гофрированное гибкое ограждение узла сочленения транспортного средства и способ его изготовления
Классы МПК: | B60D5/00 Переходные соединения для сцепленных транспортных средств, например типа гармошки |
Автор(ы): | Гусев А.И., Хохлов В.В., Гнусарев О.И., Жохов В.П. |
Патентообладатель(и): | Научно-производственное объединение "Ярославрезинотехника" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-06-15 публикация патента:
30.12.1994 |
Использование: для изготовления гофрированных гибких ограждений узла сочленения транспортных средств. Сущность изобретения: гофрированное гибкое ограждение выполняется из полотнища эластичного материала, длина которого равна периметру ограждения, а ширина - суммарной ширине ребер, и имеет угловые переходные участки, выполненные с раздвоением выступов до пересечения их с ближайшими линиями впадин. Способ изготовления включает разметку полотнища, раскрой заготовок ребер, наклейку на целиковое полотнище с образованием линий перегиба, вулканизацию и формирование ограждения. 2 с., 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Формула изобретения
1. Гофрированное гибкое ограждение узла сочленения транспортного средства, содержащее торцы, выполненные соответствующими форме торцевых частей транспортного средства, а также соединенные между собой верхний, нижний, боковые и переходные угловые участки, выполненные гофрированными из полотнища эластичного материала, отличающееся тем, что на полотнище расположены заготовки ребер, кромки двух соседних из которых соединены между собой и образуют последовательно расположенные впадины и выступы гофр, причем выступы, расположенные на переходных угловых участках, выполнены раздваивающимися с пересечением каждой линии выступов с ближайшими линиями впадин в точках перегиба линии впадин, при этом периметры сечений, образованных вертикальными плоскостями, проходящими по выступам и впадинам нижних и верхних участков гибкого ограждения, одинаковы. 2. Способ изготовления гофрированного гибкого ограждения узла сочленения транспортного средства, включающий раскрой заготовок ребер, формирование из них выступов и впадин гофр, отличающийся тем, что на полотнище эластичного материала выполняют разметку линий перегиба впадин и выступов, производят раскрой заготовок ребер верхнего, нижнего, боковых и переходных угловых участков гибкого ограждения, наклеивают на одну из сторон полотнища заготовки ребер на расстоянии от линии перегиба, равным 1 - 2 толщины материала полотнища, затем осуществляют вулканизацию полотнища в сборе с заготовками ребер, после вулканизации перегибают полотнище по линиям перегиба с образованием гофр и окончательно формируют гибкое ограждение закреплением, например, прошивкой отдельных зон по всем участкам выступов и впадин ограждения. 3. Способ по п. 2, отличающийся тем, что полотнище подают из рулона, накладывают на него заготовки ребер на ленте конвейера, вулканизацию производят в непрерывном вулканизаторе при наличии опрессовочной бесконечной ленты с резиновой обкладкой, а затем полотнище разрезают поперек на отдельные отрезки, равные по длине периметру гофрированного гибкого ограждения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к конструкциям гофрированных гибких ограждений узла сочленения транспортных средств (троллейбусов, автобусов, трамваев и др. ) и к способам изготовления резино-тканевых изделий, представляющих собой оболочку с гофрированными стенками в виде гармошки, профиль которой соответствует профилю кузова сочлененного транспортного средства. Известны применяемые на практике конструкции гибкого ограждения ведущих в данной области фирм Hubner Gummi und Kunststоff GmBH, ФРГ, и Taurus Cumiipari Vallat, ВНР, (для автобусов "Икарус" состоят из одной или нескольких одинаковых секций (типа гармошки) из эластичного материала, каждая из которых закреплена торцевыми стенками на кузове транспортного средства и поворотной раме. Такое гибкое ограждение предназначено для защиты зоны сцепки кузовов сочлененного транспортного средства от попадания пыли и атмосферных осадков, и оно подвергается в процессе эксплуатации многократному растяжению и сжатию при движении транспортного средства. Аналогичная конструкция гофрированного гибкого ограждения является наиболее близким решением к предлагаемому и может быть принята в качестве прототипа. Эта конструкция гофрированного гибкого ограждения, профиль которой соответствует профилю торца кузова транспортного средства, состоит из верхних, нижних, боковых и угловых переходных участков, гофры которых образованы из расположенных на расстоянии друг от друга ребер по всему периметру гибкого ограждения, равных по размеру высоте гофр. Соединенные между собой кромки двух соседних ребер образуют по ширине гибкого ограждения последовательно выступы и впадины. В каждой вертикальной плоскости, проведенной через выступы верхних и нижних участков, расположены и