способ аналитического гирокомпасирования с помощью гироскопического датчика угловой скорости
Классы МПК: | G01C19/34 для индикации направления в горизонтальной плоскости, например гироскопы направленного действия |
Автор(ы): | Редькин С.П. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество "Раменское приборостроительное конструкторское бюро" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-02-27 публикация патента:
10.05.1998 |
Способ аналитического гирокомпасирования может быть использован при создании гирокомпасов аналитического типа. Для аналитического гирокомпасирования с помощью гироскопического датчика угловой скорости поворачивают корпус гироскопа на фактические азимутальные углы, отличающиеся от требуемых заданных углов на величину погрешности углового позиционирования гироскопа. Число фактических углов поворота должно быть нечетное в количестве не менее трех. Измеряют полученные фактические углы азимутального поворота гироскопа и соответствующие этим углам фактические сигналы с эталонного сопротивления гироскопа. Аналитически вычисляют курс с использованием значений заданных азимутальных углов поворота гироскопа и значений сигналов с эталонного сопротивления гироскопа соответствующих заданным углам поворота, которые определяют по предложенному аналитическому выражению. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Способ аналитического гирокомпасирования с помощью гироскопического датчика угловой скорости, включающий предварительную выставку измерительных осей гироскопа в горизонт и их привязку к продольной оси объекта, работу гироскопа в режиме обратной связи по току датчика момента, поворот корпуса гироскопа в азимуте на заданные углы, определение при этом сигнала с эталонного сопротивления гироскопа на заданных углах азимутального поворота и аналитическое вычисление курса с использованием полученных на заданных азимутальных углах сигналов с эталонного сопротивления гироскопа, отличающийся тем, что определение сигнала с эталонного сопротивления гироскопа на заданных азимутальных углах его поворота проводят путем поворота корпуса гироскопа на эти углы, число которых выбирается нечетным не менее трех, измеряют полученные фактические углы азимутального поворота корпуса гироскопа и соответствующие этим углам фактические сигналы с эталонного сопротивления гироскопа, а значения сигналов с эталонного сопротивления гироскопа, соответствующих заданным углам поворота, вычисляют по формуле
где u(



m - число заданных азимутальных углов поворота гироскопа, требующееся для принятого алгоритма вычисления курсового угла;
u*(



N = 2n + 1 - нечетное число фактических азимутальных углов поворота гироскопа.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к точному приборостроению, преимущественно гироскопическому, и может быть использовано при создании гирокомпасов и курсоуказывающих устройств аналитического типа. Известен способ аналитического гирокомпасирования с помощью гироскопического датчика угловой скорости (см., например, книгу В.И. Назарова и Г.А. Хлебникова "Гиростабилизаторы ракет". М., 1975, с. 191-196) согласно которому курсовое направление измерительной оси гироскопа определяют аналитически путем вычислений по результатам измерений горизонтальной составляющей угловой скорости вращения Земли. Для определения курса делают несколько поворотов гироскопа с азимутальной плоскостью с последующим измерением выходных сигналов датчика угловой скорости в этих угловых положениях, которые затем используют для аналитического вычисления курса. При этом отмечено, что одним из факторов, обуславливающим погрешность определения курса, является неточность разворота гироскопа в азимутальной плоскости на заданные углы, которых может быть два, три четыре и более. За прототип взят способ аналитического гирокомпасирования с помощью гироскопического датчика угловой скорости (см. статью S.P.Redkin "Analytical gyrocompassing by angular rate sensor based on dynamically tuned gyro". Saint Petersburg International Conference on Gyroscopic technology, May 1994). В этом способе проводят предварительную настройку по выставке измерительных осей гироскопа в горизонт и привязке их к продольной оси объекта, включают гироскоп в режим работы с обратной связью по току датчика момента, определяют сигнал с эталонного сопротивления датчика угловой скорости в первом положении на угле измеряемого курса, поворачивают гироскоп в азимуте во второе положение вокруг собственной оси на 180 градусов, а затем в третье положение на 90 градусов и измеряют сигналы с гироскопа на этих углах, после чего искомый угол находят аналитически с использованием значений сигнала с эталонного сопротивления, полученных на этих углах, с помощью следующего соотношения
где
Ux1, Ux2, Ux3 - напряжения с эталонного сопротивления датчика угловой скорости соответственно в первом, втором и третьем положениях. Известный способ аналитического гидрокомпасирования позволяет производить автокомпенсацию ряда погрешностей, обусловленных систематическими составляющими моментов, не связанных с корпусом гироскопа. Однако в данном способе не компенсируются погрешности, обусловленные разворотом гироскопа в азимуте на заданные углы. Погрешность определения курса в известном способе, реализованном с помощью ДУС на базе динамически настраиваемого гироскопа (ДНГ), в соответствии с исследованиями, проведенными в статье S.P. Redkin "Analytical gyrocompassiny by angular rate sensor based on dynamically tuned gyro", опубликованной в сборнике докладов "Saint Peterbury International Conference on Gyroscopic technology, May 1994, можно представить в следующем виде

