способ определения коэффициентов модели инструментальных погрешностей навигационной системы
Классы МПК: | G01C19/34 для индикации направления в горизонтальной плоскости, например гироскопы направленного действия |
Автор(ы): | Попов В.Н., Ветров В.Н., Беркович С.Б., Чернышев С.Е. |
Патентообладатель(и): | Серпуховское высшее военное училище ракетных войск им.Ленинского комсомола |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-07-20 публикация патента:
27.11.1995 |
Использование: в точном приборостроении, в любых навигационных системах, содержащих датчики первичной навигационной информации. Сущность изобретения: с целью сокращения времени на выполнение операции определения коэффициентов равномерно перемещают блок ЧЭ из одного фиксированного положения в другое, измеряют в промежутке между этими положениями n значения ускорений и угловых скоростей как с помощью блока ЧЭ, так и независимым путем, умножают измеренные с блока ЧЭ значения ускорений и угловых скоростей самих на себя и друг на друга для получения квадратов и кубов ускорений и их перекрестных значений в соответствии с принятой моделью погрешностей, умножают полученные значения ускорений, угловых скоростей и их произведений на коэффициенты модели погрешностей, формируют суммарную погрешность модели, вычисляют независимые суммарные погрешности, находят разность этих погрешностей и используют ее для вычисления новых значений коэффициентов. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ МОДЕЛИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ПОГРЕШНОСТЕЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ, основанный на вычислении значений коэффициентов, отличающийся тем, что коррекцию значений коэффициентов осуществляют путем равномерного перемещения блока чувствительных элементов из одного фиксированного положения в другое, одновременно осуществляя измерение действующих на блок чувствительных элементов значений ускорений и угловых скоростей в дискретные моменты времени, умножение измеренных значений ускорений и угловых скоростей самих на себя и друг на друга в соответствии с принятой моделью погрешностей, умножение полученных значений ускорений, угловых скоростей и их произведений на коэффициенты модели погрешностей, суммирование полученных произведений в соответствии с принятой моделью погрешностей, измерение углов поворота блока чувствительных элементов, вычисление в каждый дискретный момент времени независимых значений угловой скорости и ускорения по измерительным осям, вычисление независимых суммарных погрешностей навигационной системы путем вычитания из значений ускорений и угловых скоростей, полученных с блока чувствительных элементов, значений ускорений и угловых скоростей, полученных независимым путем, вычитание вычисленных независимых суммарных погрешностей из значений погрешностей, полученных в соответствии с принятой моделью погрешностей, вычисление новых значений коэффициентов.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано в любых навигационных системах, содержащих датчики первичной навигационной информации. Известен способ определения коэффициентов модели погрешностей, основанный на равномерном вращении блока ЧЭ в плоскостях, содержащих компоненты вектора ускорения силы тяжести, измерении ускорения акселерометрами в дискретные моменты времени, вычислении коэффициентов. Наиболее близким к предлагаемому является способ, основанный на осуществлении последовательности разворотов блока ЧЭ в требуемые фиксированные положения, измерении ускорения акселерометрами в этих положениях, вычислении значений коэффициентов модели погрешностей. Однако для определения коэффициентов модели необходимо совершать разворот блока ЧЭ в n фиксированных положений (n


Гиростабилизированная платформа с блоком ЧЭ или блок ЧЭ бесплатформенной навигационной системы на специальном поворотном столе совершает разворот из одного фиксированного положения в другое. В процессе осуществления равномерного перемещения блока 1 ЧЭ в дискретные моменты времени измеряют значения ускорений Wх и угловых скоростей



С1Wх, С2Wх2, С3Wх2,
С4



Z


Полученная суммарная погрешность поступает на первый вход второго сумматора 5, на второй вход которого поступают независимо вычисленные значения суммарных погрешностей гироскопов и акселерометров. Вычисление этих суммарных погрешностей выполняется следующим образом. При равномерном перемещении платформы из одного фиксированного положения в другое измеряют углы поворота платформы в каждый дискретный момент времени, вычисляют в эти моменты времени независимые значения угловой скорости и ускорения


















В ряде случаев предполагается, что коэффициенты модели постоянны, т.е. их можно определить один раз и далее считать неизменными. Однако это характерно для систем навигации, работающих одну или несколько десятков минут. Для навигационных систем, работающих в течение нескольких часов в большом диапазоне угловых скоростей и ускорений, что особенно характерно для бесплатформенных систем навигации, установленных на высокодинамичных, маневренных объектах, например самолетах, считать коэффициенты неизменными нельзя. Они являются функцией ускорений, угловых скоростей, изменения температуры внутри ДПНИ. Поэтому необходимо периодически уточнять коэффициенты модели погрешностей (1). Структура процесса формирования оценки погрешности вида (1) на выходе ДПНИ может быть представлена на (K+1) шаге в виде









С

Н(К+1) матрица наблюдений, составленная из ускорений, угловых скоростей и их произведений самих на себя и друг на друга соответственно. H(k+1)













Представление (2) позволяет построить модель линейную по оцениваемым коэффициентам. Однако в этом случае матрица наблюдений меняется на каждом такте оценки коэффициентов. Подстройку коэффициентов С(К+1) можно выполнить, применяя достаточно простые градиентные процедуры, основанные на задании среднеквадратической функции потерь вида
M[



Z(k) суммарная погрешность, полученная независимым путем по данным, определенным с высокой точностью в месте проведения операции по уточнению коэффициентов калибровки (с известными g и

М[

Она минимизируется относительно коэффициентов С(k). Оптимальный вектор коэффициентов может быть определен как путем решения уравнения Винера-Хопфа, так и используя МНК. Однако особенность навигационной системы в том, что невозможно получить ансамбль реализации для вычисления дисперсии, приходится работать с единичной реализацией, получаемой на выходе блока ЧЭ. В этом случае для уточнения коэффициентов целесообразно использовать алгоритм Impoy дл мгновенного значения дисперсии (3)
C(k+1) C(k) + 2






WxН go .sin











Класс G01C19/34 для индикации направления в горизонтальной плоскости, например гироскопы направленного действия