вездеход
Классы МПК: | B62D57/036 винтового типа, например типа архимедова винта |
Автор(ы): | Канделя Михаил Васильевич (RU), Канделя Николай Михайлович (RU), Шилько Пётр Алексеевич (RU), Емельянов Александр Михайлович (RU), Рябченко Виктор Николаевич (RU), Щитов Сергей Васильевич (RU) |
Патентообладатель(и): | ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-08-13 публикация патента:
20.11.2013 |
Вездеход содержит роторно-винтовой движитель (11) с винтовыми гребнями (12), который установлен побортно с возможностью вращаться с помощью передней (13) и задней (14) подвесок. Подвески шарнирно закреплены верхним концом (15) снизу водонепроницаемого корпуса (4) вездехода и с помощью опоры (17) с цапфами (18), шарнирно установленной на нижнем (19) конце. Передний выходной вал (20) движителя с помощью телескопической карданной передачи (21) соединен с выходным валом (22) бортового редуктора (23), жестко закрепленного спереди корпуса и приводимого гидромотором (24), объединенным в одну конструктивную схему с гидронасосом (25), имеющим привод от переднего носка двигателя (3) внутреннего сгорания. В передней части корпуса, ближе к его борту, шарнирно закреплен гидроцилиндр (26) двустороннего действия, второй конец которого шарнирно закреплен на передней подвеске. Повышаются проходимость и маневренность вездехода. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Формула изобретения
1. Вездеход, содержащий кабину водителя, салон, двигатель внутреннего сгорания, смонтированный на водонепроницаемом корпусе, трансмиссию с двумя ведущими мостами и колесами, сцепление, коробку диапазонов, раздаточную коробку и дополнительный роторно-винтовой движитель с винтовыми гребнями, отличающийся тем, что роторно-винтовой движитель с винтовыми гребнями установлен побортно с возможностью вращаться с помощью передней и задней подвесок, шарнирно закрепленных одним, верхним, концом снизу водонепроницаемого корпуса на одинаковом расстоянии от центра тяжести вездехода в продольной плоскости и с помощью опоры с цапфами, шарнирно установленной на другом, нижнем, конце передней и задней подвесок, а передний выходной вал роторно-винтового движителя по ходу движения с помощью телескопической карданной передачи соединен с выходным валом бортового редуктора, жестко закрепленного сзади водонепроницаемого корпуса и приводимого гидромотором, объединенным в одну конструктивную схему с гидронасосом, имеющим привод от переднего носка двигателя внутреннего сгорания, при этом в передней части водонепроницаемого корпуса, ближе к его борту, шарнирно закреплен гидроцилиндр двустороннего действия, второй конец которого также шарнирно закреплен на передней подвеске.
2. Вездеход по п. 1, отличающийся тем, что оси верхних и нижних шарниров передних и задних подвесок параллельны между собой и горизонту, а их проекции на горизонтальную плоскость перпендикулярны продольной оси вездехода и продольной оси роторно-винтового движителя с винтовыми гребнями, при этом оси верхних и нижних шарниров передних и задних подвесок правого и левого бортов вездехода попарно соосны между собой, а ось нижнего шарнира подвески совпадает с осью цапф опоры, установленной на другом, нижнем, конце передней и задней подвесок.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам транспортным вездеходным, оснащенным роторно-винтовыми движителями, и предназначено для использования их в армии, для поисково-спасательных работ, а также в других областях народного хозяйства в условиях бездорожья в любое время года.
Известен армейский вездеход - легкий автомобиль Haflinqer Ар700 австрийской фирмы Steur-Daimler-Duch A. G. (Грац), (И.И. Селиванов).
Автомобили и транспортные гусеничные машины высокой проходимости. Издательство «Наука». Москва 1967 г., стр 61-76), содержащие хребтовую трубчатую балку, к которой спереди крепится картер главной передачи, а сзади - двигатель со сцеплением, коробкой передач и задней главной передачей.
Через систему подвески и поперечные опоры с хребтовой балкой соединен кузов, основным несущим элементом которого является грузовая платформа, выполненная заодно с полом кабины из листовой стали.
Платформа крепится к поперечинам на четырех резиновых подушках.
Привод переднего моста отличается от заднего двумя узлами: механизмом включения и шарнирами постоянных угловых скоростей на наружных концах полуосей.
Основным недостатком этого автомобиля является то, что он не может преодолевать заболоченные пространства.
Известен комбинированный движитель транспортного средства по авторскому свидетельству № 745762, В62D 57/00, УДК 629.11(088.8), опубликовано 07.07.80. Бюллетень № 25, содержащий плавающий корпус, на котором с помощью оси подвижно подвешены двуплечие рычаги, на одном конце рычага смонтирован колесный движитель, а на другом с помощью пальца, входящего и перемещающегося в проушине серьги, установлен шнековый движитель.
