способ профилактики утомления обучающихся
Классы МПК: | A61M16/10 подготовка газов или паров для вдыхания A61G10/02 с искусственным климатом; со средствами для поддержания желаемого давления, например лечебные помещения для новорожденных |
Автор(ы): | Баранников Владимир Григорьевич (RU), Кириченко Лариса Викторовна (RU), Сидорова Дарья Александровна (RU), Братчикова Оксана Николаевна (RU), Дементьев Сергей Васильевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермская государственная медицинская академия имени академика Е.А. Вагнера" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-07-13 публикация патента:
20.09.2013 |
Изобретение относится к медицине, а именно к профилактике. Ежедневно в течение 18 дней осуществляют проведение занятий. Занятия проводят по 5 часов в комнате, оборудованной двумя экранами, фильтром-насытителем и системой вентиляции. Экраны выполнены из натурального сильвинита. Площадь каждого экрана не менее 1,97 м2 . Фильтр-насытитель и система вентиляции обеспечивают в комнате концентрацию соляного аэрозоля на уровне 0,08±0,004 мг/м3, с размером частиц - 0,4 мкм. Способ повышает эффективность профилактики утомления за счет увеличения устойчивости концентрации внимания. 3 пр.
Формула изобретения
Способ профилактики утомления обучающихся, заключающийся в том, что обучающиеся в течение 18 дней по 5 часов ежедневно занимаются в комнате, оборудованной двумя экранами из натурального сильвинита площадью не менее 1,97 м2 каждый, фильтром-насытителем и системой вентиляции, обеспечивающими концентрацию соляного аэрозоля на уровне 0,08±0,004 мг/м3 с размером частиц - 0,4 мкм.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к медицине, а именно к физиотерапии, и может быть использовано для коллективной профилактики утомления у обучающихся в средних и высших учебных заведениях.
Известен способ снижения утомления с включением в учебный процесс физкультурных и музыкальных пауз (Белозерова Л.М. Умственная работоспособность: монография. - Пермь, 2007. - С.39-46).
Недостатки: физкультурные паузы должны проводиться в хорошо проветриваемых помещениях достаточного объема. Необходима разработка специально подобранных программ физических упражнений и музыкального сопровождения, специальная аппаратура.
Технический результат: повышение эффективности способа.
Указанный результат достигается путем применения учебной комнаты, оборудованной соляными экранами, размещенными на стенах вблизи учебных столов.
Соляные экраны смонтированы из природных сильвинитовых блоков Верхнекамского калийного месторождения, содержащих до 40% хлористого калия, 57% хлористого натрия, 0,95% сернокислого кальция, 0,2% хлористого магния. Входящий в состав сильвинита радиоактивный элемент К40 (0,01%)'"создает радиационный" фон, равный 0,16±0,002 мкЗв/ч и поддерживает в воздухе около экранов среднее содержание легких отрицательных аэроионов на уровне 1544,5±110 ион/см3 (Русанова Е.А., Сидорова Д.А., Кириченко Л.В., Баранников В.Г. // Материалы научной сессии 2012 года. Пермь: ПГМА им. ак. Е.А.Вагнера, 2012.- С.109-111).
Оптимальная площадь данного соляного сооружения в расчете на один учебный стол должна составлять не менее 1,97 м2 (например, 1,4×1,5 м), при площади помещения на одного обучающегося 4,72 м2.
В помещении, оборудованном учебными столами и стульями, за 15 минут до начала занятий открывают специально оборудованную фрамугу, через которую наружный атмосферный воздух поступает в учебную комнату, затем с помощью побудителя движения воздуха он направляется в соляные фильтры через воздуховоды. Стены соляного фильтра выполнены из натурального материала, его внутренний объем заполнен деревянными пластинами с наклеенными на них осколками сильвинита. Воздух, прошедший через соляной фильтр, направляется на поверхность соляного экрана через патрубки. В результате в зону дыхания обучающихся поступает воздух, насыщенный легкими, электрически заряженными аэроионами и частицами соли, который смешивается с воздухом комнаты, ионизированным за счет радиоактивного излучения соляных поверхностей сильвинита и естественных процессов, связанных с диффузионным и динамическим отрывом легких заряженных соляных частиц с поверхностей экранов.
Для поддержания оптимальных параметров воздушной среды в соляной комнате использовалась система вентиляции, обеспечивающая скорость воздушного потока в воздуховодах - 2,16 м/с, производительность - 103,4 м3/ч и кратность воздухообмена по притоку - 3 раза/ч, при этом количество кубических метров воздуха, приходящееся на одного человека, составило 10-12 м 3.
Дополнительное насыщение воздуха учебной комнаты мелкодисперсным соляным аэрозолем проводилось с помощью устройства для распыления аэрозоля (патент РФ № 44500 от 23.11.04), концентрация которого в воздухе комнаты составила 0,08±0,004 мг/м3 с размером частиц - 0,4 мкм.
