роторно-поршневая машина (варианты) и уплотнение поршня роторно-поршневой машины
Классы МПК: | F02B53/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности роторно-поршневых двигателей или двигателей с качающимися рабочими органами, обусловленные внутренним сгоранием F01C1/44 с лопастями, шарнирно соединенными с внутренним элементом F02G1/04 с замкнутым циклом F01C21/04 смазка |
Автор(ы): | Владимиров П.С. |
Патентообладатель(и): | Владимиров Порфирий Сергеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-04-09 публикация патента:
27.02.2000 |
Изобретение относится к энергетике, конкретно к роторным машинам объемного сжатия и расширения: двигателям внешнего нагрева и внутреннего сгорания, компрессорам, а также к гидромашинам - насосам и гидромоторам. В первом изобретении заявлена машина, содержащая статор с окнами газообмена и волнообразной рабочей поверхностью с четырьмя выступами и четырьмя впадинами, сопряженными с концами шестью поршней, шарнирно соединенных с ротором. В качестве второго изобретения заявлен двигатель, содержащий статор и ротор с поршнями. Вход нагреваемого тракта теплообменника-рекуператора сообщен через нагнетательный клапан с камерой сжатия, выход через клапан сообщен с камерой нагрева, а вход греющего тракта соединен с выходом камеры расширения. Камера нагрева размещена в статоре и соединена с камерой расширения через наполнительный клапан. Изобретение направлено на решение нескольких задач - уравновешивание сил давления рабочего тела, разгрузка подшипников, повышение удельной мощности машины и увеличение КПД. 3 с. и 6 з.п. ф-лы, 13 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13
Формула изобретения
1. Роторно-поршневая машина, содержащая статор с окнами газообмена и волнообразной рабочей поверхностью с выступами и впадинами, сопряженными с концами пластин-поршней, шарнирно соединенных с ротором, отличающаяся тем, что волнообразная поверхность статора выполнена с четырьмя впадинами и сопряжена с шестью поршнями. 2. Машина по п.1 в исполнении четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, отличающаяся тем, что во впадинах рабочей поверхности поочередно расположены окна газообмена и средства воспламенения. 3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что внутри ротора размещен цапфовый распределитель, соединенный через каналы в шарнирном соединении с рабочими камерами. 4. Машина по пп.1 - 3, отличающаяся тем, что в статоре выполнено соединенное с источником смазочной жидкости отверстие с подвижным шариком, выступающим над рабочей поверхностью статора и сопряженным с наклонными фасками на кромках поршней. 5. Роторно-поршневой двигатель, содержащий статор с волнообразной рабочей поверхностью, впускными и выпускными окнами, ротор-поршень с уплотнениями, камеры сжатия и расширения, камеру нагрева со средством нагрева, теплообменник-рекуператор, вход нагреваемого тракта которого сообщен через нагнетательный клапан с камерой сжатия, выход через клапан сообщен с камерой нагрева, а вход греющего тракта соединен с выходом камеры расширения, отличающийся тем, что камера нагрева размещена в статоре и соединена с камерой расширения через наполнительный клапана, а средство нагрева выполнено в виде теплообменника с внешним подводом тепла или средства воспламенения. 6. Роторно-поршневой двигатель по п.5, отличающийся тем, что нагнетательный клапан снабжен упругим элементом и дополнительным поршнем, надпоршневая полость которого сообщена со входом нагреваемого тракта рекуператора, подпоршневая полость сообщена с трактом сжатия. 7. Двигатель по пп.5 и 6, отличающийся тем, что обращенные в камеры сжатия и расширения поверхности клапанов выполнены с профилем волнообразной поверхности статора, причем клапаны снабжены фиксаторами от поворота. 8. Двигатель по пп.5 - 7, отличающийся тем, что рабочие поверхности клапанов имеют "мягкое" истираемое покрытие. 9. Уплотнение поршня роторно-поршневой машины, содержащее установленные в канавках с пружинами радиальные и торцевые пластины и штифты в стыках между ними, отличающееся тем, что штифты выполнены с расположенными в пазах поршня радиальными выступами, концы которых обработаны по контуру скругленных кромок поршней.