способ определения угла курса объекта и самоориентирующаяся гироскопическая система курсоуказания
Классы МПК: | G01C19/34 для индикации направления в горизонтальной плоскости, например гироскопы направленного действия |
Автор(ы): | Верзунов Е.И., Болячинов М.Ю., Буров Д.А., Кокошкин Н.Н., Андреев А.Г., Ермаков В.С. |
Патентообладатель(и): | Государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно- исследовательский институт "Сигнал" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-11-30 публикация патента:
27.07.2002 |
Использование: для построения горизонтальной географической системы координат, преимущественно на наземных подвижных объектах. Технический результат - повышение точности определения курса объекта в плоскости горизонта, упрощение конструкции и уменьшение стоимости изготовления гирогоризонткомпаса. При определении угла курса объекта в процессе приведения главной оси гироскопического чувствительного элемента к заданному направлению измеряют углы наклона объекта в плоскости, в которой расположена главная ось гироскопического чувствительного элемента, и шаги изменения приборного курса. На основании произведенных измерений вычисляют угол наклона объекта в плоскости, в которой расположена внутренняя ось карданова подвеса. После приведения главной оси гироскопического чувствительного элемента к заданному направлению измеряют угол приборного курса, угол наклона объекта в плоскости, в которой расположена главная ось гироскопического чувствительного элемента, и угол курса объекта в плоскости горизонта. Система курсоуказания содержит гироплатформу в двухосном кардановом подвесе, гироскопический чувствительный элемент, главная ось которого перпендикулярна внутренней оси подвеса, датчик горизонта, ось чувствительности которого параллельна главной оси, блок управления прецессионным движением гироскопического чувствительного элемента, блок выработки угла курса и углов наклона объекта, блок выработки угла наклона внутренней оси карданова подвеса. 2 с. и 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Способ определения угла курса объекта гироскопом направления, содержащим гироскопический чувствительный элемент в двухосном кардановом подвесе с высотно-азимутальной ориентацией осей и наружной осью, связанной с объектом, включающий предварительное приведение главной оси гироскопического чувствительного элемента к заданному направлению, известным образом ориентированному относительно географического меридиана, измерение угла приборного курса объекта в высотно-азимутальной системе координат, измерение угла наклона объекта в плоскости, в которой расположена главная ось гироскопического чувствительного элемента, определение угла наклона объекта в плоскости, в которой расположена внутренняя ось карданова подвеса, вычисление по значениям угла приборного курса, угла наклона объекта в плоскости, в которой расположена главная ось гироскопического чувствительного элемента, и угла наклона объекта в плоскости, в которой расположена внутренняя ось карданова подвеса, угла курса объекта в плоскости горизонта, отличающийся тем, что определение угла наклона объекта в плоскости, в которой расположена внутренняя ось карданова подвеса, осуществляется на этапе предварительного приведения главной оси гироскопического чувствительного элемента к заданному направлению, при этом в процессе приведения замеряют не менее двух значений углов наклона объекта в плоскостях с текущим расположением главной оси гироскопического чувствительного элемента и соответствующие смежным замерам углов наклона объекта в плоскостях с текущим расположением главной оси гироскопического чувствительного элемента шаги измерения угла приборного курса. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при малых углах между направлением главной оси гироскопического чувствительного элемента и заданным направлением перед предварительным приведением производят разворот главной оси гироскопического чувствительного элемента в азимуте на некоторый заданный угол. 3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что определение угла наклона объекта


