авиагоризонт

Классы МПК:G01C19/34 для индикации направления в горизонтальной плоскости, например гироскопы направленного действия 
Патентообладатель(и):Староверов Николай Евгеньевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-02-08
публикация патента:

Изобретение относится к авионике и может быть использовано в авиагоризонтах. Техническим результатом является повышение безопасности летного состава. Авиагоризонт содержит гироскоп и электронные блоки. На панели прибора или на штурвале расположены светящиеся стрелки двух или трех цветов, управляемые пороговым блоком измерения величины отклонения или управляемые генератором типа «бегущие огни» с изменяемой скоростью бега. Пороговый блок выполнен на стабилитронах. Генератор типа «бегущие огни» с изменяемой скоростью бега выполнен на варикапах. Также авиагоризонт содержит блок формирования на многофункциональном индикаторе стрелок двух или трех цветов. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил. авиагоризонт, патент № 2428657

авиагоризонт, патент № 2428657

Формула изобретения

1. Авиагоризонт, содержащий гироскоп и электронные блоки, отличающийся тем, что имеет на панели прибора или на штурвале светящиеся стрелки двух или трех цветов, управляемые пороговым блоком измерения величины отклонения, или содержит там же стрелки, управляемые генератором типа «бегущие огни» с изменяемой скоростью бега.

2. Авиагоризонт по п.1, отличающийся тем, что пороговый блок выполнен на стабилитронах.

3. Авиагоризонт по п.1, отличающийся тем, что генератор типа «бегущие огни» с изменяемой скоростью бега выполнен на варикапах.

4. Авиагоризонт, содержащий гироскоп и электронные блоки, отличающийся тем, что имеет блок формирования на многофункциональном индикаторе стрелок двух или трех цветов, управляемых пороговым блоком измерения величины отклонения, или имеет генератор типа «бегущие огни» с изменяемой скоростью бега, подающий сигнал на упомянутый блок формирования видеосигналов на многофункциональном индикаторе.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авионике.

Известны авиагоризонты двух систем индикации: американская система, где символ самолета неподвижен, а отклоняется изображение земли, показывая ее истинное положение; и российская система, где отклоняется символ самолетика, показывая его положение относительно земли. См. патент СССР № 1801202 или RU 2207514 C1.

Достоверно известно, что причиной нескольких авиакатастроф послужило неадекватное рефлекторное восприятие летчиками авиагоризонта американской системы. Но и восприятие авиагоризонта российской системы в критической стрессовой ситуации при часто имеющих место ложных ощущениях вестибулярного аппарата также затруднено вследствие необходимости анализа его показаний.

Данное изобретение устраняет недостатки обеих систем.

Большинство современных авиагоризонтов предназначено для подачи электрического сигнала на многофункциональный индикатор параметров полета, который отображает состояние летательного аппарата по тангажу и крену на дисплее. Для этого прибор содержит преобразователи отклонений гироскопа в соответствующий электрический сигнал.

Сущность изобретения в том, что данный авиагоризонт по сравнению с ними дополнительно содержит блоки определения знака отклонения /+ или -/ каждого из параметров /например, диодные/, сигнал с которых, при необходимости усиленный, подается на устройства визуальной /на дисплей/ или световой индикации /светодиоды в виде стрелок/. Сигнал на дисплее может быть сформирован в виде стрелок, показывающих нужное движение штурвалом и нарисованных компьютером многофункционального индикатора в специально предназначенных для этого "окнах" на дисплее.

При отклонении самолета по тангажу или по крену в окнах появляются стрелки, показывающие, куда отклонять рукоятку управления или штурвал /далее "штурвал"/. Таким образом, действия летчика по выводу самолета в нормальное положение упрощаются - он сдвигает штурвал в направлении стрелок и ждет, пока они не покажут нейтральное положение.

Светодиоды в виде стрелок могут быть расположены на панели, а могут быть расположены непосредственно на штурвале, что облегчает действия летчика до предела.

Указанные блоки, как любой прибор, будут иметь зону нечувствительности, что даже хорошо, т.к. позволит избежать утомляющего мигания стрелок при небольших колебаниях самолета в полете.

Возможны нижеперечисленные все более совершенные варианты авиагоризонта.

Прибор дополнительно содержит одно- или многоступенчатый пороговый блок измерения величины отклонения параметров /например, стабилитронный/ с отдельной индикацией каждого уровня сигнала. Т.е. сначала загорается маленькая зеленая стрелка, затем средняя желтая и затем большая красная.

Прибор содержит аналоговый измеритель величины отклонения /например, обычный усилитель/, который выдает аналоговый сигнал на устройства визуальной или световой аналоговой индикации. Т.е., например, меняется яркость свечения светодиодов или меняется длина стрелки на экране многофункционального дисплея.

Прибор содержит блок формирования бегущего сигнала /например, генератор типа "бегущие огни"/. Т.е. при отклонении тангажа или крене на экране или на штурвале появляются бегущие цепочкой в нужную сторону стрелки.

Прибор по предыдущему варианту может дополнительно содержать блок /например, варикапный/ изменения скорости бегущего сигнала. Т.е. при увеличении отклонения параметра стрелки бегут быстрее. Возможна комбинация вариантов, например стрелки меняют яркость, цвет, длину и ускоряют бегущее движение.

Для большинства случаев достаточно одноступенчатой /т.е. двухуровневой/ индикации из 4-х маленьких зеленых и 4-х больших красных стрелок, расположенных на штурвале или рукоятке.

На прилагаемом чертеже изображена блок-схема авиагоризонта, где 5 - основной прибор с преобразователями отклонения гироскопа в электрические сигналы крена и тангажа, 6 - блоки определения знака отклонения параметра, 7 - одноступенчатые пороговые блоки измерения величины отклонения параметра, 8 - маленькие зеленые стрелки, 9 - большие красные стрелки.

Данный авиагоризонт работает следующим образом. При отклонении выдаваемого основным блоком 5 параметра от нейтрального значения знак /направление/ отклонения определяется блоком 6, который выдает сигнал на соответствующий световой индикатор через одноступенчатый пороговый блок измерения величины отклонения 7, который в зависимости от величины крена или тангажа включает малую зеленую или большую красную соответствующую стрелку. Например, при крене или тангаже в 3° загорается зеленая стрелка, а при крене или тангаже в 10° загорается большая красная стрелка.

При применении данного изобретения катастрофы из-за потери пространственной ориентации прекратятся.

Класс G01C19/34 для индикации направления в горизонтальной плоскости, например гироскопы направленного действия 

авиагоризонт -  патент 2390726 (27.05.2010)
способ определения азимута с помощью датчика угловой скорости -  патент 2340875 (10.12.2008)
способ глобального позиционирования и прибор для его реализации -  патент 2306528 (20.09.2007)
способ определения угла курса объекта и самоориентирующаяся гироскопическая система курсоуказания -  патент 2186338 (27.07.2002)
гирогоризонт для автоматизированных систем управления огнем -  патент 2178143 (10.01.2002)
гирогоризонт с дискретной системой горизонтальной коррекции -  патент 2172473 (20.08.2001)
способ аналитического гирокомпасирования с помощью гироскопического датчика угловой скорости -  патент 2110767 (10.05.1998)
способ определения коэффициентов модели инструментальных погрешностей навигационной системы -  патент 2049311 (27.11.1995)
Наверх