Палец жестко связан с двуплечим рычагом, а серьга связана с невращающейся частью шнекового движителя.
Гидропривод предназначен для создания поворота рычага вокруг оси.
Привод колес и шнеков осуществляется от одного двигателя через коробку перемены передач и раздаточную коробку, которая раздает мощность на колеса и шнеки правого и левого бортов.
Привод колес одного борта осуществляется через передний бортовой редуктор и задний бортовой редуктор, которые соединены между собой валом. С бортовых редукторов вращение передается на цепную передачу, с помощью которой осуществляется вращение колес.
Передача мощности на шнеки осуществляется через бортовой редуктор и шнековый редуктор.
Основным недостатком транспортного средства с этим комбинированным движителем является то, что при переходе на вариант движения на шнеках значительно уменьшается база транспортного средства, ухудшающая его устойчивость в продольной плоскости.
Кроме этого, наличие большого количества редукторов и цепного привода колес делает конструкцию движителя сложной и ненадежной.
Цель изобретения: повысить проходимость и маневренность армейских вездеходов при движении их по заболоченной местности.
Эта цель достигается тем, что роторно-винтовой движитель с винтовыми гребнями установлен побортно с возможностью вращаться с помощью передней и задней подвесок, шарнирно закрепленных одним концом снизу водонепроницаемого корпуса на одинаковом расстоянии от центра тяжести вездехода в продольной плоскости и с помощью опоры с цапфами, шарнирно установленной на другом, нижнем, конце передней и задней подвесок, а передний выходной вал роторно-винтового движителя по ходу движения с помощью телескопической карданной передачи соединен с выходным валом бортового редуктора, жестко закрепленного спереди водонепроницаемого корпуса и приводимого гидромотором, объединенным в одну конструктивную схему с гидронасосом, имеющим привод от переднего носка двигателя внутреннего сгорания, при этом в передней части водонепроницаемого корпуса, ближе к его борту, шарнирно закреплен гидроцилиндр двустороннего действия, второй конец которого шарнирно закреплен на передней подвеске. Оси верхних и нижних шарниров передних и задних подвесок параллельны между собой и горизонту, а их проекции на горизонтальную плоскость перпендикулярны продольной оси вездехода и продольной оси роторно-винтового движителя с винтовыми гребнями, при этом оси верхних и нижних шарниров передних и задних подвесок правого и левого бортов вездехода попарно соосны между собой, а ось нижнего шарнира подвески совпадает с осью цапф опоры, установленной на другом, нижнем, конце передней и задней подвесок.
Таким образом, заявляемый вездеход соответствует критерию «Новизна».
Признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа в других технических решениях данной области, не выявлены, что позволяет сделать вывод, что заявляемый вездеход соответствует критерию «существенные отличия».
На фиг.1 изображен предлагаемый вездеход в режиме движения с помощью роторно-винтовых движителей, вид сбоку; на фиг.2 - то же, в режиме движения с помощью колес, вид слева; на фиг.3 - механическая схема трансмиссии предлагаемого вездехода, вид сверху; на фиг.4 - сечение В-В фиг.1.
Вездеход (фиг.1, фиг.2) содержит кабину 1 водителя, салон 2, двигатель 3 внутреннего сгорания (фиг.3), смонтированный на водонепроницаемом корпусе 4, трансмиссию с двумя ведущими мостами 5, 6 и колесами 7, сцепление 8, коробку диапазонов 9, раздаточную коробку 10 и дополнительный роторно-винтовой движитель 11 с винтовыми гребнями 12.
Роторно-винтовой движитель 11 (фиг.1, фиг.2) с винтовыми гребнями 12 установлен побортно с возможностью вращаться с помощью передней 13 и задней 14 подвесок, шарнирно закрепленных верхним концом 15 снизу водонепроницаемого корпуса 4 на одинаковом расстоянии А от центра тяжести 16 вездехода в продольной плоскости и с помощью опоры 17 с цапфами 18 (фиг.4), шарнирно установленной на другом, нижнем 19, конце передней 13 и задней 14 подвесок, а передний выходной вал 20 роторно-винтового движителя 11 по ходу движения с помощью телескопической карданной передачи 21 соединен с выходным валом 22 (фиг.1, фиг.2) бортового редуктора 23, жестко закрепленного спереди водонепроницаемого корпуса 4 и приводимого гидромотором 24 (фиг.3), объединенным в одну конструктивную схему с гидронасосом 25, имеющим привод от переднего носка двигателя 3 внутреннего сгорания, при этом в передней части водонепроницаемого корпуса 4, ближе к его борту, шарнирно закреплен гидроцилиндр 26 (фиг.1, фиг.2) двустороннего действия, второй конец которого также шарнирно закреплен на передней 13 подвеске. Оси верхних 27 и нижних 28 шарниров передних 13 и задних 14 подвесок параллельны между собой и горизонту, а их проекции на горизонтальную плоскость перпендикулярны продольной оси 29 вездехода (фиг.3) и продольной оси 30 роторно-винтового движителя 11 с винтовыми гребнями 12, при этом оси верхних 27 и нижних 28 шарниров передних 13 и задних 14 подвесок правого и левого бортов вездехода (фиг.1, фиг.2) попарно соосны между собой, а ось нижнего 28 шарнира подвески совпадает с осью цапф 18 опоры 17 (фиг.4), установленной на другом, нижнем 19, конце передней 13 и задней 14 подвесок (фиг1, фиг.2).
