роторный двигатель
Классы МПК: | F02B55/02 рабочие органы F01C21/04 смазка F01C19/04 из твердых материалов |
Патентообладатель(и): | Болотин Николай Борисович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-11-26 публикация патента:
27.08.2014 |
Изобретение относится к двигателестроению. Роторный двигатель содержит систему управления с блоком управления, систему смазки, систему охлаждения, корпус, коленчатый вал, шестерню внешнего зацепления, камеру сгорания между корпусом и ротором, радиальные уплотнения, патрубки впуска и выхлопа, форсунку впрыска топлива. Система смазки выполнена с маслобаком, маслонасосом и маслопроводами низкого и высокого давления. Во внутренней полости корпуса размещен ротор. Коленчатый вал выполнен с коренными и шатунной шейками, установленными соответственно на коренных и шатунном подшипниках. Шестерня внешнего зацепления установлена жестко на неподвижной втулке, выполненной коаксиально коренным шейкам коленчатого вала. Форсунка впрыска топлива размещена в патрубке впуска. Система смазки дополнительно содержит систему смазки радиальных уплотнений, которая включает каналы внутри коленчатого вала, отверстия в шатунном подшипнике, полость вне шатунного подшипника и полости под радиальными уплотнениями, соединенные радиальными отверстиями между собой. Каналы внутри коленчатого вала соединены с маслопроводом высокого давления. Маслопровод высокого давления в свою очередь соединен с выходом маслонасоса. Вход маслонасоса соединен с нижней частью внутренней полости. Изобретение направлено на увеличение надежности и экономичности двигателя. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Формула изобретения
1. Роторный двигатель, содержащий систему управления с блоком управления, систему смазки с маслобаком, маслонасосом и маслопроводами низкого и высокого давления и систему охлаждения, корпус, во внутренней полости которого размещен ротор, коленчатый вал с коренными и шатунной шейками, установленными соответственно на коренных и шатунном подшипниках, шестерню внешнего зацепления, установленную жестко на неподвижной втулке, выполненной коаксиально коренным шейкам коленчатого вала, камеру сгорания между корпусом и ротором, радиальные уплотнения, патрубки впуска и выхлопа, размещенную в патрубке впуска форсунку впрыска топлива, отличающийся тем, что система смазки дополнительно содержит систему смазки радиальных уплотнений, которая включает каналы внутри коленчатого вала, отверстия в шатунном подшипнике, полость вне шатунного подшипника и полости под радиальными уплотнениями, соединенные радиальными отверстиями между собой, каналы внутри коленчатого вала соединены с маслопроводом высокого давления, который в свою очередь соединен с выходом маслонасоса, а вход маслонасоса соединен с нижней частью внутренней полости.
2. Роторный двигатель по п.1, отличающийся тем, что в системе управления применен датчик частоты вращения коленчатого вала, соединенный электрической связью с блоком управления.
3. Роторный двигатель по п.1 или 2, отличающийся тем, что в системе управления применен датчик углового положения ротора, соединенный электрической связью с блоком управления.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям внутреннего сгорания, работающим как на легком, так и на тяжелом углеводородном топливе.
Роторные двигатели применяются на многих моделях автомобилей см. табл. 1.
