.- № 1970156; Заявлено 15.3.97; Опубликовано 17.9.98.), согласно которому смешивают алюминиевый расплав со свинцом и заливают в кристаллизатор с температурой стенки Тлс . Это позволяет получать слитки без расслоения алюминия и свинца. Однако количество свинцовой фазы и ее размеры по сечению слитка будут различны.

Известен также способ получения подшипников скольжения из алюминиево-свинцовых сплавов (Добаткин В.И., Елагин В.И. Гранулируемые алюминиевые сплавы. - М..: Металлургия, 1981. 176 с), который принят за прототип. По этому способу алюминиево-свинцовый расплав перегревают выше температуры расслоения на 100-200°C и распыляют в воду, получая гранулы. Гранулы затем компактируют в слитки. Это позволяет получать слитки с равномерным и мелкодисперсным распределением свинца. Однако этот способ трудоемкий и не производительный, а слитки имеют повышенное газосодержание и содержание окисных включений.

Технический результатом изобретения является повышение качества алюминиево-свинцовых подшипников скольжения и снижение трудоемкости их получения.

Сущность предлагаемого способа заключается в том, чтопредварительно получают заготовку из пористого алюминия с открытой пористостью литьем в многоразовой форме. В отличие от прототипа после формирования пористости в заготовке поры заполняют расплавленным свинцом при нахождении заготовки в той же форме.

Такая совокупность новых признаков с известными позволяет по сравнению с прототипом повысить качество подшипников скольжения за счет снижения в нем газосодержания, количества оксидных включений и обеспечения равномерного содержания свинца по сечению подшипника. Кроме того, по сравнению с прототипом снижается трудоемкость получения алюминиево-свинцовых подшипников скольжения.

Способ заключается в том, что предварительно получают по известным технологиям заготовку из пористого алюминия с открытой пористостью литьем в многоразовых формах, а затем поры заполняют расплавленным свинцом при нахождении заготовки в той же форме.

Предварительное получение пористой алюминиевой заготовки и последующее заполнение расплавленным свинцом позволяет получать алюминиево-свинцовый подшипник скольжения без расслоения алюминия и свинца с равномерным распределением по сечению. При этом размером включений свинца можно управлять, управляя размером пор в алюминиевой заготовке.

Все это повышает качество подшипников скольжения за счет снижения в них газосодержания, количества оксидных включений и обеспечения равномерного содержания свинца по сечению подшипника. Кроме того, по сравнению с прототипом снижается трудоемкость получения алюминиево-свинцовых подшипников скольжения.

Примером применения предлагаемого способа является получение алюминиево-свинцовых подшипников скольжения из алюминиево-свинцовой композиции литьем в кокиль. Предварительно получают заготовку из пористого алюминия по известной технологии (патент на изобретение № 2400552 от 27.09.2010. «Способ получения пеноалюминия»). При этом в формообразующую полость кокиля предварительно засыпают гранулы из фторида калия и нагревают до 700°C. После этого в форму заливают алюминиевый расплав. Форму разбирают, помещают изделие в воду для растворения солевых гранул, удаляют элементы литниковой системы и пористую заготовку снова устанавливают в форму. Затем через элементы литниковой системы заливают свинец при температуре 400°C, что обеспечивает заполнение пор свинцом и формирования подшипника скольжения на основе композиции алюминий-свинец. Все это обеспечивает повышение качества алюминиево-свинцовых подшипников скольжения и снижает трудоемкость их получения.

Предлагаемый способ обеспечивает технический эффект и может быть осуществлен с помощью известных в технике средств. Следовательно, он обладает промышленной применимостью.

Класс F16C33/12 структура материала; применение особых материалов или способов обработки поверхности, например для придания антикоррозийных свойств

материал подшипника скольжения -  патент 2524812 (10.08.2014)
элемент скольжения с открытой функциональной поверхностью -  патент 2520908 (27.06.2014)
втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта -  патент 2499921 (27.11.2013)
способ получения износостойкого антифрикционного самосмазывающегося сплава -  патент 2492964 (20.09.2013)
втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта -  патент 2482342 (20.05.2013)
антифрикционное покрытие -  патент 2481502 (10.05.2013)
способ изготовления антифрикционного слоя вкладышей подшипников скольжения -  патент 2480637 (27.04.2013)
состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля -  патент 2476466 (27.02.2013)
элемент скольжения и способ его получения -  патент 2456486 (20.07.2012)
тонкослойное керамическое покрытие, способ его получения, поверхность трения на основе тонкослойного керамического покрытия и способ ее получения -  патент 2453640 (20.06.2012)

Класс C22C21/00 Сплавы на основе алюминия

способ изготовления листов и плит из алюминиевых сплавов -  патент 2525953 (20.08.2014)
усовершенствованные алюминиево-медные сплавы, содержащие ванадий -  патент 2524288 (27.07.2014)
алюминиевый сплав для прецизионного точения серии аа 6ххх -  патент 2522413 (10.07.2014)
алюминиевая лента с высоким содержанием марганца и магния -  патент 2522242 (10.07.2014)
способ производства осесимметричных штамповок типа крышка диаметром до 200 мм из высокопрочных алюминиевых сплавов al - zn - mg - cu, легированных скандием и цирконием -  патент 2516680 (20.05.2014)
al-mg-si-полоса для применений с высокими требованиями к формуемости -  патент 2516214 (20.05.2014)
электрохимический способ получения лигатурных алюминий-циркониевых сплавов -  патент 2515730 (20.05.2014)
высокопрочный деформируемый сплав на основе алюминия системы al-zn-mg-cu пониженной плотности и изделие, выполненное из него -  патент 2514748 (10.05.2014)
деформируемый термически неупрочняемый сплав на основе алюминия -  патент 2513492 (20.04.2014)
способ получения композиционного материала -  патент 2509818 (20.03.2014)

Класс B21D21/00 Комбинированные способы обработки металлов, связанные с видами обработки, отнесенными к группам  1/00

способ переформовки проволоки -  патент 2419500 (27.05.2011)
способ получения внутренней оболочки камеры сгорания с переходным кольцом -  патент 2297295 (20.04.2007)
способ производства бесшовных горячекатаных труб на трубопрокатных установках с пилигримовыми станами -  патент 2271886 (20.03.2006)
способ изготовления корытообразных изделий -  патент 2247620 (10.03.2005)
способ изготовления сварной конструкции с криволинейной поверхностью -  патент 2246365 (20.02.2005)
способ изготовления из рулонов фольги металлических изделий для сосудов с медицинскими препаратами -  патент 2205087 (27.05.2003)
способ изготовления решеточного элемента и решеточный элемент -  патент 2115179 (10.07.1998)
способ изготовления разжимного трубчатого анкерного элемента -  патент 2083304 (10.07.1997)
устройство для соединения концов транспортерной ленты и способ его изготовления -  патент 2038180 (27.06.1995)
Наверх