выступы боковых и угловых переходных участков, а в каждой вертикальной плоскости, проведенной через впадины верхних и нижних участков, расположены впадины боковых и угловых переходных участков. Периметр гибкого ограждения по выступам больше, чем периметр по впадинам, вследствие чего образуется объемная гофрированная форма гибкого ограждения, которую не представляется возможным развернуть в одну плоскость. Обеспечить объемную гофрированную форму представляется возможным только при использовании объемных форм или при последовательной сборке из отдельных заготовок эластичного материала. Известен способ изготовления секций гофрированного гибкого ограждения узла сочленения транспортных средств путем жидкого формования из пластических масс, предпочтительно полиуретана, на специальных прессах с использованием крупногабаритных пресс-форм и термостатов. Данный способ требует сложного дорогостоящего оборудования, использование его нецелесообразно из-за сложной и трудоемкой технологии изготовления, высокой себестоимости и недостаточного срока службы гибкого ограждения. Цель изобретения - создание конструкции гофрированного гибкого ограждения узла сочленения транспортных средств и способа его изготовления, отличающихся простотой изготовления, низкой трудоемкостью и обеспечивающих достижение эстетических характеристик гибкого ограждения и надежность его в эксплуатации. Поставленная цель достигается тем, что гофрированное гибкое ограждение узла сочленения транспортных средств, профиль которого соответствует профилю торца кузова транспортного средства, включает верхний, нижний, боковые и переходные угловые участки, гофры которых образованы из расположенных на расстоянии друг от друга ребер, равных по размеру высоте гофр. Соединенные между собой кромки двух соседних ребер образуют по ширине гибкого ограждения последовательно выступы и впадины. Отличительные признаки от прототипа: гофрированное гибкое ограждение выполнено из полотнища эластичного материала, длина которого равна периметру гофрированного гибкого ограждения, а ширина - суммарной высоте ребер, причем переходные угловые участки выполнены по выступам от точек перехода верхних и нижних участков к боковым и от точек перехода выступов от боковых участков к верхним и нижним с раздвоением выступов до пересечения их с ближайшими линиями впадин и с образованием между раздвоенными выступами от этих точек каждого переходного углового участка впадин с сохранением одинаковых периметров в сечениях вертикальными плоскостями, проходящими по выступам и впадинам нижних и верхних участков гофрированного гибкого ограждения. Способ изготовления гофрированных гибких ограждений включает такие общие признаки, единые для прототипа и для предлагаемого решения, как раскрой заготовок ребер и формирование из них выступов и впадин гофр гофрированного гибкого ограждения. Отличительные признаки предлагаемого способа: заготовки ребер гофр верхнего, нижнего и боковых участков гибкого ограждения из эластичного материала наклеивают на одну сторону полотнища эластичного материала, длина которого равна периметру контура гофрированного гибкого ограждения, а ширина равна суммарной высоте ребер, по предварительно выполненной продольной разметке линий перегиба впадин и выступов на нем с расстоянием от линий перегиба, равным 1-2 толщины S материала полотнища; на полотнище, имеющем также разметку и контуров угловых переходных участков в виде линий перегибов, определяемых соединением перехода выступов верхних и нижних участков в боковые и точек перехода выступов от боковых участков к верхним и нижним, а также точек перехода линий впадин верхних и нижних участков в боковые и точек перехода линий впадин от боковых участков к верхним и нижним наклеивают заготовки ребер угловых участков в виде многоугольников по контуру, ограниченному указанными линиями с расстоянием от этих линий, равным также 1-2 толщинам S применяемого эластичного материала полотнища; после вулканизации (подпрессовки) собранное полотнище с заготовками ребер перегибают вдоль полотнища по промежуткам между приклеенными заготовками ребер с образованием выступов и впадин верхнего, нижнего и боковых участков гофрированного гибкого ограждения, а между точками перехода выступов верхних и нижних участков в боковые и между точками перехода выступов боковых участков к верхним и нижним в каждом переходном угловом участке образуют впадины и заканчивают формирование гибкого ограждения закреплением, например прошивкой отдельных зон по всем участкам гибкого ограждения. С целью повышения производительности труда при изготовлении гофрированных гибких ограждений в одном из вариантов заготовки ребер наклеивают на полотнище, подаваемое из рулона на ленте конвейера, собранное с заготовками ребер полотнище подают на опрессовку и вулканизацию в непрерывный вулканизатор с опрессовочной бесконечной лентой с резиновой обкладкой, затем