Табл. 1
Некоторые автомобильные роторно-поршневые двигатели | |||||
Фирма | Год | Марка двигателя | Объем, см3 / число секций | Мощность, л.с. / при частоте вращения, об/мин | Марка автомобиля |
NSU | 1964 | ККМ 502 | 498/1 | 64/5000 | Spider |
1967 | ККМ 612 | 498/2 | 129/5800 | Ro80 | |
1970 | ККМ 613 | 498/1 | 49/5500 | Citroen М35 | |
1973 | ККМ 622 | 498/2 | 107/- | Citroen GS birotor | |
Daimler- Benz | 1969 | КЕ Serie 69 | 600/3 | 280/7000 | Clll |
Mazda | 1967 | 10А/0810 | 491/2 | 110/7000 | Cosmo L10A |
1970 | 12А | 573/2 | 120/7000 | RX-2 | |
1972 | 12A/R612 | 573/2 | 90/6000 | RX-3 US | |
1974 | 13В | 654/2 | 110/6000 | RX-4, RX-5 | |
1979 | 12А | 573/2 | 100/6000 | RX-7 | |
1986 | 13В | 654/2 | 146/6500 | RX-7 2nd gen. | |
1992 | 13В Twin | 654/2 | 255/6500 | RX-7 Seq. Turbo | |
1999 | 13В Renesis | 654/2 | 280/8000 | RX-Evolv | |
НАМИ | 1968 | НАМИ-093М | 557/1 | 65/6000 | 3M3-966B |
ВАЗ | 1976 | BA3-311 | 654/1 | 65/6000 | ВАЗ-21019 |
1993 | ВАЗ-1185 | 386/1 | 42/6000 | ВАЗ-1111 (Ока) | |
1998 | ВАЗ-415 | 654/2 | 120/6000 | ВАЗ-2109-91, -2115-91, -21099-91 |
Известен роторный двигатель, оборудованный устройством подготовки топливовоздушной смеси (Патент РФ № 2288366, F02B 55/16, 2006.01). Сущность изобретения заключается в том, что двигатель содержит корпус, внутри которого расположен ротор, в тракте впуска смонтированы дроссельная заслонка и топливоподающее устройство (форсунка). Канал впускного тракта образован внутри корпуса роторного двигателя и огибает корпус. Подогрев топливовоздушной смеси осуществляется за счет теплопередачи от нагретых зон статора, улучшая таким образом эффективность процесса смесеобразования.
Недостатком данного роторного двигателя является значительное ухудшение свойств наполнения камеры сгорания топливовоздушной смесью, увеличивается площадь испарения остатков топлива при неработающем двигателе, что приводит к увеличению уровня содержания углеводородов - СН.
Известен также роторно-поршневой двигатель с впрыском топлива (Патент РФ № 2172851, МПК F02B 55/16). Роторно-поршневой двигатель преимущественно с впрыском топлива, содержащий корпус (статор), внутри которого размещен ротор, тракт впуска, в котором смонтирована дроссельная заслонка и форсунка для впрыска топлива, канал впускного тракта образован внутри корпуса.
Недостатком является невозможность обеспечения подготовки топливовоздушной смеси при работе на тяжелом углеводородном топливе (дизельное топливо, керосин) и его запуск.
Известен многотопливный роторный двигатель (патент РФ № 2334883, от 27.09.2008, F02B 55/16), содержащий корпус (статор), внутри которого размещен трехгранный ротор, тракт впуска, в котором смонтирована дроссельная заслонка, в тракте впуска за дроссельной заслонкой установлен плазменный конвертор топлива, снабженный резьбой и прикрепленный к посадочному месту тракта впуска.
Недостатком является невозможность обеспечения высокой скорости и полноты сгорания топливовоздушной смеси.
Известен роторный двигатель по патенту РФ № 2416726, МПК F02B 53/02, опубл. 20.04.2011 г., прототип.
Этот роторный двигатель содержит корпус (статор), внутри которого размещен ротор, в тракте впуска смонтированную дроссельную заслонку, а за дроссельной заслонкой установлен плазменный конвертор топлива, позволяющий создавать топливовоздушную смесь с заданными физико-химическими свойствами для регулирования подготовки рабочей смеси и имеющий разделенную на две полости камеру сгорания, одна из которых, где расположены свечи зажигания, заполняется обогащенной смесью, а другая - обедненной смесью или чистым воздухом, на корпусе роторного двигателя в районе малой оси эпитрохоид установлена сферическая вихревая камера (форкамера), к которой жестко с помощью резьбы крепятся две свечи зажигания и топливная форсунка.
Недостатками прототипа являются низкая надежность двигателя и его малый ресурс до капитального ремонта, обусловленные износом уплотнений, работающих в тяжелых условия. Кроме того, невозможность обеспечения высокой скорости и полноты сгорания топливовоздушной смеси. Не решена проблема глубокого расслоения заряда в основной камере сгорания. Невозможность использования сильно обедненной смеси.
