траверса перегрузочная захватная изделия
Классы МПК: | B66C1/10 механические |
Автор(ы): | Долбищев Сергей Федорович (RU), Макаров Юрий Петрович (RU), Смирнов Андрей Михайлович (RU), Кладов Павел Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное Государственное унитарное предприятие "Российский Федеральный ядерный центр-Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики-ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-12-04 публикация патента:
20.04.2014 |
Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию. Траверса перегрузочная содержит сварную П-образную раму, состоящую из верхней балки, двух боковых секций, с отсеками, с размещенными в них винтовыми механизмами, захватные цапфы. Траверса дополнительно содержит опорные цапфы в нижней части корпуса изделия, которыми оно устанавливается перед разворотом в гнезда опорных стоек под них на вспомогательной опорной платформе, а также съемную серьгу, закрепленную на раме с помощью крепежных элементов. Захватные цапфы оснащены шпонками, а на поверхностях отсеков имеются установочные скобы. Достигается увеличение грузоподъемности траверсы. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.
Формула изобретения
1. Траверса перегрузочная захватная изделия, содержащая сварную П-образную раму, состоящую из верхней балки, двух боковых секций, заканчивающихся в нижней части отсеками, с размещенными в них винтовыми механизмами введения (выведения) в отверстия гнездовых втулок на изделии захватных цапф, установленных с возможностью поворота на них изделия из вертикального положения в горизонтальное и обратно, используя имеющиеся в нижней части наружной поверхности корпуса изделия опорные цапфы и вспомогательную опорную платформу, а также съемную серьгу, закрепленную на раме с помощью крепежных элементов, при этом захватные цапфы оснащены шпонками, имеющими возможность перемещения в пазах отсеков, а на внутренних торцовых поверхностях отсеков имеются установочные скобы.
2. Траверса перегрузочная захватная изделия по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена линейками и указателями перемещения захватных цапф.
3. Траверса перегрузочная захватная изделия по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена трещоточными механизмами, исключающими несанкционированное перемещения захватных цапф от винтового механизма.
4. Траверса перегрузочная захватная изделия по п.1, отличающаяся тем, что оси опорных цапф изделия смещены от вертикальной линии центра масс изделия.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию и может быть использовано при производстве работ по подъему, перемещению и повороту из вертикального положения в горизонтальное и обратно большегрузных и габаритных изделий с использованием имеющихся на наружной поверхности их корпуса опорных цапф, а также соответствующих опорных стоек с гнездами под них на вспомогательной опорной платформе, предназначенной для промежуточного лежания или перевозки этих изделий в горизонтальном положении.
В качестве аналога может быть рассмотрена известная Траверса большой грузоподъемности (патент РФ № 57714 от 16.05.2006 г., опубл. 27.10.2006 г. Бюл. № 30).
Траверса большой грузоподъемности содержит грузовую балку и стропы, смонтированные на грузовой балке, при этом грузовой элемент для завешивания на крюк грузоподъемного средства выполнен отъемным от грузовой балки, закреплен по центру последней с помощью пальцев через гладкие отверстия в щеках грузовой балки и является сменным.
В качестве аналога также можно рассмотреть подвеску МБК (металлобетонный контейнер) СМ-783.СбООСБ разработки ОАО Конструкторское бюро специального машиностроения для атомной отрасли (рекламный проспект 2009 года).
Подвеска представляет сварную металлоконструкцию с рычажно-винтовым механизмом одновременного подведения и отведения двух захватных цапф в соответствующие отверстия на корпусе МБК. Рычажно-винтовой механизм снабжен трещоточным механизмом, исключающим несанкционированное направление перемещения цапф от винтового привода. Конечные положения Отведено и Подведено цапф контролируются указателями в виде стрелок по совпадению их с соответствующими проточками.
Подвеска снабжена приваренной серьгой, которой она навешивается на захватный орган грузоподъемного крана.
Обе приведенные конструкции аналогов не рассчитаны на использование их для поворота рассматриваемого изделия из вертикального положения в горизонтальное и обратно.