где

где












где:
U - угловая скорость вращения Земли;

K* - остаточная жесткость ДНГ;


Ky - коэффициент усиления контура обратной связи гироскопа
Kу = Kдм Kус Kду;
Kду - крутизна датчика угла поворота;
Kус - коэффициент усиления усилителя обратной связи;
Kдм - крутизна датчика момента гироскопа;


Tд - момент сил аэродинамического сопротивления вращению ротора;
D - коэффициент демпфирования;
n1 - количество карданных рамок ДНГ;
N1 - скорость вращения ротора гироскопа;
H1 - кинетический момент гироскопа;
Mx,опy2,3 - изменение моментов по каналам X, Y при повороте корпуса ДНГ из положения 1 соответственно в положения 2, 3, обусловленное вибрацией опоры;



rz - смещение центра масс ротора гироскопа вдоль оси собственного вращения;
g - ускорение свободного падения. С помощью выражения (2) была рассчитана погрешность определения курса при следующих типичных параметрах:
H1 = 180 гсмс, K* = 0,3 гсм/рад, Kу = 200 гсм/рад, r2g = 8,6









где
u(




m - число заданных азимутальных углов поворота гироскопа, требующееся для принятого алгоритма вычисления курсового угла;
u*(




N = 2n + 1 - нечетное число фактических азимутальных углов поворота гироскопа. По алгоритму известного способа задается желаемый азимутальный поворот гироскопа на угол






где







При определении истинного курса по известному способу необходимо использовать значения u*(














Условия, налагаемые приближением, можно записать в виде

Рассмотрим равенства (3) и равенства (2) как систему однородных линейных алгебраических уравнений относительно коэффициентов при 1, cos k








Раскрывая этот определитель по элементам первого столбца, получим:
u(








Из выражения (5) после соответствующих преобразований можно представить u(



где
u(




u*(




N = 2n + 1 - нечетное число фактических азимутальных углов поворота гироскопа. Таким образом, предлагаемый способ аналитического гирокомпасирования с помощью гироскопического датчика угловой скорости имеет следующее основное отличие от известного способа: в операции определения сигнала с эталонного сопротивления гироскопа на заданных азимутальных углах его поворота сначала определяют промежуточные значения сигналов на полученных фактических углах поворота гироскопа, а затем в результате приближения на основе измеренных фактических углов поворота и соответствующих им сигналов с гироскопа определяют с помощью аналитической зависимости сигнала с гироскопа на желаемых задаваемых углах азимутального поворота. На фиг. 1 показана теоретическая зависимость погрешности определения истинного курса от погрешности задания азимутальных углов поворота гироскопа на курсовом угле





Класс G01C19/34 для индикации направления в горизонтальной плоскости, например гироскопы направленного действия