способ ремонта трубопровода

Классы МПК:F16L1/024 укладка или замена неисправных труб на суше, например на поверхности грунта
F16L55/175 с использованием материалов, которые затвердевают после заполнения пространства вокруг трубы
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А. Черняева" (ОАО "Уралсибнефтепровод") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-10-23
публикация патента:

Изобретение относится к способу ремонта трубопроводов и может быть использовано для ремонта поврежденных участков нефтепроводов без остановки перекачки продукта. Способ включает установку на поврежденном участке трубопровода цилиндрической муфты, имеющей по меньшей мере один входной и по меньшей мере один выходной патрубки, с образованием кольцевого зазора между внутренней поверхностью муфты и внешней поверхностью трубопровода, герметизацию торцов муфты на трубопроводе и подачу в упомянутый кольцевой зазор через входной патрубок муфты композитного материала до появления композитного материала в выходном патрубке муфты. При этом перед установкой муфты ее внутреннюю поверхность, а также поверхность поврежденного участка трубопровода подвергают дробеструйной обработке. Муфту устанавливают с образованием кольцевого зазора величиной 6-40 мм. Дробеструйную обработку осуществляют абразивным материалом, имеющим размер частиц 0,5-2,5 мм, при давлении воздуха 0,6-0,8 МПа и расстоянии от выходного отверстия сопла дробеструйной установки до обрабатываемой поверхности 200-300 мм. Технический результат: повышение эксплуатационной надежности отремонтированного участка трубопровода, повышение экономичности способа. 6 з.п. ф-лы, 4 ил. способ ремонта трубопровода, патент № 2516052

способ ремонта трубопровода, патент № 2516052 способ ремонта трубопровода, патент № 2516052 способ ремонта трубопровода, патент № 2516052 способ ремонта трубопровода, патент № 2516052

Формула изобретения

1. Способ ремонта трубопровода, включающий установку на его поврежденном участке цилиндрической муфты, имеющей по меньшей мере один входной и по меньшей мере один выходной патрубки, с образованием кольцевого зазора между внутренней поверхностью муфты и внешней поверхностью трубопровода, герметизацию торцов муфты на трубопроводе и подачу в упомянутый кольцевой зазор через входной патрубок муфты композитного материала до появления композитного материала в выходном патрубке муфты, при этом перед установкой муфты ее внутреннюю поверхность, а также поверхность поврежденного участка трубопровода подвергают дробеструйной обработке, отличающийся тем, что муфту устанавливают с образованием кольцевого зазора величиной 6-40 мм, а дробеструйную обработку осуществляют абразивным материалом, имеющим размер частиц 0,5-2,5 мм, при давлении воздуха 0,6-0,8 МПа и расстоянии от выходного отверстия сопла дробеструйной установки до обрабатываемой поверхности 200-300 мм.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что герметизацию торцов муфты осуществляют путем размещения герметика по краям кольцевого зазора между поверхностями муфты и трубопроводом.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что герметик размещают в два слоя, первый слой размещают с обеспечением заполнения герметиком кольцевого зазора на глубину 25 мм, а второй слой размещают с образованием внешнего скоса, обеспечивающего переход между внешними поверхностями муфты и трубопровода.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что упомянутый скос формируют с углом наклона по отношению к перпендикуляру оси трубопровода не менее 30°.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что абразивную обработку осуществляют под углом между направлением абразивной струи и плоскостью обрабатываемой поверхности, составляющим 45°.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве композитного материала используют материал на основе эпоксидной смолы.

7. Способ по любому из пп.1-6, отличающийся тем, что установку муфты на поврежденном участке трубопровода осуществляют путем размещения вокруг трубопровода двух полумуфт и их последующего соединения посредством сварки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способу ремонта трубопроводов и может быть использовано для ремонта поврежденных участков нефтепроводов без остановки перекачки продукта.

Из уровня техники известна композитно-муфтовая технология ремонта трубопровода, при которой на поврежденный участок трубопровода устанавливают цилиндрическую муфту с патрубками с образованием кольцевого зазора между ними, герметизируют торцы муфты на трубопроводе, после чего подают в кольцевой зазор между муфтой и трубопроводом через входной патрубок композитный материал на основе эпоксидной смолы до его появления в выходных патрубках. При этом перед установкой муфты ее внутреннюю поверхность, а также поверхность поврежденного участка трубопровода подвергают дробеструйной обработке (патент РФ RU 2191317 C2, 20.10.2002).

Недостатком известного способа является низкий уровень адгезии композитного материала к поверхностям муфты и трубопровода, который может отрицательно сказаться на надежности отремонтированного участка трубопровода при его последующей эксплуатации.

Задачей заявленного изобретения является создание экономичного способа для ремонта поврежденных участков трубопровода без остановки перекачки продукта.

Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении эксплуатационной надежности отремонтированного участка трубопровода, а также в повышении экономичности способа.