Способ осуществляют следующим образом: обучающиеся проходят профилактический курс 18 дней, по 5 часов ежедневно в комнате, оборудованной двумя экранами из натурального сильвинита, размещенными на стенах комнаты на уровне учебных столов обучающихся.
Данный способ может быть применен для сохранения работоспособности обучающихся в средних и высших учебных заведениях.
Примеры конкретного выполнения.
Пример 1.
Обучающийся М., 22 года.
До начала цикла обучения: частота сердечных сокращений 72 удара в минуту; артериальное давление 99/66 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 16 в минуту; проба Генча 23 секунды; проба Штанге 35 секунд, температура кожи лба 35,4°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 184, количество допущенных ошибок 1. По тесту «САН»: самочувствие - 5,0; активность - 7,0; настроение - 6,5.
Профилактика. Во время цикла обучения в течение 18 дней по 5 часов ежедневно обучающийся находился в комнате с двумя экранами из натурального сильвинита размером 1,97 м2, размещенными на стене комнаты на уровне учебных столов обучающихся. Фильтр-насытитель и система вентиляции обеспечивали концентрацию соляного аэрозоля на уровне 0,084 мг/м с размером частиц - 0,4 мкм.
После цикла обучения: частота сердечных сокращений 65 ударов в минуту; артериальное давление 104/90 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 14 в минуту; проба Генча 28 секунды; проба Штанге 40 секунд, температура кожи лба 36,7°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 254, количество допущенных ошибок 0. По тесту «САН»: самочувствие - 5,6; активность - 6,0; настроение - 6,4.
Результаты. С 5 по 14 день цикловых занятий уровень работоспособности обучающегося сохранялся. Увеличивались устойчивость и концентрация внимания, отмечались высокие показатели самочувствия и настроения.
Пример 2.
Обучающийся Г., 22 года.
До начала цикла обучения: частота сердечных сокращений 82 удара в минуту; артериальное давление 122/78 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 15 в минуту; пробы Генча 27 секунд; проба Штанге 44 секунды, температура кожи лба 35,0°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 262, количество допущенных ошибок 1. По тесту «САН»: самочувствие - 4,6; активность - 5,3; настроение - 4,3.
Профилактика. Во время цикла обучения в течение 18 дней по 5 часов ежедневно обучающийся находился в комнате с двумя экранами из натурального сильвинита размером 1,97 м2, размещенными на стене комнаты на уровне учебных столов обучающихся. Фильтр-насытитель и система вентиляции обеспечивали концентрацию соляного аэрозоля на уровне 0,076 мг/м3 с размером частиц - 0,4 мкм.
После цикла обучения: частота сердечных сокращений 70 ударов в минуту; артериальное давление 120/71 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 12 в минуту; проба Генча 35 секунд; проба Штанге 52 секунды, температура кожи лба 36,5°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 322, количество допущенных ошибок 0. По тесту «САН»: самочувствие - 4,8; активность - 5,4; настроение - 5,4.
Результаты. С 5 по 14 день цикловых занятий уровень работоспособности обучающегося сохранялся. Увеличивались устойчивость и концентрация внимания, отмечались высокие показатели самочувствия и настроения.
Пример 3.
Обучающийся М., 23 года.
До начала цикла обучения: частота сердечных сокращений 80 ударов в минуту; артериальное давление 107/74 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 14 в минуту; проба Генча 38 секунд; проба Штанге 46 секунды, температура кожи лба 36,0°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 223, количество допущенных ошибок 0. По тесту «САН»: самочувствие - 4,8; активность - 5,4; настроение - 5,4.
Профилактика. Во время цикла обучения в течение 18 дней по 5 часов ежедневно обучающийся находился в комнате с двумя экранами из натурального сильвинита размером 1,97 м2, размещенными на стене комнаты на уровне учебных столов обучающихся. Фильтр-насытитель и система
вентиляции обеспечивали концентрацию соляного аэрозоля на уровне 0,084 мг/м с размером частиц - 0,4 мкм.
После цикла обучения: частота сердечных сокращений 67 ударов в минуту; артериальное давление 101/73 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 12 в минуту; проба Генча 40 секунд; проба Штанге 53 секунды, температура кожи лба 36,6°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 322, количество допущенных ошибок 1. По тесту «САН»: самочувствие - 5,9; активность - 5,6; настроение - 6,0.
Результаты. С 5 по 14 день цикловых занятий уровень работоспособности обучающегося сохранялся. Увеличивались устойчивость и концентрация внимания, отмечались высокие показатели самочувствия и настроения.
Класс A61M16/10 подготовка газов или паров для вдыхания
Класс A61G10/02 с искусственным климатом; со средствами для поддержания желаемого давления, например лечебные помещения для новорожденных