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области энергетики, конкретнее - к роторным машинам объемного сжатия и расширения: двигателям внешнего нагрева и внутреннего сгорания, компрессорам, а также к гидромашинам - насосам и гидромоторам. Известны объемные роторные машины (Акатов Е.И. и др. Судовые роторные двигатели. Л., Судостроение, 1967 г., стр.12, рис. 2B) и (SU, авторское свидетельство 1242629 A1, кл. F 01 C 1/44, 07.07.86), содержащие корпус с внутренней цилиндрической расточкой, в котором эксцентрично установлен ротор с шарнирно закрепленными на нем криволинейными лопастями, образующими рабочие камеры, сообщающиеся с каналами для подвода и отвода рабочей среды. Указанные устройства характеризуются простотой конструкции, но имеют существенные недостатки: низкая герметичность рабочих камер в шарнирах и по торцам лопастей, большие потери на трение между корпусом и лопастями, нагруженными силами давления среды и центробежными силами, интенсивный износ, малый ресурс и низкий КПД. Из патентной литературы (DE, патент 3027208, кл. F 01 C 1/40, 08.10.81) известна роторно-поршневая машина, принятая в качестве прототипа для первого изобретения и содержащая статор с окнами газообмена и волнообразной рабочей поверхностью с выступами и впадинами, сопряженными с концами пластин-поршней, шарнирно соединенных с ротором. Из патентной литературы известен роторно-поршневой двигатель (US, патент 3872839, кл. F 02 B 53/00, 25.03.75), принятый для второго изобретения в качестве прототипа, содержащий статор с волнообразной рабочей поверхностью, впускными и выпускными окнами, ротор-поршень с уплотнениями, камеры сжатия и расширения, камеру нагрева со средством нагрева, теплообменник-рекуператор, вход нагреваемого тракта которого сообщен через нагнетательный клапан с камерой сжатия, выход через клапан сообщен с камерой нагрева, а вход греющего тракта соединен с выходом камеры расширения. Известно уплотнение поршня роторно-поршневой машины (Алексеев В.П. и др. Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа. М., Машиностроение, 1990 г., стр. 259), принятое в качестве прототипа для третьего изобретения и содержащее установленные в канавках с пружинами радиальные и торцевые пластины и штифты в стыках между ними. Задачей изобретений является уравновешивание сил давления рабочего тела, разгрузка корневых подшипников, повышение удельной мощности машины и увеличение КПД машины за счет уменьшения утечек. Технический результат в первом изобретении достигается тем, что роторно-поршневая машина содержит статор с окнами газообмена и волнообразной рабочей поверхностью с выступами и впадинами, сопряженными с концами пластин-поршней, шарнирно соединенный с ротором, при этом волнообразная поверхность статора выполнена с четырьмя впадинами и сопряжена с шестью поршнями. При использовании роторно-поршневой машины в качестве двигателя внутреннего сгорания, во впадинах рабочей поверхности поочередно расположены окна газообмена и средства воспламенения. В случае использования машины в качестве гидромашины внутри ротора может быть размещен цапфовый распределитель, соединенный через каналы в шарнирном соединении с рабочими камерами. Для подвода смазки к сопряжениям между статором и поршнями в статоре выполнено соединенное с источником смазочной жидкости отверстие с подвижным шариком, выступающим над рабочей поверхностью статора и сопряженным с наклонными фасками на кромках поршней. Технический результат во втором изобретении достигается тем, что роторно-поршневой двигатель содержит статор с волнообразной рабочей поверхностью, впускные и выпускные окна, ротор-поршень с уплотнениями, камеры сжатия и расширения, камеру нагрева со средством нагрева, теплообменник-рекуператор, вход нагреваемого тракта которого сообщен через нагнетательный клапан с камерой сжатия, выход через клапан сообщен с камерой нагрева, а вход греющего тракта соединен с выходом камеры расширения, при этом камера нагрева размещена в статоре и соединена с камерой расширения через наполнительный клапан, а средство нагрева выполнено в виде теплообменника с внешним подводом тепла