Указанный технический результат достигается за счет того, что способ ремонта трубопровода включает установку на его поврежденном участке цилиндрической муфты, имеющей по меньшей мере один входной и по меньшей мере один выходной патрубки, с образованием кольцевого зазора между внутренней поверхностью муфты и внешней поверхностью трубопровода, герметизацию торцов муфты на трубопроводе и подачу в упомянутый кольцевой зазор через входной патрубок муфты композитного материала до появления композитного материала в выходном патрубке муфты, при этом перед установкой муфты ее внутреннюю поверхность, а также поверхность поврежденного участка трубопровода подвергают дробеструйной обработке, отличающийся тем, что муфту устанавливают с образованием кольцевого зазора величиной 6-40 мм, а дробеструйную обработку осуществляют абразивным материалом, имеющим размер частиц 0,5-2,5 мм, при давлении воздуха 0,6-0,8 МПа и расстоянии от выходного отверстия сопла дробеструйной установки до обрабатываемой поверхности 200-300 мм.

Кроме того, указанный технический результат достигается в частных формах реализации изобретения за счет того, что:

- герметизацию торцов муфты осуществляют путем размещения герметика по краям кольцевого зазора между поверхностями муфты и трубопроводом,

- герметик размещают в два слоя, первый слой размещают с обеспечением заполнения герметиком кольцевого зазора на глубину 25 мм, а второй слой размещают с образованием внешнего скоса, обеспечивающего переход между внешними поверхностями муфты и трубопровода,

- внешний скос формируют с углом наклона по отношению к перпендикуляру оси трубопровода не менее 30°.

- абразивную обработку осуществляют под углом между направлением абразивной струи и плоскостью обрабатываемой поверхности, составляющим 45°.

- в качестве композитного материала используют материал на основе эпоксидной смолы,

- установку муфты на поврежденном участке трубопровода осуществляют путем размещения вокруг трубопровода двух полумуфт и их последующего соединения посредством сварки.

Авторами изобретения было неожиданно обнаружено, что указанные условия проведения дробеструйной обработки в сочетании с величиной кольцевого зазора между трубопроводом и муфтой обеспечивают хорошую (равномерную) заполняемость кольцевого зазора композитным материалом, а также его улучшенную адгезию к поверхностям трубопровода и муфты, что позволяет повысить надежность отремонтированного участка (ремонтного узла) при дальнейшей эксплуатации трубопровода.

Схема реализация заявленного способа показана на фиг.1-4, при этом на фиг.1, 2 показана схема установки муфты, на фиг.3 - схема заполнения кольцевого зазора композитным составом, а на фиг.4 - отремонтированный участок трубопровода.

Способ осуществляется следующим образом.

При обнаружении дефектного участка трубопровода 1 в результате, например, коррозии или вмятины, поврежденный участок очищается от изоляции. Поверхность трубопровода в зоне повреждения, а также внутренняя поверхность муфты подвергается дробеструйной обработке посредством пневматической дробеструйной установки. Дробеструйную обработку осуществляют абразивным материалом с размером частиц 0,5-2,5 мм. В качестве абразивного материала используют, например, измельченный шлак, белый электрокорунд и т.п. В качестве рабочей среды дробеструйной установки используется сжатый воздух, давление которого должно составлять 0,6-0,8 МПа. При давлении ниже 0,6 МПа резко снижается скорость очистки поверхности, а при давлении выше 0,8 МПа резко возрастает расход абразивного материала без заметного увеличения скорости очистки. Расстояние от выходного отверстия сопла дробеструйной установки до обрабатываемой поверхности должно составлять 200-300 мм. При этом предпочтительно проводить обработку под углом 45° между направлением абразивной струи и плоскостью обрабатываемой поверхности.

После дробеструйной обработки осуществляют установку цилиндрической муфты 2 (см. фиг.1, 2), которая охватывает трубопровод 1 и состоит предпочтительно из нижней 3 и верхней 4 полумуфт. Полумуфты 3 и 4 соединяют между собой сварными швами 5 при монтаже муфты 2 на трубопроводе 1, при этом сама муфта 2 к трубопроводу 1 не приваривается. Внутренний диаметр муфты 2 превышает внешний диаметр трубопровода 1 на величину, достаточную для образования кольцевого зазора, величина которого устанавливается в пределах от 6 до 40 мм. Регулировку величины зазора между трубой и муфтой проводят установочными болтами 6 с учетом геометрии трубы. Контроль величины установленного зазора осуществляют в нескольких местах с каждой стороны муфты через технологические отверстия в ней.

После установки необходимого кольцевого зазора осуществляют герметизацию торцов муфты с целью создания замкнутого объема между трубой и муфтой для последующего заполнения его композитным составом. Для этого по краям кольцевого зазора размещают быстротвердеющий герметик 7 (например, на основе полиэфирной смолы). Предпочтительно проводить герметизацию в два слоя: первым слоем герметика непосредственно заполняют боковой зазор между трубопроводом 1 и муфтой 2 на глубину 25 мм, а вторым слоем формируют внешний скос 7способ ремонта трубопровода, патент № 2516052 ремонтной конструкции, обеспечивающий плавный переход от внешней цилиндрической поверхности муфты 2 к внешней цилиндрической поверхности трубопровода 1 (см. фиг.4), необходимый для качественного нанесения изоляционного покрытия на ремонтную конструкцию. При формировании скоса угол между перпендикуляром к оси трубопровода 2 и линией, образуемой скосом 7, должен быть не менее 30°.