sin




где









4. Самоориентирующаяся гироскопическая система курсоуказания, содержащая гироплатформу в двухосном кардановом подвесе с датчиками углов поворота и моментными двигателями по осям подвеса, гироскопический чувствительный элемент с двумя измерительными осями, с датчиками углов и датчиками момента на каждой из измерительных осей, причем главная ось гироскопического чувствительного элемента перпендикулярна внутренней оси подвеса, усилители стабилизации, входы которых соединены с соответствующими датчиками углов гироскопического чувствительного элемента, а выходы - с моментными двигателями, датчик горизонта, ось чувствительности которого параллельна главной оси гироскопического чувствительного элемента, блок управления прецессионным движением гироскопического чувствительного элемента, вход которого соединен с выходом датчика горизонта, а выходы - с соответствующими датчиками момента гироскопического чувствительного элемента, блок выработки угла курса и углов наклона объекта, с входами которого соединены выходы датчиков углов поворота, отличающаяся тем, что в самоориентирующую гироскопическую систему курсоуказания введен блок выработки угла наклона внутренней оси карданова подвеса, входы которого соединены с выходами датчиков углов поворота, а выход соединен с входом блока выработки угла курса и углов наклона объекта. 5. Самоориентирующаяся гироскопическая система курсоуказания по п. 4, отличающаяся тем, что выходы датчиков углов поворота соединены с блоком выработки угла курса и углов наклона объекта и блоком выработки угла наклона внутренней оси карданова подвеса через преобразователь угол-код. 6. Самоориентирующаяся гироскопическая система курсоуказания по п. 5, отличающаяся тем, что блок выработки угла курса и углов наклона объекта и блок выработки угла наклона внутренней оси карданова подвеса реализованы на микропроцессорном устройстве. 7. Самоориентирующаяся гироскопическая система курсоуказания по п. 4, или 5, или 6, отличающаяся тем, что блок управления прецессионным движением гироскопического чувствительного элемента содержит усилитель привода в меридиан, ограничители, коммутирующее устройство, причем вход усилителя привода в меридиан является входом блока управления прецессионным движением, выходы которого подключены к выходу усилителя привода в меридиан с помощью ограничителей и коммутирующего устройства.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области технической физики и может быть использовано для построения горизонтальной географической системы координат преимущественно на наземных подвижных объектах. позволяет определять углы наклонов на стоянке, курс объекта на стоянке и в движении. Известен аналитический способ определения курса с помощью гироскопического датчика угловой скорости [1, с.193-196], в котором курс объекта вычисляется аналитически по информации о проекциях угловой скорости вращения Земли на ось чувствительности датчика угловой скорости. Известна гироскопическая система [2], построенная на гироскопе с вертикальной ориентацией вектора кинетического момента, в которой используется аналитический способ определения курса объекта. В известной гироскопической системе с аналитическим определением курса на двухосной платформе расположен гироскоп с вертикальной ориентацией вектора кинетического момента, два акселерометра и гиротахометр, измеряющий угловую скорость поворота платформы вокруг вертикального направления. В такой системе углы качек объекта вырабатываются физически, а курс объекта - аналитически по информации о проекциях угловой скорости вращения Земли на горизонтально ориентированные ортогональные оси чувствительности гироскопической системы совместно с информацией с гиротахометра, используемой для уменьшения динамических ошибок и повышения точности определения курса в условиях движения и маневрирования объекта. Недостатком известного способа и известной гироскопической системы является пониженная точность аналитической выработки курса объекта при поворотах последнего по курсу, что для известной гироскопической системы связано с неидентичностью свойств гироскопа по ортогональным осям чувствительности, ошибками устройств управления, конечным качеством гиротахометра. Известен способ определения курса объекта с помощью гироскопа направления [3, с.73-76], свободный от недостатков, указанных выше, в котором физически реализуется заданное направление для измерения курса объекта. При организации работы гироскопа направления по двухрежимной схеме осуществляется предварительное приведение вектора кинетического момента к направлению, известным образом ориентированному относительно географического меридиана (например, приведение в плоскость меридиана), в режиме гирокомпаса с помощью цепи азимутальной коррекции. С помощью