способ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз двигателей внутреннего сгорания
Классы МПК: | B24B39/02 для обработки внутренних поверхностей вращения B23P9/00 Механическая обработка или отделка поверхностей с калибровкой или без нее, главным образом, в целях повышения сопротивления износу или ударам, например выглаживание или придание шероховатости поверхностям турбинных лопаток или подшипников |
Автор(ы): | Минаков Анатолий Петрович (BY), Ильюшина Елена Валерьевна (BY), Лустенков Михаил Евгеньевич (BY), Цумарева Наталья Анатольевна (BY) |
Патентообладатель(и): | Государственное учреждение высшего профессионального образования "Белорусско-Российский университет" (BY) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-02-14 публикация патента:
20.12.2013 |
Изобретение относится к технологии машиностроительного производства, а именно к финишной обработке внутренних поверхностей заготовок гильз двигателей внутреннего сгорания. Производят черновое и получистовое хонингование внутренней поверхности гильзы с достижением шероховатости поверхности Ra=1,15 2,35 мкм. Осуществляют пневмовибродинамическую обработку внутренней поверхности гильзы стальными шарами с получением на ее поверхности шероховатости Ra 0,5 мкм, средней глубины впадин Rvk 1 мкм и относительной опорной длины профиля поверхности tp50=85%. В результате повышается износостойкость гильз двигателей внутреннего сгорания. 1 з.п. ф-лы, 1 пр.
Формула изобретения
1. Способ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз двигателей внутреннего сгорания, включающий пневмовибродинамическую обработку внутренней поверхности гильзы, отличающийся тем, что перед пневмовибродинамической обработкой производят черновое и получистовое хонингование внутренней поверхности гильзы с достижением шероховатости поверхности Ra=1,15 2,35 мкм, а пневмовибродинамическую обработку осуществляют стальными шарами с получением на поверхности гильзы шероховатости Ra 0,5 мкм, средней глубины впадин Rvk 1 мкм и относительной опорной длины профиля поверхности tp50=85%.
2. Способ финишной обработки по п.1, отличающийся тем, что пневмовибродинамическую обработку осуществляют путем подачи пневматического шарикового накатника центробежного действия Sмин, к которому посредством пневмосистемы подведен воздух, при этом подача пневматического шарикового накатника Sмин<500 мм/мин, а давление воздуха в пневмосистеме Р 0,5 МПа.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технологии машиностроительного производства, а именно к финишной обработке внутренних поверхностей заготовок гильз двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Известен способ окончательной обработки внутренней поверхности гильзы ДВС, традиционно применяемый в основном производстве, включающий операции чернового, получистового и чистового хонингования [1], с последующим ее фосфатированием [2].
Это позволяет обеспечить плосковершинный микрорельеф, уменьшить износ рабочей поверхности гильзы в процессе ее обкатки и придает поверхности высокие противозадирные свойства.
Недостатками упомянутого способа является увеличение трудоемкости обработки, большие затраты электроэнергии при хонинговании, а так же применение дополнительной операции химической обработки гильзы цилиндра.
Известен также способ упрочняющей пневмоцентробежной обработки гильз ДВС стальными шарами, движущимися по кольцевой траектории в турбулентном потоке сжатого воздуха и перемещающимися по обрабатываемой поверхности относительно продольной оси заготовки, при их импульсно-ударном воздействии на исходный микрорельеф, полученный в результате лезвийной обработки - растачивания [3].
Данный способ позволяет за счет деформационного упрочнения рабочей поверхности гильзы исключить операцию фосфатирования, снизить трудоемкость изготовления гильз, но процесс импульсно-ударной пневмовибродинамической обработки является малопроизводительным, осуществляется за два прохода, а подача пневматического шарикового накатника составляет около 60 мм/мин.
Задачей изобретения является создание способа обработки, позволяющего увеличить износостойкость гильз за счет упрочнения поверхности шарами, смятия и сглаживания микронеровностей, увеличения относительной опорной длины профиля, приводящей к уменьшению удельных контактных давлений при трении поршневого кольца по поверхности гильзы. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение износостойкости цилиндропоршневой группы, а также уменьшение трудоемкости изготовления гильз и повышение производительности пневмовибродинамической обработки.
