зубчатое колесо
Классы МПК: | F16H55/08 профилирование F16H55/17 зубчатые колеса |
Автор(ы): | Мендрух Денис Николаевич (RU), Мендрух Николай Викторович (RU), Терзиева Наталья Сергеевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Мендрух Денис Николаевич (RU), Мендрух Николай Викторович (RU), Терзиева Наталья Сергеевна (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-05-25 публикация патента:
27.09.2013 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных малонагруженных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело (2) и зубчатый венец с зубьями (3), имеющими боковую рабочую (5) и боковую нерабочую (9) поверхности. У каждого зуба профиль боковой рабочей поверхности (5) идентичен расчетному для данного колеса. Профиль боковой нерабочей поверхности (9) выполнен в виде радиальной плоскости, проходящей по оси симметрии (7) зуба с обеими боковыми поверхностями, идентичными расчетным для данного колеса. Изобретение направлено на оптимизацию конструкции зубчатого колеса и исключение издержек при его изготовлении. 1 ил.
Формула изобретения
Зубчатое колесо, преимущественно нереверсивное и легконагруженное, состоящее из тела и зубчатого венца с зубьями, имеющими боковую рабочую и боковую нерабочую поверхности, отличающееся тем, что у каждого зуба профиль боковой рабочей поверхности идентичен расчетному для данного колеса, а профиль боковой нерабочей поверхности выполнен в виде радиальной плоскости, проходящей по оси симметрии зуба с обеими боковыми поверхностями, идентичными расчетным для данного колеса.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных малонагруженных зубчатых передачах.
Известно зубчатое колесо, состоящее из тела и зубчатого венца с зубьями, имеющими боковые поверхности, посредством которых оно сопрягается в передаче с парным зубчатым колесом (см., например, «Крайнев А.Ф. Словарь-справочник по механизмам. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1987. - 560 с., ил.», стр.122).
Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что при нереверсивном режиме его работы, одна из боковых поверхностей каждого зуба является нерабочей и в процессе зацепления не участвует, а профиль этой поверхности выполняется таким же, как и профиль другой - рабочей поверхности, в зацеплении участвующей. Это приводит к перерасходу материала, идущего на изготовление зубьев и усложняет процесс изготовления зубьев зубчатого венца, так как операции по созданию боковых поверхностей зубьев одинаковы - для рабочих и нерабочих поверхностей.
В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, состоящего из тела и зубчатого венца с зубьями, имеющими пару боковых поверхностей, посредством которых колесо определяется с парным зубчатым колесом в передаче, причем профили боковых поверхностей выполнены одинаковыми и идентичными расчетному для данного колеса - см. «Гавриленко В.А. Зубчатые передачи в машиностроении. М.: Машгиз, 1962. - 532 стр. с ил.», стр.76.
Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что если зубчатая передача работает в нереверсивном режиме, одна из боковых поверхностей каждого зуба является нерабочей и в процессе зацепления не участвует, а профиль обоих боковых поверхностей выполнен одинаковым - для рабочей и нерабочей боковых поверхностей - это усложняет как конструкцию самого колеса, так и технологию его изготовления, так как для изготовления нерабочих боковых поверхностей выполняются те же операции, что и для рабочих боковых поверхностей.
Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса и издержек при его изготовлении.
Это достигается тем, что зубчатое колесо содержит тело м зубчатый венец с зубьями, имеющими боковую рабочую и боковую нерабочую поверхности, причем у каждого зуба профиль боковой рабочей поверхности идентичен расчетному для данного колеса, а профиль боковой нерабочей поверхности выполнен в виде радиальной плоскости, проходящей по оси симметрии зуба с обеими боковыми поверхностями, идентичными расчетным для данного колеса.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен фрагмент зубчатого венца зубчатого колеса - вид с торца зубчатого венца. На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса; окружность впадин 2 зубьев; зуб 3; вершина 4 зуба; боковая рабочая поверхность 5 зуба; переходная галтель 6; ось симметрии 7 теоретического зуба; боковая нерабочая (теоретическая) сторона 8 зуба; боковая нерабочая (фактическая) сторона 9 зуба; нагрузка P1 , передаваемая зубом зубчатого колеса в режиме зуба, ведущего звена в передаче; нагрузка Р2, воспринимаемая зубом зубчатого колеса в режиме зуба как ведомого звена в передаче.
Работает данное зубчатое колесо следующим образом. При зацеплении колеса в передаче с сопряженным колесом, передаваемые (P1) и воспринимаемые (Р2) им нагрузки воспринимаются боковой рабочей поверхностью 5, вторая боковая поверхность (9) является нерабочей и в процессе работы колеса в зацеплении не участвует.
По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса более проста, менее материалоемка и требует меньших затрат времени на его изготовление.
Класс F16H55/08 профилирование
Класс F16H55/17 зубчатые колеса
зубчатое колесо - патент 2525944 (20.08.2014) | |
зубчатое колесо - патент 2525942 (20.08.2014) | |
зубчатая передача - патент 2525326 (10.08.2014) | |
способ повышения износостойкости чугунных зубчатых колес - патент 2516955 (20.05.2014) | |
зубчатое колесо - патент 2516827 (20.05.2014) | |
шестерня и способ ее изготовления - патент 2507298 (20.02.2014) | |
зубчатое колесо привода - патент 2505723 (27.01.2014) | |
зубчатое колесо - патент 2502004 (20.12.2013) | |
зубчатое колесо и уравновешивающий вал для поршневого двигателя - патент 2499070 (20.11.2013) | |
зубчатое колесо - патент 2498130 (10.11.2013) |