Технической задачей является разработка конструкции траверсы для подъема, перемещения и поворота большегрузного и габаритного изделия из вертикального положения в горизонтальное и обратно, а также конструкции устройства заштыривания изделия захватными цапфами траверсы.
Задача решается конструкцией траверсы перегрузочной захватной изделия, содержащей сварную П-образную раму, состоящую из верхней балки, двух боковых секций, заканчивающихся в нижней части отсеками, с размещенными в них винтовыми механизмами введения (выведения) в отверстия гнездовых втулок на изделии захватных цапф, установленных с возможностью поворота на них изделия из вертикального положения в горизонтальное и обратно, используя имеющиеся в нижней части наружной поверхности корпуса изделия опорные цапфы и вспомогательную опорную платформу, а также съемную серьгу, закрепленную на раме с помощью крепежных элементов, при этом захватные цапфы оснащены шпонками, имеющими возможность перемещения в пазах отсеков, а на внутренних торцовых поверхностях отсеков имеются установочные скобы
Оси цапф на корпусе изделия заведомо смещены относительно вертикальной линии его центра масс, обеспечивая тем самым автоматический поворот в заданном направлении при опускании краном изделия и укладку его после разворота в горизонтальное положение на вторую опору (ложемент) вспомогательной опорной платформы.
Аналогичным образом в обратной последовательности производится перевод изделия из горизонтального в вертикальное положение и снятии его со стоек опорной платформы.
Конструкция устройства для заштыривания захватных цапф автономна, т.е. для каждой цапфы своя, представляет собой винтовую пару, размещенную в отсеках рамы, в котором роль гайки исполняет захватная цапфа, вращение винта осуществляется с помощью ключа-трещотки.
Для исключения несанкционированного вращения винта винтовой пары не в заданном направлении в конструкции устройства для заштыривания захватных цапф предусмотрен трещоточный механизм, с помощью которого переводом защелки в одно из двух возможных положений обеспечивается вращение винта перемещения цапф строго в заданном направлении.
Сход цапфы с винта привода перемещения цапф ограничен штифтом. Цапфы от проворота при работе траверсы удерживаются шпонками, закрепленными в гнездах цапф винтами.
При перемещении цапф шпонки движутся в пазах отсека рамы. Величина перемещения цапфы траверсы контролируется по шкалам табличек с помощью указателей, закрепленных на шпонках и двигающихся вместе с ними.
На внутренних торцовых поверхностях отсеков закреплены установочные скобы, которыми траверса устанавливается на выступающие фланцы гнездовых втулок изделия, обеспечивая изначально их соосность осям захватных цапф.
Технический результат достигается за счет схемы поворота изделия из вертикального положения в горизонтальное и обратно с использованием опорных цапф в нижней части корпуса изделия, которыми оно устанавливается перед разворотом в соответствующие гнезда опорных стоек под них на вспомогательной опорной платформе, предназначенной для промежуточного лежания или транспортирования изделий в горизонтальном положении, а также сравнительно несложной конструкции механизма заштыривания захватных цапф.
На прилагаемых иллюстрациях приведена конструкция траверсы.
На фиг.1 показан общий вид траверсы, фиг.2 - приведена схема поворота изделия с использованием его опорных цапф и вспомогательной опорной платформы на элементе А, фиг.3 - показан отсек рамы с захватной цапфой, винтовым механизмом ее введения (выведения) в соответствующее отверстие гнездовой втулки на изделии и храповым механизмом одностороннего действия винтового механизма на виде Б, фиг.4 - вид на храповой механизм на виде В, фиг.5 - вид на установочную скобу на разрезе Г-Г, фиг.6 - шпоночный узел с указателем величины перемещения захватной цапфы и на виде Д, фиг.7 - вид на линейку для визуальной оценки величины перемещения захватной цапфы.
