взлетно-посадочная полоса
Классы МПК: | E01C9/08 временные дорожные покрытия |
Патентообладатель(и): | Лищук Петр Никифорович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1988-12-05 публикация патента:
27.03.1995 |
Сущность изобретения: во взлетно-посадочной полосе покрытие выполнено в виде железобетонного корпуса, в котором на опорном стане установлена валиковая дорожка, валики которой имеют боковую поверхность в виде катеноида и установлены поперек полосы на прикрепленных к корпусу подшипниковых опорах. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА, включающая основание и покрытие, отличающаяся тем, что, с целью повышения устойчивости летательного аппарата и улучшения взлетно-посадочных характеристик полосы, покрытие выполнено в виде железобетонного корпуса, в котором на опорной станине установлена валиковая дорожка, валики которой имеют боковую поверхность в виде катеноида и установлены поперек полосы на прикрепленных к корпусу подшипниковых опорах. 2. Взлетно-посадочная полоса по п.1, отличающаяся тем, что валики соединены одним концом через муфту с электродвигателями, причем электродвигатели смежных валиков расположены по разные стороны полосы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при устройстве взлетно-посадочной полосы (ВПП) для летательных аппаратов с шасси лыж. Известна конструкция взлетно-посадочной полосы со снеговым покрытием для летательных аппаратов с шасси лыж. Недостатком известных (ВПП) является то, что их строительство и эксплуатация возможны только в зимних условиях, и при взлете летательные аппараты преодолевают по снегу значительную силу трения. Известна конструкция валиковых устройств для перемещения по ним различных предметов (Лысяков А. Г. Вспомогательное оборудование для перемещения грузов. М.: Машиностроение, 1977, с. 49). Недостатком валиковых устройств для перемещения грузов является то, что валики имеют цилиндрическую форму, позволяющую смещать предметы в стороны. В валиковых дорожках отсутствуют промежуточные опорные точки, что ограничивает перемещение объемных тяжелых предметов. Перемещение грузов осуществляется под действием тянущих (толкающих) сил или собственного веса тела с учетом наклонного устройства валиковой дорожки без принудительного вращения валиков. Устройство валиковых дорожек известно как функционально самостоятельный объект, но в сочетании, в частности, с самолетом проявляет новую функциональность, т. е. используется по неизвестному для нее назначению как взлетно-посадочная полоса. Наиболее близким к данному изобретению техническим решением является площадка для аварийного торможения летательного аппарата, включающая двухслойную конструкцию, нижний слой которой является основанием, а верхний слой - деформируемым покрытием (Авт. св. N 1029659, кл. Е 01 C 9/00, 1981). Недостатком такой конструкции является то, что она предусматривает лишь торможение летательного аппарата, исключает возможность использовать ее как взлетную полосу и устраивается вне зоны взлетно-посадочной полосы. Целью изобретения является повышение устойчивости летательного аппарата и улучшение взлетно-посадочных характеристик полосы. Поставленная цель достигается тем, что ВПП состоит из основания и валикового вращательного покрытия. Это придает летательным аппаратам с шасси лыж устойчивое положение на ВПП, предотвращает смещение в стороны за счет боковой поверхности валиков в виде катеноида, делает возможными взлет и посадку летательных аппаратов с шасси лыж в условиях отсутствия снежного покрова; увеличивает грузоподъемность самолетов за счет увеличения скорости разбега и уменьшения сил трения при взлете. Улучшение посадочных характеристик полосы осуществляется за счет возможности устройства тормозов, гасящих вращение валиков при движении по ВПП летательных аппаратов. На фиг. 1 изображена схема взлетно-посадочной полосы; на фиг. 2 - боковая поверхность валика в виде катеноида, соединенного через муфту с электродвигателем; на фиг. 3 - валиковая дорожка ВПП. В железобетонном корпусе 1 устраивается валиковая дорожка 2 взлетно-посадочной полосы, причем для устойчивости летательного аппарата 8 на ВПП валики выполнены в виде катеноида и установлены поперек полосы на подшипниках 3 опорной станина 4 на прикрепленных к корпусу подшипниковых опорах 5. Валики взлетно-посадочной полосы соединены одним концом через муфту 7 с электродвигателем 6, причем электродвигатели смежных валиков расположены по разные стороны полосы. При движении летательного аппарата по ВПП валиковая дорожка приводится во вращательное движение как за счет тяги воздушного судна, так и за счет принудительного вращения валиков при помощи электродвигателей. Обратное вращение полосы при необходимости приводится путем перемены фаз электродвигателей. Диаметр валиков ВПП подбирается в зависимости от длины и прогиба лыж летательного аппарата. Предложенное устройство валиковой ВПП может быть широко использована при строительстве аэродромов для летательных аппаратов с шасси лыж, взлет и посадка которых может осуществляться в условиях отсутствия снежного покрова и стесненной по длине местности. Использование валиковых ВПП целесообразно для воздушных судов, следующих по маршрутам из теплых районов в районы со снежным покрытием, а также для эксплуатации их на кораблях и в других стесненных условиях. Устройство валиковых ВПП открывает перспективную область тяжелого самолетостроения, что, в свою очередь, сокращает парк самолетов и разгружает воздушные авиалинии, а также заменяет в самолетостроении быстроизнашивающиеся шины на лыжи, требующие меньшего ухода при эксплуатации.Класс E01C9/08 временные дорожные покрытия