полотнище разрезают поперек на отдельные отрезки, равные по длине периметру гофрированного гибкого ограждения. Соединение концов каждого отрезка по всей ширине ограждения осуществляется при монтаже его на транспортном средстве. На фиг. 1 изображено гофрированное гибкое ограждение в рабочем состоянии, вид с торца; на фиг.2 - то же, вид сбоку с частичным разрезом; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.5 - разрез В-В на фиг.2; на фиг.6 - развертка на плоскости полотнища гибкого ограждения; на фиг.7 - разрез Г-Г на фиг.6. Гофрированное гибкое ограждение узла сочленения транспортных средств, профиль которого соответствует профилю торца кузова транспортного средства состоит из верхнего 1, нижнего 2, боковых 3 и переходных угловых участков 4 и 5, гофры которых образованы из расположенных на расстоянии друг от друга ребер 6, равных по размеру высоте гофр. Соединенные между собой кромки двух соседних ребер 6 образуют по ширине гибкого ограждения последовательные выступы 7 и впадины 8, выполнено из полотнища эластичного материала 9, длина которого равна периметру гофрированного гибкого ограждения, а ширина суммарной высоте ребер. Верхний участок гибкого ограждения по каждому из выступов до перехода в угловые ограничен точками а, б, нижний - точками в,г, боковые участки до перехода их в угловые ограничены точками д,е. Верхний участок на каждой впадине до перехода в угловые ограничен точками ж,и; нижний - точками к,л. Боковые участки до перехода их в угловые ограничены точками к,м и л,н. Переходные угловые участки 4,5 выполнены по выступам от точек перехода верхних а,б и нижних участков в,г в боковые и от точек е перехода выступов от боковых участков к верхним и нижним д с раздвоением выступов до пересечения их с ближайшими линиями впадин (для верхних участков в точках ж,и; нижних участков в точках к,л; для боковых в точках к,м и л,н) и с образованием между раздвоенными выступами от этих точек каждого углового переходного участка впадин с сохранением одинаковых периметров в сечениях вертикальными плоскостями, проходящими по выступам и впадинам верхних и нижних участков гофрированного гибкого ограждения. В других вариантах исполнения гофрированного гибкого ограждения узла сочленения транспортных средств угловые переходные участки 4,5 могут быть выполнены одинаковыми. Конфигурация угловых переходных участков гибкого ограждения в зависимости от формы транспортного средства, жесткости применяемого материала и других факторов может быть выполнена скашиванием двумя плоскостями, как угловой переходный участок 5 или тремя плоскостями, как угловой переходный участок 4, а также возможно скашивание одной плоскостью. Способ изготовления гофрированного гибкого ограждения предложенной конструкции выполняется следующим образом: на одну сторону полотнища эластичного материала 9, например прорезиненной ткани на основе капроновой ткани ТК-80р с резиновым покрытием на основе хлоропренового каучука, длина которого равна периметру контура гофрированного гибкого ограждения, а ширина равна суммарной высоте ребер наносят продольную разметку линий перегиба выступов 7 и впадин 8, отмечая точки по линиям перегиба выступов для верхнего участка а,б, нижнего участка в,г, боковых участков д,е, а по линиям перегиба впадин точки для верхнего участка ж,и, нижнего участка, к,л, боковых участков к,м, и л,н и соединяют точки к с точками в,д, точки е с точками м,н, точку а с точками к, точку б с точками и, точки л с точками д,г для обозначения линий перегиба выступов и впадин для переходных угловых участков. Раскраивают заготовки ребер в виде многоугольников 10 верхнего участка 4,11 для углового переходного участка 4 из эластичного материала, например аналогичного материалу полотнища 9. Размеры заготовок ребер по всему контуру выбираются меньше на 1-2 толщины S применяемого материала, чем размеры разметки соответствующего участка на полотнище. Наклеивают заготовки ребер в пределах зоны разметки соответствующего участка на основном полотнище с расстоянием от линий перегиба равным 1-2 толщинам S применяемого материала. Собранное полотнище с заготовками ребер вулканизируют и перегибают по промежуткам между наклеенными заготовками ребер с образованием выступов и впадин. Монтируют металлический трос 12 и фиксируют перегиб, например прошивкой 13. Для увеличения производительности заготовки ребер могут наклеивать на полотнище, подаваемое из рулона. Затем полотнище подают на опрессовку и вулканизацию в непрерывный вулканизатор с опрессовочной бесконечной лентой с резиновой обкладкой. После этого полотнище разрезают в поперечном направлении на отрезки, равные по длине периметру ограждения. Монтаж ограждения производится по всему периметру при помощи металлических тросов, располагаемых в специальных пазах на транспортном средстве.Класс B60D5/00 Переходные соединения для сцепленных транспортных средств, например типа гармошки