Задачами создания предлагаемого изобретения является увеличение надежности и экономичности двигателя.
Решение указанных задач достигнуто в роторном двигателе, содержащем систему управления с блоком управления, систему смазки с маслобаком, маслонасосом и маслопроводами низкого и высокого давления и систему охлаждения, корпус, во внутренней полости которого размещен ротор, коленчатый вал с коренными и шатунной шейками, установленными соответственно на коренных и шатунном подшипниках, шестерню внешнего зацепления, установленную жестко на неподвижной втулке, выполненной коаксиально коренным шейкам коленчатого вала, камеру сгорания между корпусом и ротором, радиальные уплотнения, патрубки впуска и выхлопа, размещенную в патрубке впуска форсунку впрыска топлива, тем, что согласно изобретению система смазки дополнительно содержит систему смазки радиальных уплотнений, которая включает каналы внутри коленчатого вала, отверстия в шатунном подшипнике, полость вне шатунного подшипника и полости под радиальными уплотнениями, соединенные радиальными отверстиями между собой каналы внутри коленчатого вала соединены с маслопроводом высокого давления, который в свою очередь соединен с выходом маслонасоса, а вход маслонасоса соединен нижней частью внутренней полости.
В системе управления может быть применен датчик частоты вращения коленчатого вала, соединенный электрической связью с блоком управления. В системе управления может быть применен датчик углового положения ротора, соединенный электрической связью с блоком управления.
Сущность изобретения поясняется на фиг. 1...5, где:
- на фиг. 1 приведена схема двигателя, поперечный разрез,
- на фиг. 2 приведена схема двигателя, продольный разрез,
- на фиг. 3 приведено уплотнение,
- на фиг. 4 приведен разрез А-А на фиг. 3 уплотнения,
- на фиг. 5 приведен фрагмент основных каналов системы смазки уплотнений.
Роторный двигатель (фиг. 1 ...5) содержит: корпус (статор) 1, внутри которого расположен трехгранный ротор 2, впускной коллектор 3, к которому пристыкован патрубок впуска 4, в патрубке впуска 4 смонтирована топливная форсунка 5, задвижка 6 с приводом 7. Кроме того, двигатель имеет выпускной коллектор 8, к которому пристыкован выпускной патрубок 9. Двигатель имеет полости сжатия 10 и камеру сгорания 11.
Двигатель имеет коленчатый вал 12, коренные шейки 13 которого установлены на коренных подшипниках 14, которые уплотнены уплотнениями 15, и шатунную шейку 16, установленную в шатунном подшипнике 17, который установлен внутри ротора 2. На торце ротора 2 закреплена шестерня внутреннего зацепления 18. Неподвижная втулка 19 установлена концентрично коленчатому валу 12. На неподвижной втулке 19 жестко закреплена шестерня внешнего зацепления 20. Шестерни 18 и 20 постоянно находятся в зацеплении (фиг. 1).
Внутри корпуса 1 выполнена внутренняя полость 21 (фиг. 3). Внутренняя полость 21 частично заполнена маслом и обеспечивает подачу масла в зону контакта ротора 2 и внутренней поверхности корпуса 1.
В роторе 2 в прямоугольных пазах 22 установлены три уплотнения 23, подпружиненные к статору 1 при помощи пружин 24, установленных в полостях 25. В роторе 2 вне шатунного подшипника 17 выполнена кольцевая полость 26, а в шатунной шейке 16 и шатунном подшипнике 17 - соответственно радиальные отверстия 27 и 28. В коленчатом валу 12 выполнен маслоканал 29. Отверстия 27 и 28 и три отверстия 30 сообщают маслонакал 29 с тремя полостями 25. Полость 25 продольными и поперечным каналами 31 и 32, для подачи смазки выполненными на поверхности уплотнений 23 (фиг. 3 и 4), сообщается через систему подачи масла с внутренней полостью 21. Уплотнения 23 имеют скругленный торец 33. На боковых торцах ротора 2 выполнены боковые уплотнения 34.
Топливная система содержит бак 35, трубопроводы низкого давления 36, топливный насос 37, к выходу которого подсоединен трубопровод высокого давления 38 и далее - форсунка 5.
