сферический подшипник качения
Классы МПК: | F16C19/16 однорядные F16C23/08 самоустанавливающиеся F16C33/60 разделенные |
Автор(ы): | Галышкин Николай Васильевич (RU), Галышкин Дмитрий Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова" (АлтГТУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2011-09-27 публикация патента:
27.06.2013 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к быстроходным подшипникам качения. Сферический подшипник качения содержит наружное кольцо (1) и внутреннее разрезное кольцо (2) с коническими дорожками качения или с криволинейными с радиусом кривизны на его половинках, большим радиуса тел качения, тела качения в виде шариков (3), сепаратор для разделения тел качения. Дорожка качения наружного кольца (1) выполнена сферической, а половинки внутреннего кольца (2) установлены с осевым зазором между собой и с возможностью взаимного осевого смещения для регулировки зазоров между шариками (3) и дорожками качения. Технический результат: увеличение срока эксплуатации подшипника. 2 ил.
Формула изобретения
Сферический подшипник качения, содержащий наружное кольцо и внутреннее разрезное кольцо с коническими дорожками качения или с криволинейными с радиусом кривизны на его половинках, большим радиуса тел качения, тела качения в виде шариков, сепаратор для разделения тел качения, при этом дорожка качения наружного кольца выполнена сферической, а половинки внутреннего кольца установлены с осевым зазором между собой и возможностью взаимного осевого смещения для регулировки зазоров между шариками и дорожками качения.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к быстроходным подшипникам качения.
Известен сферический подшипник качения, содержащий наружное кольцо со сферической и внутреннее кольцо с торобразной дорожками качения, тела качения в виде шариков, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения колец подшипника, сепаратор для разделения тел качения (Черменский О.Н., Федотов Н.Н. Подшипники качения: Справочник-каталог. - М.: Машиностроение, 2003. - 576 с; с.20, таблица 11). Данный подшипник обеспечивает возможность существенного взаимного перекоса колец подшипника, компенсируя при этом несоосность посадочных мест.
Недостатком описанного подшипника является пониженный срок эксплуатации подшипника вследствие отсутствия возможности регулировки зазора между шариками и дорожками качения колец подшипника, вызванного износом контактирующих поверхностей в процессе его работы.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и предлагаемому результату (прототипом) является подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее разрезное кольца с коническими дорожками качения или с криволинейными с радиусом кривизны на его половинах, большим радиуса шариков, тела качения в виде шариков, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения колец подшипника, сепаратор для разделения тел качения (Патент US № 6318899, кл. F02F 7/00, F16C 19/16, F16C 33/30).
Недостатками описанного подшипника являются отсутствие возможности существенного взаимного перекоса колец подшипника, необходимого для компенсации несоосности посадочных мест, а также пониженный срок эксплуатации подшипника вследствие отсутствия возможности регулировки зазора между шариками и дорожками качения колец подшипника, вызванного износом контактирующих поверхностей в процессе его работы.
Предлагаемое изобретение решает задачу обеспечения возможности существенного взаимного перекоса колец подшипника, повышения срока эксплуатации подшипника.
Для достижения указанного технического результата в подшипнике качения, содержащем наружное кольцо и внутреннее разрезное кольцо с коническими дорожками качения или с криволинейными с радиусом кривизны на его половинах, большим радиуса тел качения, тела качения в виде шариков, сепаратор для разделения тел качения, при этом дорожка качения наружного кольца выполнена сферической, а половинки внутреннего кольца установлены с осевым зазором между собой и возможностью взаимного осевого смещения для регулировки зазоров между шариками и дорожками качения.
Предложенная конструкция подшипника по предлагаемому варианту позволяет обеспечить существенный взаимный перекос колец подшипника благодаря сферической дорожке качения наружного кольца, а также регулировать как эксплутационный зазор, так и зазор от износа шариков и дорожек качения колец подшипника за счет взаимного смещения половинок внутреннего кольца подшипника.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен сферический подшипник качения, у которого внутреннее кольцо имеет конические дорожки качения, осевой разрез, а на фиг.2 изображен сферический подшипник качения, у которого внутреннее кольцо имеет криволинейный профиль дорожек качения, осевой разрез.
Сферический подшипник качения (фиг.1) содержит наружное кольцо 1 со сферической дорожкой качения и внутреннее разрезное кольцо 2 с коническими дорожками качения на его половинах. Тела качения выполнены в виде шариков 3. Для разделения тел качения в подшипнике может быть введен сепаратор (на чертеже не показан). Это позволяет за счет взаимного осевого смещения половин внутреннего разрезного кольца 2 подшипника устранять зазор, вызванный износом его рабочих поверхностей.
Сферический подшипник качения (фиг.2) содержит наружное кольцо 1 и внутреннее разрезное кольцо 4 с криволинейным профилем дорожек качения, имеющих радиус кривизны на его половинах, больший радиуса шариков. Тела качения выполнены в виде шариков 3. Для разделения тел качения в подшипнике может быть введен сепаратор (на чертеже не показан). Это позволяет за счет взаимного осевого смещения половин внутреннего разрезного кольца 4 подшипника устранять зазор, вызванный износом его рабочих поверхностей.
Сферический подшипник качения работает следующим образом.
Предлагаемый подшипник, установленный в узле, устройстве, машине, обеспечивает восприятие нагрузок и передачу вращения. При вращении колец подшипника тела качения также вращаются, обеспечивая необходимое взаиморасположение наружного 1 и внутреннего 2 колец подшипника. Взаимный перекос колец подшипника осуществляется за счет перемещения шариков 3 по дорожке качения наружного кольца 1, выполненной со сферической поверхностью. В процессе эксплуатации за счет взаимного осевого смещения половин внутреннего разрезного кольца 2 или внутреннего разрезного кольца 4 удается устранить зазор, вызванный износом его рабочих поверхностей.
Таким образом, использование предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом позволяет обеспечить существенный взаимный перекос колец и увеличить срок эксплуатации подшипника.
Класс F16C23/08 самоустанавливающиеся