пневматический пластинчатый двигатель

Классы МПК:F01C21/04 смазка
F01C1/344 с лопастями, движущимися возвратно-поступательно относительно внутреннего элемента
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-09-18
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к пневматическим вращательным приводам. Пневматический пластинчатый двигатель содержит ротор 2 с лопатками 3, выполненными наклонными по отношению к его радиусу, статор 1 и торцовые крышки 4 с отверстиями 6. Количество лопаток 3 равно трем. Отверстия 6 выполнены выпускными и смещены к оси вращения ротора 2 от внутренней поверхности статора 1 с образованием в собранном двигателе уступов 8, обеспечивающих циркулирующий слой смазки по внутренней поверхности статора 1 и препятствующих ее выбросу в выпускные отверстия 6. Изобретение направлено на повышение экономичности, скоростных и удельных мощностных показателей. 2 ил. пневматический пластинчатый двигатель, патент № 2375585

пневматический пластинчатый двигатель, патент № 2375585 пневматический пластинчатый двигатель, патент № 2375585

Формула изобретения

Пневматический пластинчатый двигатель, содержащий ротор с лопатками, выполненными наклонными по отношению к его радиусу, статор и торцовые крышки с отверстиями, отличающийся тем, что количество лопаток равно трем, а отверстия выполнены выпускными и смещены к оси вращения ротора от внутренней поверхности статора с образованием в собранном двигателе уступов, обеспечивающих циркулирующий слой смазки по внутренней поверхности статора и препятствующих ее выбросу в выпускные отверстия.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для привода различных машин, преимущественно для ручных шлифовальных машин со скоростными абразивными кругами.

Известны и широко распространены пневматические пластинчатые двигатели, содержащие статор с каналами подвода и отвода воздуха, в расточке которого помещен ротор с лопатками (см. книгу «Пневматические ручные машины, справочник». Г.И.Кусницын, С.Б.Зеленецкий и др., Ленинград: Машиностроение, 1968 г., стр.14, рис.1е), а также из уровня техники известен пневматический пластинчатый реверсивный двигатель FR 2614070 А, 21.10.1988, F01C 21/04.

Такие двигатели компактны, просты в изготовлении и удобны в эксплуатации. Однако при мощностях более 1 кВт частота их вращения недостаточна, особенно для привода ручных шлифовальных машин со скоростными абразивными кругами. Максимум их мощности находится на частоте вращения 4000-6000 об/мин. При дальнейшем повышении частоты вращения мощность и КПД таких двигателей быстро падают, снижая эффективность работы инструмента. Причиной этого является работа трения концов лопаток о внутреннюю поверхность статора.

В качестве прототипа принят пневматический пластинчатый реверсивный двигатель FR 2614070 А, 21.10.1988, F01C 21/04. Известный двигатель имеет ротор, статор, лопатки и крышки, прикрывающие торцы статора с обеих сторон. Для снижения работы трения концов лопаток о статор в таких двигателях вместе с рабочим воздухом периодически подается смазочное масло. Однако поступившее масло быстро выбрасывается через выпускные отверстия, расположенные на статоре, и двигатель работает с недостаточной смазкой. При этом увеличивается износ лопаток и расход воздуха, снижаются частота вращения и мощность двигателя. Кроме того, двигатель по прототипу имеет пять лопаток. Их суммарная масса также увеличивает потери на трение. В технической литературе по конструкции пневматических пластинчатых двигателей количество лопаток менее четырех не рекомендуется.

Задача, решаемая изобретением, - повышение экономичности, скоростных и удельных мощностных показателей пневматических пластинчатых двигателей.

Сущность изобретения заключается в том, что в пневматическом пластинчатом двигателе, содержащем ротор с лопатками, выполненными наклонными по отношению к его радиусу, статор и торцовые крышки с отверстиями, согласно изобретению количество лопаток равно трем, а отверстия выполнены выпускными и смещены к оси вращения ротора от внутренней поверхности статора с образованием в собранном двигателе уступов, обеспечивающих циркулирующий слой смазки по внутренней поверхности статора и препятствующих ее выбросу в выпускные отверстия. Это обеспечивает смазку и уплотнение в зоне контакта концов лопаток со статором и уплотнение в щели между ротором и статором, что снижает работу трения и расход сжатого воздуха.

Количество лопаток, равное трем, снижает суммарную массу лопаток и работу трения по сравнению с прототипом на большую величину, чем потери работы, связанные с увеличением расхода воздуха из-за увеличения наполнения межлопаточных камер при высоких частотах вращения. Наклон лопаток по отношению к радиусу ротора снижает составляющую центробежной силы от массы лопатки, действующую на статор, и также снижает работу трения лопаток о статор.

На фиг.1 изображен поперечный разрез двигателя; на фиг.2 - сечение по А-А.

Пневматический роторно-лопастной двигатель содержит статор 1 с впускным каналом 5 для подвода воздуха, ротор 2 с наклонными пазами под лопатки, лопатки 3 и торцовые крышки 4 с выпускными отверстиями 6. Впускной канал может быть образован одним или несколькими отверстиями или пазами в статоре, или в одной из крышек, а выпускное отверстие может быть выполнено только в одной из крышек.

Двигатель работает следующим образом.

При подаче сжатого воздуха через впускной канал 5 в статоре 1 ротор 2 получает вращение под действием давления воздуха на лопатки 3. Лопатки 3 при этом перемещаются возвратно-поступательно относительно пазов ротора 2 под действием центробежных сил и сил реакции, возникающих в контакте концов лопаток с внутренней поверхностью статора 1. Смазка двигателя при его использовании в ручных машинах осуществляется периодически путем заливки во впускной канал 5 небольшого количества масла. В двигателе по изобретению масло, поступившее с воздухом, осаждается на внутреннюю поверхность статора. При этом на внутренней поверхности статора 1 появляется тонкий циркулирующий слой смазки 7, длительно удерживаемый уступами 8 у выпускных отверстий в торцовых крышках 4. Это обеспечивает смазку и уплотнение в месте контакта концов лопаток 3 со статором 1, а также уплотнение в щели между ротором 2 и статором 1, что позволяет увеличить частоту вращения двигателя, его удельную мощность и экономичность.

Класс F01C21/04 смазка

роторный двигатель -  патент 2528784 (20.09.2014)
роторный двигатель -  патент 2527255 (27.08.2014)
система с текучей средой для двигателей с качающимися поршнями -  патент 2477804 (20.03.2013)
двигатель с качающимися поршнями и уплотнительной системой -  патент 2463457 (10.10.2012)
винтовая машина, система преобразования энергии и способ преобразования энергии -  патент 2453731 (20.06.2012)
роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания -  патент 2359139 (20.06.2009)
способ смазки роторной машины с внутренним зацеплением и роторная машина с внутренним зацеплением (варианты) -  патент 2286461 (27.10.2006)
способ консервации винтовых забойных двигателей -  патент 2235886 (10.09.2004)
роторный двигатель -  патент 2151880 (27.06.2000)
роторно-поршневая машина (варианты) и уплотнение поршня роторно-поршневой машины -  патент 2146009 (27.02.2000)

Класс F01C1/344 с лопастями, движущимися возвратно-поступательно относительно внутреннего элемента

Наверх