или средства воспламенения. Нагнетательный клапан снабжен упругим элементом и дополнительным поршнем, надпоршневая полость которого сообщена со входом нагреваемого тракта рекуператора, а подпоршневая полость сообщена с камерой сжатия. Обращенные в камеры сжатия и расширения поверхности клапанов выполнены с профилем волнообразной поверхности статора, причем клапаны снабжены фиксаторами от поворота. Рабочие поверхности клапанов имеют "мягкое" истираемое покрытие. Технический результат в третьем изобретении достигается тем, что уплотнение поршня роторно-поршневой машины содержит установленные в канавках с пружинами радиальные и торцевые пластины и штифты в стыках между ними, при этом штифты выполнены с расположенными в пазах поршня радиальными выступами, концы которых обработаны по контуру скругленных кромок поршней. Обеспечение уравновешивания сил давления рабочего тела, разгрузка корневых подшипников в первом и втором изобретении обеспечивается соосным с корпусом расположением ротора, расположением шарнира в средней части лопасти-поршня и выпуклой формой его концов, сопряженных с волнообразной поверхностью. На фиг. 1, 2, 3 и 4 изображена роторно-поршневая машина (4-тактный ДВС) в поперечном и осевом разрезах;на фиг. 5, 6, 7 приведены варианты шарнирного соединения;
на фиг. 8 - конструкция штифта уплотнения в разрезе по В-В;
на фиг. 9 - поперечный разрез ДВС с рекуператором;
на фиг. 10 - объемная гидромашина с цапфовым распределителем;
на фиг. 11 - разрез по С-С;
на фиг. 12, 13 изображен вариант ДВС с шестью поршнями. На фиг. 1, 2 представлена роторно-поршневая машина, которую можно использовать в качестве четырехтактного ДВС. Она содержит корпус 1 с неподвижным статором 2 и крышкой 3. В корпусе на подшипниках 4 установлен ротор с кронштейнами 5, шарнирно соединенными посредством пальцев с поршнями 7 в средней части их длины. Концы поршней закруглены радиусом r, который может быть постоянным (цилиндрическая поверхность на концах) или переменным при других выпуклых поверхностях, и сопряжены с минимальным зазором с рабочей поверхностью 8 статора, которая имеет волнообразную форму с выступами и впадинами плавно изменяющейся кривизны. Поверхность 8 может быть образована различными кривыми; из соображений простоты, технологичности и оптимальных угловых ускорений качательных движений поршней предпочтительно исполнение выступов этой поверхности цилиндрическими с радиусом R. Остальные участки поверхности (впадины) определяются кинематикой механизма, т.е. движением второго конца поршня относительно статора при вращении ротора и скольжении первого конца по выступу с радиусом R (здесь и далее понятие "выступ" относится к наиболее удаленным от оси ротора участкам профиля), при этом есть возможность исполнения впадин из набора сопряженных между собой цилиндрических и плоских поверхностей. Поверхность 8 может быть как внутренней, так и внешней; в последнем варианте поршни располагаются снаружи статора. В четырехтактном двигателе число выступов (и впадин) исполняется четным, т.е. равным 2 м, 4 м, 6 м, 8 м и т.д.; во впадинах поочередно расположены впускные окна 9, выпускные 10 и средства воспламенения 11 (свеча или топливная форсунка). В двигателях с внешней рабочей поверхностью расположение газообменных окон и средств воспламенения тоже поочередное, но они расположены не во впадинах, а на выступах рабочей поверхности корпуса. Машина с внешним расположением поршней больше по массе и габаритам, но имеет некоторые преимущества; в частности, минимальный перевальный объем камер и высокие геометрические степени сжатия, простое воздушное охлаждение поршней и значительный момент инерции ротора, устраняющий необходимость в маховике. Число поршней 7 из условия размещения принимается на один или два меньше числа выступов и впадин. В первом варианте достигается наибольший рабочий объем двигателя, во втором при четном числе поршней, кратном 4 м - силовая разгрузка коренных подшипников от сил давления газа (см. фиг. 10). Поршни уплотнены по периметру установленными в канавках с волнистыми пружинами радиальными 12 и торцевыми 13 пластинчатыми уплотнениями. Четырехтактный двигатель на фиг. 