Двигатель оборудован маслосистемой. К нижней части внутренней полости 21 присоединен маслопровод низкого давления 39, насос 40, к выходу из которого присоединен маслопровод высокого давления 41, и фильтр 42. Выход маслопровода высокого давления 41 соединен с коллектором 43, установленным концентрично коленчатому валу 12 и уплотненному относительно него. Полость 44 коллектора 43 радиальным отверстием 45, выполненным в коленчатом валу 12, сообщается с маслоканалом 29.
Двигатель может быть оборудован системой охлаждения (фиг. 1 и 2), которая включает нижнюю полость 46 и верхнюю полость 47. Нижняя полость 46 присоединена трубопроводом отбора 48, соединенным с насосом 49, к выходу которого присоединен трубопровод 50, к выходу из которого присоединен теплообменник 51, выход которого соединен с верхней полостью 47 для возврата охлажденной воды (антифриза).
Двигатель оборудован системой управления с блоком управления 52, соединенным электрическими связями 53 с насосами 37, 40 и 49. Двигатель оборудован электросвечой 54, которая электрической связью 53 соединена с блоком управления 52.
Кроме того, система управления оборудована датчиком частоты вращения 55 и датчиком углового положения 56 ротора 2, также соединенными электрическими связями 53 с блоком управления 52.
Работа двигателя осуществляется следующим образом.
В процессе работы роторного двигателя (фиг. 1...5) воздух, проходя через впускной патрубок 3, и топливо, подаваемое через первую топливную форсунку 5, из бака 35 по топливному трубопроводу низкого давления 36 насосом 37 и топливопроводу высокого давления 38 подается в воздушный поток и смешивается с ним. Топливовоздушная смесь заданного состава подается в камеру сгорания 11.
Воспламенение смеси искрой электросвечи 54 осуществляется блоком управления 52 за 10÷25° угла поворота коленчатого вала до прихода трехгранного ротора 2 в верхнюю мертвую точку. Давление в камере сгорания 11 быстро повышается, и сгоревшие газы создают крутящий момент на коленчатом валу 12, а потом выбрасываются через выпускной патрубок 9.
В камере сгорания 11 оказываются способными гореть с достаточно высокими скоростями сильно обедненные смеси при коэффициенте избытка воздуха =1,1÷1,9. Воспламеняются и значительно более бедные смеси.
Маслосистема работает следующим образом. Масло, предварительно заправленное во внутреннюю полость 21, смазывает все внутренние детали двигателя, в том числе подшипники 14 и 17. Для смазки уплотнений 23 часть масла отбирается из внутренней полости 41 по трубопроводу 39 низкого давления и далее насосом 40 подается в трубопровод 37, далее, в фильтр 42 с каналом 29 и далее, в полость 25 и по каналам 31 и 32 на скругленный торец 33 уплотнений 23.
Система охлаждения работает следующим образом.
Одновременно с запуском двигателя включают насос 49, и вода (антифриз) из полости 46 по трубопроводу 50 через насос 49 поступает в теплообменник 51 для охлаждения и далее возвращается в полость 47.
За счет применения электронного блока управления 52 с использованием микропроцессора (на фиг.1...5 микропроцессоры не показаны) можно выбирать оптимальные варианты подачи топливной смеси, соотношения топлива и воздуха, что делает процесс смесеобразования топливовоздушной смеси регулируемым и эффективным на всех режимах работы роторного двигателя независимо от используемого углеводородного топлива.
Применение изобретения позволило:
1. Повысить надежность двигателя и увеличить его ресурс до капитального ремонта за счет улучшения смазки трущихся частей ротора и его уплотнений с корпусом.
2. Технико-экономическая эффективность заключается в существенной экономии топлива на частичных нагрузках при практически таком же его удельном расходе на максимальной мощности, как в аналогичном двигателе с обычным искровым зажиганием. Это достигнуто применением электронной системы управления и датчиков частоты вращения и углового положения ротора.
Класс F02B55/02 рабочие органы
Класс F01C19/04 из твердых материалов