цепи горизонтальной коррекции вектор кинетического момента гироскопа направления удерживается в плоскости горизонта. Известный способ определения угла курса с помощью гироскопа направления используется в гирогоризонткомпасе [4], содержащем трехстепенной гироскоп, установленный в двухосном кардановом подвесе, причем наружная ось его ориентирована по нормали к основанию объекта. Главная ось гироскопа перпендикулярна внутренней оси карданова подвеса. Параллельно главной оси гироскопа установлен датчик горизонта. Для предварительного приведения и удержания главной оси гироскопического чувствительного элемента в заданном направлении используется блок управления прецессионным движением гироскопа, а курс объекта в горизонтальной плоскости и углы наклона объекта в вертикальных плоскостях после приведения вектора кинетического момента к заданному направлению вычисляются в блоке выработки курса и углов качек объекта по известным аналитическим зависимостям. Для вычисления курса объекта в горизонтальной плоскости после приведения вектора кинетического момента к заданному направлению используется информация о приборном курсе объекта в высотно-азимутальной системе координат гирогоризонткомпаса и наклонах самой системы координат в двух плоскостях, в одной из которых расположен вектор кинетического момента, а в другой - внутренняя ось карданова подвеса. Приборный курс объекта в высотно-азимутальной системе координат и угол наклона объекта в плоскости, в которой расположен вектор кинетического момента гироскопа, определяются физически с помощью соответствующих датчиков углов, а угол наклона в плоскости, в которой расположена внутренняя ось карданова подвеса гирогоризонткомпаса, - аналитически с помощью дополнительного датчика горизонта, например акселерометра. Недостатком известного способа определения угла курса и известного гирогоризонткомпаса является необходимость для определения курса объекта в горизонтальной плоскости использования дополнительного высоколинейного и высокоточного датчика угла наклона (акселерометра), установленного параллельно оси внутренней рамы карданова подвеса, что усложняет конструкцию и удорожает изготовление гироскопической системы. Использование дополнительного датчика наклона, установленного параллельно оси внутренней рамы карданова подвеса, оправдано при необходимости определения углов наклона в динамике, например в задачах точного наведения и управления положением объекта в движении. В ряде задач, решаемых гирогоризонткомпасом, не требуется определение углов наклона в движении. В частности, при решении навигационных задач на движущемся наземном объекте после завершения процесса предварительного определения исходного азимута (гирокомпасирования) на стоянке гирогоризонткомпас работает в режиме гироазимута и выполняет функции гирокурсоуказателя. В этом случае акселерометр, необходимый для определения угла наклона высотно-азимутальной системы координат гирогоризонткомпаса в плоскости, в которой расположена внутренняя ось карданова подвеса, может отсутствовать, а возникающие в процессе движения при случайных наклонах объекта разнознаковые кардановые погрешности в результате решения навигационных алгоритмов значительно усредняются и не оказывают существенного влияния на точность определения курса объекта. В то же время отсутствие дополнительного датчика наклона, определяющего наклон высотно-азимутальной системы координат гирогоризонткомпаса в плоскости, в которой расположена внутренняя ось карданова подвеса, значительно снижает точность определения курса (исходного азимута) при постоянном наклоне объекта, например в процессе гирокомпасирования на стоянке. В качестве прототипа изобретения принят способ определения угла курса объекта с помощью гироскопа направления [3] и гирогоризонткомпас [4]. Изобретение направлено на повышение точности определения исходного курса объекта при его стоянке при одновременном упрощении конструкции и снижении стоимости изготовления гирогоризонткомпаса, способного работать в качестве хранителя направления. Это достигается тем, что в известном способе определения угла курса гироскопом направления, содержащим гироскопический чувствительный элемент в двухосном кардановом подвесе с высотно-азимутальной ориентацией осей, причем наружная ось карданова подвеса связана с объектом, заключающимся в предварительном приведении главной оси гироскопического чувствительного элемента к заданному направлению, известным образом ориентированному относительно географического меридиана, измерении угла приборного курса объекта в высотно-азимутальной системе координат, измерении угла наклона объекта в плоскости, в которой расположена главная ось гироскопического чувствительного элемента, определении угла наклона объекта в плоскости, в которой расположена