Поставленная задача решается способом финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз двигателей внутреннего сгорания, включающим пневмовибродинамическую обработку (ПВДО), в котором согласно изобретению перед ПВДО производят черновое и получистовое хонингование с достижением шероховатости поверхности Ra=1,15 2,35 мкм, а затем ПВДО внутренней поверхности гильзы осуществляют стальными шарами с получением шероховатости Ra 0,5 мкм, средней глубины впадин Rvk 1 мкм, относительной опорной длины профиля поверхности tp50=85%. ПВДО осуществляют путем подачи пневматического шарикового накатника центробежного действия Sмин, к которому посредством пневмосистемы подведен воздух, при этом подача пневматического шарикового накатника Sмин 500 мм/мин, а давление воздуха в пневмосистеме Р 0,5 МПа.
Использование вышеописанного способа для обработки внутренних поверхностей опытной партии заготовок гильз двигателей внутреннего сгорания мод. Д-245 показало, что рабочая поверхность гильз после ПВДО имеет шероховатость Ra=0,48 0,50 мкм, среднюю глубину впадин Rvk=1 мкм и относительную опорную длину профиля поверхности tp50 =85%, что влияет на повышение износостойкости гильз за счет увеличения фактической опорной длины профиля обработанной поверхности и уменьшения удельных контактных давлений при трении поршневого кольца по поверхности гильзы. Применение ПВДО привело к устранению задиров, натиров на обработанной поверхности гильз цилиндров. Производительность ПВДО достигает 500 мм/мин. Использование ПВДО вместо операции чистового хонингования позволяет до 17 раз снизить затраты электроэнергии в процессе обработки.
Пример. Финишная ПВДО внутренней поверхности заготовки гильзы двигателя мод. Д-245.
Материал гильзы - специальный серый чугун с твердостью 229 269 НВ. Номинальный внутренний диаметр после получистового хонингования - 110 мм. Шероховатость поверхности гильзы после получистового хонингования Ra=1,15 2,34 мкм.
Применяемое технологическое оснащение - радиально-сверлильный станок мод. 2А55. Приспособление специальное с вертикальным расположением продольной оси гильзы. Базирование гильзы происходит по внутреннему диаметру и нижнему торцу ее буртика, находящемуся в сферической самоустанавливающейся опоре. Закрепление гильзы не требуется.
Применяемый инструмент: пневматический шариковый накатник центробежного действия, укомплектованный стальными шарами с двумя рядами, каждый из которых имеет разнонаправленное вращение под действием струй сжатого воздуха. Между внутренним диаметром поверхности гильзы и наружным диаметром инструмента имеется зазор. Для центрирования продольной оси заготовки с осью инструмента и шпинделя станка в конструкции инструмента предусмотрены направляющие.
Режимы процесса финишной ПВДО:
Минутная подача инструмента, Sмин=150 250 мм/мин;
Давление в пневмосистеме подводимого к инструментусжатого воздуха, Р=0,03 0,5 МПа;
Количество ходов инструмента, i=1.
В результате обработки по предлагаемому способу после ПВДО гильз на различных режимах достигается шероховатость поверхности Ra 0,5 мкм. Средняя глубина впадин Rvk=1 мкм, относительная опорная длина профиля поверхности составила tp50=85%. Анализ полученных результатов показал, что предлагаемый способ обработки гильз ДВС позволяет по сравнению с хонингованными гильзами повысить износостойкость гильз в 1,5-1,7 раза, устранить задиры и натиры на их поверхности.
Источники информации
1. Махаринский, Е.И. Основы технологии машиностроения: учебник / Е.И. Махаринский, В.А. Горохов - Минск: Выш. шк., 1997. - 423 с., с.88, табл.2.23.
2. Гаркунов, Д.Н. Триботехника: Учебник для студентов втузов / Д.Н. Гаркунов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1989. - 328 с., с.255.
3. Минаков А.П., Бунос А.А. Технологические основы пневмовибродинамической обработки нежестких деталей / Под ред. П.И. Ящерицына. - Мн.: Навука i тэхнiка, 1995. - 304 с., с.249.
Класс B24B39/02 для обработки внутренних поверхностей вращения
Класс B23P9/00 Механическая обработка или отделка поверхностей с калибровкой или без нее, главным образом, в целях повышения сопротивления износу или ударам, например выглаживание или придание шероховатости поверхностям турбинных лопаток или подшипников