В состав траверсы перегрузочной захватной изделия (см. фиг.1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7) входят:
1 - П-образная рама;
2 - верхняя балка рамы;
3 - крепежные элементы серьги;
4 - стопорные шайбы;
5 - съемная серьга;
6 - боковая секция рамы;
7 - отсек рамы;
8 - захватные цапфы;
9 - винты перемещения захватных цапф;
10 - ключ-трещотка;
11 - трещоточный механизм;
12 - храповик;
13 - защелка;
14 - ось защелки;
15 - упор;
16 - гнездо;
17 - пружина;
18 - винты крепления скобы;
19 - установочная скоба;
20 - втулка изделия;
21 - изделие;
22, 23 - таблички перемещения цапф;
24 - указатель;
25 - шпонка;
26 - ограничительный штифт;
27 - винт крепления шпонки;
28 - корпус отсека с пазами под шпонки;
29 - опорная цапфа изделия;
30 - стойка опорной платформы;
31 - вспомогательная опорная платформа;
32 - ложемент опорной платформы.
Траверса представляет сварную из листовой стали П-образную раму 1, к верхней балке 2 которой винтами 3 со стопорными шайбами 4 закреплена серьга 5.
С помощью серьги 5 траверса завешивается на грузоподъемном кране.
К каждой боковой секции 6 траверсы снизу приварены отсеки 7, в которых размещаются подвижные в поперечном направлении (внутрь рамы) цапфы 8 с механизмами их перемещения. Вращение винтов 9 механизма перемещения цапф осуществляется ключами-трещотками 10. Механизмы перемещения цапф приводятся в действие последовательно: сначала с одной стороны рамы траверсы, затем с другой. С целью исключения несанкционированного направления перемещения цапфы 8 от винтового привода, он снабжен трещоточным механизмом 11, состоящим из храповика 12, защелки 13, поворачивающейся на оси 14 и находящейся в зацеплении с храповиком, упора 15, гнезда 16 и пружины 17.
Трещоточный механизм имеет два фиксированных положения: "Введение цапфы" и "Выведение цапфы", обозначенных соответствующими стрелками.
К каждому отсеку 7 изнутри винтами 18 закреплена скоба 19, которой траверса ориентируется при установке ее краном на обод втулки 20 изделия 21 с отверстием под цапфу 8 траверсы, что позволяет обеспечить начальную соосность отверстий во втулках изделия 20 и отверстий, в которых перемещаются цапфы 8 траверсы.
Величина перемещения цапфы траверсы контролируется по шкале табличек 22 и 23 с помощью указателя 24, закрепленного на шпонке 25 и перемещающемся вместе с ней.
Сход цапфы 8 с винта перемещения 9 ограничен штифтом 26.
Цапфы 8 от проворота при работе траверсы удерживаются шпонками 25, закрепленными на цапфах 8 винтами 27.
При перемещении цапф 8 шпонки 25 движутся в пазах корпусов 28 отсеков рамы 7.
Поворот изделия 21 осуществляется на его нижних опорных цапфах 29, которыми оно устанавливается в соответствующие гнезда стоек 30 вспомогательной опорной платформы 31 и после разворота укладывается на ложемент 32 второй опоры изделия 21 на платформе 31.
Порядок проведения работ с использованием траверсы следующий:
- произвести крепление серьги 5 траверсы к захватному органу грузоподъемного крана (на фигурах не показан), приподнять траверсу на высоту 1500 мм от пола и убедиться, что цапфы 8 в отсеках 7 занимают крайнее выведенное положение;
- на шкалах табличек 22 и 23 оба указателя 24 должны показывать положение "0", а защелки 13 трещоточных механизмов 11 в положении "Введение цапфы";
- поднять траверсу краном, завесить над изделием 21 и, медленно опуская, установить скобами 19 на ободы втулок 20 изделия 21;
- поочередно с помощью ключей-трещоток 10 ввести цапфы 8 в отверстия втулок 20 - на шкалах табличек 22 и 23 оба указателя 24 должны показывать положение "90";
- с помощью крана поднять изделие 21 на необходимую высоту, перенести его к опорной платформе 31, вывесить над стойками опор 30 платформы 31 и опустить изделие 21 так, чтобы нижние цапфы 29 его вошли в соответствующие гнезда стоек платформы 31;
- медленно опуская краном изделие 21, произвести его поворот на опорных цапфах 29 и укладку на ложемент 32 второй опоры платформы 31;
- извлечение изделия 21 из опорной платформы 31 и постановку его в вертикальное положение производить в обратной последовательности.