втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта
Классы МПК: | F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия F16C33/12 структура материала; применение особых материалов или способов обработки поверхности, например для придания антикоррозийных свойств B61H13/34 конструктивные элементы |
Автор(ы): | Коломиец Татьяна Васильевна (RU), Марьин Эдуард Викторович (RU), Моторин Сергей Васильевич (RU), Озолин Александр Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Балаково Карбон Продакшн" (RU), Коломиец Татьяна Васильевна (RU), Марьин Эдуард Викторович (RU), Моторин Сергей Васильевич (RU), Озолин Александр Александрович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-11-29 публикация патента:
20.05.2013 |
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству втулок рычажной тормозной системы рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, эксплуатирующихся без использования смазки. Втулка выполнена из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, содержащего в качестве волокнистого наполнителя смесь углеродного волокна и стекловолокна, а также порошковый наполнитель. В качестве основы материала содержит поликапроамид или смесь поликапроамида с 20-40 мас.% полиэтиленкапроамида. В качестве углеродного волокна в смеси материал содержит углеродное волокно, полученное из высокомолекулярного гидратцеллюлозного волокна, при этом содержание стекловолокна в смеси выбрано от 3,48 до 10,5 мас.%. В качестве порошкового наполнителя материал содержит коллоидно-графитовый препарат с размерами частиц от 400 до 4000 нм или оксид кремния в форме маршалита или коллоидного кремнезема с размерами частиц от 400 до 8000 нм. Материал втулки содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%: смесь углеродного волокна и стекловолокна 28,5-43,0; порошковый наполнитель 1,4-3,2; минеральное масло 1,0-2,0; полимерная матрица - остальное до 100%. Технический результат: повышение срока службы втулки за счет значительного снижения интенсивности линейного изнашивания рабочего слоя скольжения при трении по полированной стальной паре из стали 40Х, повышение стабильности коэффициента трения при трении по материалу контртела стали 40Х, повышение ударной вязкости по Шарпи на образцах без надреза при одновременном сохранении низкого коэффициента трения и заданного предела прочности при сжатии. 5 з.п. ф-лы, 2 табл.
Формула изобретения
1. Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, выполненная из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, содержащего в качестве волокнистого наполнителя смесь углеродного волокна и стекловолокна, а также порошковый наполнитель, отличающаяся тем, что в качестве основы композиционного полимерного антифрикционного материала содержит поликапроамид или смесь поликапроамида с 20-40 мас.% полиэтиленкапроамида, в качестве углеродного волокна в смеси углеродного волокна и стекловолокна волокнистого наполнителя композиционный полимерный антифрикционный материал содержит углеродное волокно, полученное из высокомолекулярного гидратцеллюлозного волокна, при этом содержание стекловолокна в смеси углеродного волокна и стекловолокна волокнистого наполнителя композиционного полимерного антифрикционного материала выбрано от 3,48 до 10,5 мас.%, в качестве порошкового наполнителя содержит коллоидно-графитовый препарат с размерами частиц от 400 до 4000 нм или оксид кремния в форме маршалита или коллоидного кремнезема с размерами частиц от 400 до 8000 нм, при следующем количественном содержании компонентов, мас.%:
смесь углеродного волокна и | |
стекловолокна | 28,5-43,0 |
порошковый наполнитель | 1,4-3,2 |
минеральное масло | 1,0-2,0 |
полимерная матрица | остальное до 100% |
2. Втулка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве поликапроамида основы композиционного полимерного антифрикционного материала используют полиамид 6, или Капролон В, или Эрталон.
3. Втулка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве коллоидно-графитового препарата композиционного полимерного антифрикционного материала используют высокодисперсный порошок природного графита марки С-1, содержащий не более 0,3 мас.% золы.
4. Втулка по п.1, отличающаяся тем, что углеродное волокно и стекловолокно композиционного полимерного антифрикционного материала используют в виде нити или рубленой нити, при этом длина рубленой нити углеродного волокна выбрана от 1 мм до 48 мм и длина рубленой нити стекловолокна выбрана от 1 мм до 48 мм.
5. Втулка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве минерального масла композиционного полимерного антифрикционного материала используют масло МС-8.
6. Втулка по п.1, отличающаяся тем, что предпочтительно выполнена с наружным диаметром 30-50 мм, с внутренним диаметром 20-40 мм и длиной 12-120 мм.
Описание изобретения к патенту
Класс F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия
Класс F16C33/12 структура материала; применение особых материалов или способов обработки поверхности, например для придания антикоррозийных свойств
Класс B61H13/34 конструктивные элементы