3, 4, 5, 6, 7, 8 содержит центральную секцию с корпусом 14, имеющим рабочую полость овальной формы, образованной цилиндрическими и плоскими поверхностями, в которой на валу 15 с кронштейнами 16 посредством шарниров 17 установлены поршни 18 с камерами сгорания 19. В корпусе завернута свеча зажигания 20 (или топливная форсунка) и выполнены впускные и выпускные окна 21, 22. Шарниры выполнены в виде отверстий с пальцами 17. Возможно применение шарниров с пальцами 23 сегментной формы, сопряженных с подшипниками 24, или шарниров с трением качения, содержащих плоские вкладыши 25, 26 из твердого материала (например, из закаленной стали), опертые на выпуклые поверхности вкладышей 27, 28, зафиксированных в ребрах поршней. Причем боковые поверхности вкладышей скруглены радиусами r1, r2 и сопряжены с вогнутыми поверхностями окон 29, 30 в поршне. По периметру поршней установлены уплотнения, содержащие радиальные 31 и торцевые 32 пластины, размещенные в канавках и поджатые к корпусу волнистыми пружинами-расширителями 33. Стыки пластин уплотнены штифтами 34 цилиндрической формы, имеющими радиальные выступы 35, обработанные по контуру (заподлицо) закругленных концов поршней. Такое выполнение по сравнению с аналогом (Алексеев В.П. и др. Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа. М., Машиностроение, 1990 г., стр. 259) - системой уплотнения РПД схемы Ванкеля позволяет минимизировать неуплотняемые участки

- наиболее простая и технологичная форма рабочей полости, очерченная двумя элементами - радиусом и плоскостью;
- примерно вдвое ниже динамические нагрузки от колебательного движения поршней;
- полная уравновешенность радиальных сил давления рабочей среды, достигаемая при односекционном наполнении;
- минимальный пассивный (перевальный) объем камеры в ВМТ, обеспечивающий концентрацию заряда воздуха в камере сгорания (при исполнении машины в варианте ДВС), качественное и быстрое сгорание смеси с минимальной теплопередачей в поршень. На фиг. 11 изображено устройство подвода смазки к сопряжениям между статором 2 и поршнями 7, которое содержит шарики 67, ход которых ограничен гайкой 68, отверстие 69 сообщено с источником подачи смазки под давлением. Шарики выступают над рабочей поверхностью статора на величину h, равную 0,2 - 1 мм, на кромках поршней выполнена соответствующая наклонная фаска 70, которая отжимает шарики и обеспечивает подачу масла на время взаимодействия поршня с шариком. Таким образом обеспечена дозированная подача смазки на торцевые поверхности статора и затем на поверхность 8. На фиг. 12, 13 изображен вариант ДВС с шестью поршнями 71, уплотняемыми по периметру радиальными пластинами 72 и торцевыми пластинами 73, снабженными камерами сгорания 74, сопряженными посредством шарниров 75 с кронштейнами 76, которые винтами 77 неподвижно соединены с валом 78, установленным в крышке 86 на подшипниках 80. На валу закреплен маховик 81 с лопастями 82 центробежного нагнетателя, воздушный тракт которого соединен с каналами 83 в корпусе. Внутри кронштейнов 76 выполнены внутренние полости 84, которые через отверстия 85 в крышке 86 сообщены с выходом нагнетателя 82. Снаружи кронштейнов имеются внешние полости 87, сообщенные с выпускными отверстиями 88 в крышке 89. Полости 84 и 87 сообщены между собой через межреберные каналы 90. При работе двигателя (которая подобна действию двигателей на фиг. 1, 2, 3, 4) нагнетаемый крыльчаткой 82 воздух обеспечивает охлаждение корпуса в каналах 83 и параллельно через каналы 85, 84, 90, 87, 88 - охлаждение поршней и других конструктивных элементов во внутренней полости корпуса. При этом разность температур воздуха в полостях 84, 97 создает дополнительный центробежный напор, усиливающий циркуляцию и охлаждение. Целесообразно исполнение поршней с двумя камерами сгорания в каждом из них и с удвоенным количеством форсунок, разнесенных по длине корпуса.
Класс F02B53/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности роторно-поршневых двигателей или двигателей с качающимися рабочими органами, обусловленные внутренним сгоранием
Класс F01C1/44 с лопастями, шарнирно соединенными с внутренним элементом
Класс F02G1/04 с замкнутым циклом