внутренняя ось карданова подвеса, вычислении по значениям углов приборного курса, наклона объекта в плоскости, в которой расположена главная ось гироскопического чувствительного элемента, и наклона объекта в плоскости, в которой расположена внутренняя ось карданова подвеса, угла курса объекта в плоскости горизонта, при этом определение угла наклона объекта в плоскости, в которой расположена внутренняя ось карданова подвеса, осуществляется на этапе предварительного приведения главной оси гироскопического чувствительного элемента к заданному направлению, при этом в процессе приведения замеряют не менее двух значений углов наклона в плоскостях с текущим расположением главной оси гироскопического чувствительного элемента и соответствующие смежным замерам углов наклона в плоскостях с текущим расположением главной оси гироскопического чувствительного элемента шаги изменения угла приборного курса гироскопа направления. Для обеспечения определения с необходимой точностью угла курса объекта при малых начальных углах отклонения направления главной оси гироскопического чувствительного элемента от заданного направления по азимуту в предлагаемом способе осуществляется предварительный разворот главной оси гироскопического чувствительного элемента в азимуте на некоторый заданный угол. Реализация предлагаемого способа определения угла курса осуществляется в самоориентирующейся гироскопической системе курсоуказания, содержащей гироплатформу в двухосном кардановом подвесе с датчиками углов поворота и моментными двигателями по осям подвеса, гироскопический чувствительный элемент с двумя измерительными осями, с датчиками углов и датчиками момента на каждой из измерительных осей, причем главная ось гироскопического чувствительного элемента перпендикулярна внутренней оси подвеса, усилители стабилизации, входы которых соединены с соответствующими датчиками углов гироскопического чувствительного элемента, а выходы с моментными двигателями, датчик горизонта, ось чувствительности которого параллельна главной оси гироскопического чувствительного элемента, блок управления прецессионным движением гироскопического чувствительного элемента, вход которого соединен с выходом датчика горизонта, а выходы с соответствующими датчиками момента гироскопического чувствительного элемента, блок выработки угла курса и углов наклона объекта, с входами которого соединены выходы датчиков углов поворота, в которую введен блок выработки угла наклона внутренней оси карданова подвеса, входы которого соединены с выходами датчиков углов поворота, а выход соединен с входом блока выработки угла курса и углов наклона объекта. Для удобства использования информации с выходов датчиков углов поворота при использовании в качестве блока выработки угла курса и углов наклона объекта и блока выработки угла наклона внутренней оси подвеса ЭВМ в самоориентирующейся гироскопической системе курсоуказания выходы датчиков углов поворота могут быть соединены с блоками выработки угла курса и углов наклона объекта и угла наклона внутренней оси подвеса через преобразователь угол-код. Сущность изобретения поясняются чертежами (фиг.1 и 2), на которых соответственно приведены схема определения угла курса и схема самоориентирующейся гироскопической системы курсоуказания. На схеме определения угла курса (см. фиг.1) плоскость Рг - горизонтальная плоскость, в которой располагается главная ось гироскопического чувствительного элемента, плоскость Ро - плоскость основания объекта. После приведения к заданному направлению, известным образом ориетированному относительно географического меридиана (например, расположенному в плоскости меридиана), главная ось гироскопического чувствительного элемента расположена вдоль оси ОХг. и угол Кп в этом случае определяет значение угла приборного курса продольной оси ОХо объекта в высотно-азимутальной системе координат ОХоУоZо гироскопа направления. На этапе приведения главной оси гироскопического чувствительного элемента к заданному направлению в точках 2 и 1 измеряются углы наклона












где



K = K



sin




tg




tge = -tg



где К",







При малых значениях угла отклонения направления главной оси гироскопического чувствительного элемента от заданного направления циркуляция главной оси гироскопического чувствительного элемента мала и соответственно малы приращения углов




После завершения процесса приведения значения углов Кп,


1. Назаров Б.И., Хлебников Г.А. Гиростабилизаторы ракет. -М., 1975. 2. Патент РФ N2000544, G 01 C 21/00, приоритет 26.11.91. 3. Воронков Н.М., Кутырев В.В. Гироскопическое ориентирование.- М.: Недра, 1989. 4. Патент РФ N 2062985, 6 G 01 C 19/38, приоритет 27.06.96.
Класс G01C19/34 для индикации направления в горизонтальной плоскости, например гироскопы направленного действия