Далее осуществляют заполнение кольцевого зазора композитным составом 8, в качестве которого может быть использована, например, эпоксидная смола. Для заполнения кольцевого зазора в муфте 2 предусмотрены входные 9, 10 и выходные 11, 12 патрубки. При этом входной патрубок 9 является основным, а патрубок 10 - резервным (необходим в случае закупорки основного входного патрубка 9). Перед заполнением один армированный прозрачный шланг 13 (наливной) подсоединяют к нагнетательному насосу 14, а другой шланг 15 - к резервному патрубку 10. На верхние выходные патрубки 11 и 12 надевают контрольный прозрачный шланг 16 и в его верхней точке делают сквозной пропил 17 для выхода воздуха.

Затем заполняют бункер нагнетательного насоса 14 композитным составом и включают его. Насос должен работать пока композитный состав не покажется из наливного шланга 13 и не вытеснит из него воздух. После чего подключают шланг 13 к входному патрубку 9, включают насос 14, и нагнетают композитный состав в муфту до полного заполнения шланга 15 резервного патрубка 10 (чтобы в шланге 15 не оставался воздух). Зажимом 18 пережимают шланг 15.

Далее заполняют композитным составом муфту до тех пор, пока он не покажется в контрольном шланге 16 на высоте от выходных патрубков 30-40 см, и останавливают насос. При закачке композитного состава необходимо поддерживать его постоянный уровень в бункере насоса для предотвращения попадания воздуха в заполняемый кольцевой зазор.

Зажимами 19 и 20 перекрывают шланг 13 и перерезают его между зажимами. Остатки композитного состава откачивают из насоса 14 в контейнер.

Композитный материал затвердевает до требуемой прочности в течение 24 часов. После его отверждения все выступающие детали на внешней поверхности муфты удаляют и, если это необходимо, наносят на поверхность муфты изоляционную ленту для противокоррозионной защиты отремонтированного участка трубопровода.

Таким образом, заявленный способ позволяет производить экономичный ремонт поврежденных участков трубопровода без остановки перекачивания продуктов, при этом отремонтированный участок характеризуется повышенной надежностью при дальнейшей эксплуатации трубопровода.

Следует отметить, что заявленное изобретение не ограничено частными формами его реализации, раскрытыми в описании. Возможны также иные формы исполнения изобретения в объеме приведенных существенных признаков.

Класс F16L1/024 укладка или замена неисправных труб на суше, например на поверхности грунта

способ безогневой резки трубы при проведении ремонтных работ -  патент 2527900 (10.09.2014)
способ наземной прокладки нефте- и газопроводов через скально-гористую местность -  патент 2521524 (27.06.2014)
способ ремонта трубопровода путем установки композитной муфты -  патент 2520778 (27.06.2014)
способ наземной прокладки нефте- и газопроводов через скально-гористую местность -  патент 2517997 (10.06.2014)
устройство и система укладки трубопровода -  патент 2516667 (20.05.2014)
способ замены дефектного участка трубопровода -  патент 2516084 (20.05.2014)
фронтально-козловой трубоукладчик -  патент 2485384 (20.06.2013)
способ строительства наземного металлического сборно-разборного нефтепродуктопровода -  патент 2439415 (10.01.2012)
способ ремонта трубопровода -  патент 2425273 (27.07.2011)
установка для неразъемного прессового соединения труб -  патент 2413116 (27.02.2011)

Класс F16L55/175 с использованием материалов, которые затвердевают после заполнения пространства вокруг трубы

устройство и способ ремонта трубопровода -  патент 2525103 (10.08.2014)
способ заполнения оболочки -  патент 2524723 (10.08.2014)
способ ремонта трубопровода путем установки композитной муфты -  патент 2520778 (27.06.2014)
способ ремонта действующего трубопровода (варианты) -  патент 2451233 (20.05.2012)
способ муфтового ремонта трубопровода (технология предприятия киатон) (варианты) -  патент 2449204 (27.04.2012)
способ герметизации трубопроводов, работающих под давлением -  патент 2439421 (10.01.2012)
система и способ ремонта труб -  патент 2438065 (27.12.2011)
способ неразрушающего контроля качества работ при муфтовом ремонте трубопроводов -  патент 2430293 (27.09.2011)
способ заполнения веществом подмуфтового пространства (технология предприятия киатон) -  патент 2430292 (27.09.2011)
способ ремонта участка трубы, способ ремонта трубы, способ ремонта объекта, система для ремонта трубы и отремонтированная труба (варианты) -  патент 2380606 (27.01.2010)
Наверх