Перед тем как начать движение на вездеходе по дорогам с твердым покрытием, необходимо роторно-винтовой движитель 11 с винтовыми гребнями 12 привести в верхнее положение (фиг.2) с помощью гидроцилиндра 26 двустороннего действия, шарнирно закрепленного одним концом в передней части водонепроницаемого корпуса 4, ближе к его борту, а вторым концом также шарнирно на передней 13 подвеске.
При выдвижении штока гидроцилиндра 26 двустороннего действия передняя 13 и задняя 14 подвески, шарнирно закрепленные одним верхним 15 концом снизу водонепроницаемого корпуса 4 на одинаковом расстоянии «А» от центра тяжести 16 вездехода в продольной плоскости, будут поворачиваться против часовой стрелки вокруг оси верхних 27 шарниров, увлекая за собой и нижний 19 конец подвески, на котором с помощью опоры 17 с цапфами 18, шарнирно установленной на другом - нижнем 19 - конце передней 13 и задней 14 подвесок, установлен роторно-винтовой движитель 11 с винтовыми гребнями 12, который вместе с нижним 19 концом передней 13 и задней 14 подвесками будет перемещаться назад вверх, сохраняя параллельное положение своей продольной оси 30 к горизонту и к продольной оси 29 вездехода (фиг.3), при этом оси верхних 27 и нижних 28 шарниров передних 13 и задних 14 подвесок правого и левого бортов вездехода остаются попарно соосны между собой, а ось нижнего 28 шарнира подвески постоянно совпадает с осью цапф 18 опоры 17, установленной на другом - нижнем 19 - конце передней 13 и задней 14 подвесок.
Движение вездехода на колесах (фиг.2) осуществляется как на обычном вездеходе.
Из кабины 1 вездеход управляется.
От двигателя 3 внутреннего сгорания (фиг.3), смонтированного вместе с салоном 2 на водонепроницаемом корпусе 4, через трансмиссию с двумя ведущими мостами 5 и 6, сцепление 8, коробку диапазонов 9 и раздаточную коробку 10 осуществляется привод колес 7 вездехода, который передвигается до тех пор, пока колеса 7 не начнут пробуксовывать и дальнейшее движение вездехода станет невозможным.
В этом случае с помощью джойстика или педали (не показано) включают гидронасос 25, объединенный в одну конструктивную схему с гидромотором 24, который через бортовой редуктор 23 (фиг.1), его выходной вал 22, телескопическую карданную передачу 21 и передний выходной вал 20 приводит во вращение роторно-винтовой движитель 11 с винтовыми гребнями 12, положение которого по высоте выбирают в зависимости от ландшафта с помощью гидроцилиндра 26 двустороннего действия.
Вездеход может двигаться с одновременно включенными приводами колес 7 и роторно-винтовых движителей 11 с винтовыми гребнями 12, когда колеса 7 пробуксовывают.
По бездорожью, заболоченной местности, водным преградам вездеход преодолевает на роторно-винтовых движителях 11 с винтовыми гребнями 12 и включает привод колес 7 только в том случае, если они препятствуют движению, например по глубокому снегу.
Использование предлагаемого вездехода позволит повысить проходимость и маневренность армейских вездеходов при движении их по заболоченной местности.
Класс B62D57/036 винтового типа, например типа архимедова винта
движитель - патент 2493019 (20.09.2013) | |
винтовой движитель - патент 2482000 (20.05.2013) | |
шнекоход - патент 2481996 (20.05.2013) | |
самоходное наземное внедорожное транспортное средство - патент 2475403 (20.02.2013) | |
движитель винтовой - патент 2473447 (27.01.2013) | |
движитель конический - патент 2472664 (20.01.2013) | |
проходной движитель - патент 2472663 (20.01.2013) | |
движитель прямоточный - патент 2470827 (27.12.2012) | |
машина для прокопки противопожарной полосы - патент 2437695 (27.12.2011) | |
катер-болотоход - патент 2376190 (20.12.2009) |