способ контроля остойчивости судна

Классы МПК:B63B39/14 для определения крена или периода качки 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Нечаев Юрий Иванович
Приоритеты:
подача заявки:
1990-08-06
публикация патента:

Использование: в судостроении, для контроля остойчивости судна в условиях эксплуатации. Сущность изобретения: измеряют период бортовой качки, осадку носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна, период колебательного движения судна относительно поперечной центральной оси и напряжения, действующее на миделе в контролируемом сечении по правому и левому бортам верхней палубы. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности оценки безопасности эксплуатации судна, дополнительно измеряют период колебаний судна относительно поперечной центральной оси и напряжения, действующие по бортам верхней палубы в плоскости миделя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам контроля остойчивости судна в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании навигационных экспертных систем.

Известен способ контроля устойчивости, основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, при вычислении которой дополнительно измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении. Недостаток способа низкая достоверность контроля безопасности судна в экстремальных ситуациях, особенно при резкой качке и интенсивных динамических нагрузках на корпус судна.

Цель изобретения повышение достоверности оценки безопасности эксплуатации судна.

Сущность изобретения: дополнительно измеряют период колебаний судна относительно поперечной центральной оси и напряжения, действующие по обеим бортам верхней палубы в плоскости миделя.

На фиг. 1 представлена структурно-функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ; на фиг. 2 схема выбора оптимального курсового угла.

Способ контроля остойчивости судна осуществляют следующим образом.

Измеряют курсовой угол волны, скорость судна, осадки носом и кормой и одновременно производят регистрацию периодов колебаний судна относительно продольной и поперечной центральных осей и напряжения, действующие по бортам верхней палубы в плоскости миделя.

По данным измерений устанавливают:

водоизмещение, кажущийся период и фактическую метацентрическую высоту и производят оценку ситуации путем сопоставления фактических показателей остойчивости, качки и прочности с допустимыми значениями по условиям:

h<h, способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370>способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370кр, способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370W, (1) где hкр критическая метацентрическая высота;

способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 и способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370кр фактическое и допустимое напряжения; W=(0,7-1,3) способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 или (0,7-1,3) способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370; способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 и способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 периоды бортовой и килевой качки судна;

область допустимого изменения курсового угла волны способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370доп= способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 способ контроля остойчивости судна, патент № 203337015о, внутри которой выделяют зоны неблагоприятных курсовых углов, определенных условиями (1);

метацентрическую высоту h(способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370), действующие напряжения способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 (способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370) и полное гидродинамическое сопротивление R(способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370) в диапазоне способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370доп

способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370, (2) где f1(способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370)=а12 способ контроля остойчивости судна, патент № 203337023 способ контроля остойчивости судна, патент № 203337034 способ контроля остойчивости судна, патент № 203337045способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 56способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 6;

f2(способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370)=b1способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 2+b2способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 3+b3способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 5+b4 способ контроля остойчивости судна, патент № 20333706+b5 способ контроля остойчивости судна, патент № 20333707+

+b6способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 9;

f3( способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370)=c1способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370* +с2(способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370*)3+c3(способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370*)4+ с4(способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370*)5+

+ с5(способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370*)66(способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370*)9способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370[1+f(способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370R)][1+f(способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370q)] а1=-0,13, а2=-0,29, а3=0,50, а4=-0,10, а5=0,006, а6=-0,002; b1=-1,58, b2=1,03, b3=-0,061, b4=-0,03, b5=0,013, b6=-0,00027; c1=3,34, c2=-2,60, c3=0,54, c4=0,19, c5=0,0402, c6=-0,0048; способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370=0 соответствует движению судна на попутном волнении, а способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370*=0 на встречном волнении; при способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370*= 3 способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370/2- способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 f3(способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370)=f3(способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370*=3 способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370/2)=const; способ контроля остойчивости судна, патент № 20333701 и способ контроля остойчивости судна, патент № 20333702 напряжения от общего изгиба корпуса на волнении, установленные при положении судна вразрез волнам и лагом к волнению; f(способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370R)=3(способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370R-0,9); способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370R=(1,2-0,1 способ контроля остойчивости судна, патент № 20333701/2)-(2,9 способ контроля остойчивости судна, патент № 20333701/2-1,9)Fr; Fr= V/(gL)1/2; g ускорение свободного падения; L длина судна; f(способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370q)= -1,05q*+0,78(q*)2; q*=q-0,3; q=qo(10h3%/L); qo=1,0 для развитого, qo= 0,7 для развивающегося и qo=1,5 для волнения зыби; h3% высота волны 3%-ной обеспеченности; Rо сопротивление судна на тихой воде; способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 R дополнительное сопротивление на встречном волнении; способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 коэффициент полноты ватерлинии;

оптимальные значения курсового угла способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370орt и скорости судна Vорt, соответствующие минимуму полного гидродинамического сопротивления на участке способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370доп (при отсутствии указанного минимума принимают наименьшую величину сопротивления за пределами выделенных по условиям (1) зон неблагоприятных курсовых углов), где Vopt=V+ способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 V; V скорость; способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 V=[(R/R*)1/3-1] приращение скорости, вызванное снижением сопротивления; R и R* значения сопротивления при курсовых углах способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370 и способ контроля остойчивости судна, патент № 2033370opt.

Устройство содержит датчики курсового угла 1 и скорости судна 2, значения которых вводят в ЭВМ 10 с помощью дисплея 11, датчики периодов колебательного движения судна относительно продольной 3 и поперечной 4 центральных осей, датчики 5 и 6 давлений, характеризующие осадки судна носом и кормой, датчики напряжений по правому 7 и левому 8 бортам верхней палубы в плоскости миделя, сигналы от которых поступают на вход программно-управляющего модуля 9 преобразования исходной информации и ввода ее в ЭВМ 10 с цветным графическим дисплеем 11 и принтером 12.

Класс B63B39/14 для определения крена или периода качки 

автоматизированная система кренования судна -  патент 2522671 (20.07.2014)
способ контроля непотопляемости судна -  патент 2518374 (10.06.2014)
устройство для определения углов крена и дифферента подвижных объектов -  патент 2486098 (27.06.2013)
способ прогнозирования движения объекта швартовки -  патент 2459742 (27.08.2012)
способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении -  патент 2455190 (10.07.2012)
устройство для измерения угла крена или дифферента плавучего средства на волнении -  патент 2440912 (27.01.2012)
способ контроля остойчивости судна -  патент 2405712 (10.12.2010)
устройство для измерения угла крена или дифферента плавучего средства на волнении -  патент 2277057 (27.05.2006)
способ контроля остойчивости и скорости судна -  патент 2259301 (27.08.2005)
способ прогнозирования фазового состояния судна -  патент 2221726 (20.01.2004)
Наверх