способ стабилизации бензина коксования
Классы МПК: | C10G7/02 стабилизация бензина удалением из него газов путем фракционирования C10G5/04 жидкими адсорбентами |
Автор(ы): | Мощенко Г.Г., Ливенцев В.Т., Брондз Б.И., Серков В.А., Расветалов В.А., Худайдатова Л.Б., Нестеров И.Д., Окунев Е.Б., Ахунов З.М. |
Патентообладатель(и): | Научно-производственная фирма "Пауф" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-06-22 публикация патента:
10.01.1996 |
Использование: стабилизация бензинов и отходящих нефтяных паров в процессах первичной переработки нефти. Сущность: способ включает в себя ректификацию паров бензина коксования с получением нестабильного бензина и тяжелого газойля с последующей физической стабилизацией нестабильного бензина. Тяжелый газойль подают в качестве теплоносителя в рибойлер стабилизационной колонны и ведут абсорбцию нефтяных паров от стадий прогрева, пропарки и охлаждения реакторов коксования. Теплоноситель после рибойлера непрерывно подают в качестве абсорбента в абсорбер с последующей рециркуляцией в ректификационную колонну. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ БЕНЗИНА КОКСОВАНИЯ, включающий ректификацию паров коксования с получением нестабильного бензина и тяжелого газойля с последующей физической стабилизацией нестабильного бензина и подачей тяжелого газойля в качестве теплоносителя в рибойлер стабилизационной колонны, абсорбцию нефтяных паров от стадий прогрева, пропарки и охлаждения реакторов коксования, отличающийся тем, что теплоноситель после рибойлера непрерывно подают в качестве абсорбента в абсорбер с последующей рециркуляцией в ректификационную колонну.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способам физической стабилизации бензина процесса коксования и абсорбции нефтяных паров от стадий прогрева, пропарки и охлаждения реакторов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Известен способ стабилизации бензина коксования, включающий ректификацию паров коксования с получением нестабильного бензина и тяжелого газойля, физическую стабилизацию нестабильного бензина, абсорбцию нефтяных паров от стадии прогрева, пропарки и охлаждения реакторов коксования. Недостатки способа: не обеспечивается требуемая степень стабильности бензина, большие энергозатраты, а также осмоление абсорбента, что требует его замены. Наиболее близким к предлагаемому является способ стабилизации бензина коксования, включающий ректификацию паров коксования с получением нестабильного бензина и тяжелого газойля с последующей физической стабилизацией нестабильного бензина и подачей тяжелого газойля в качестве теплоносителя в рибойлер стабилизационной колонны, абсорбцию паров от стадий прогрева, пропарки и охлаждения реакторов коксования. Недостатками известного способа являются: нестабильность температурного режима в стабилизационной колонне, вследствие чего не обеспечивается требуемая степень стабильности бензина коксования. Кроме того, не предусмотрена регенерация абсорбента при абсорбции нефтяных паров от стадий прогрева, пропарки и охлаждения реакторов коксования, при этом абсорбент осмоляется при периодическом контакте с воздухом и загрязняется коксовой мелочью, что отрицательно сказывается на работе абсорбционной колонны. Отработанный абсорбент представляет собой некондиционный продукт нефтепереработки. Для поддержания необходимого температурного режима в абсорбционной колонне используется дополнительный подвод тепла, что повышает энергозатраты на процесс. Целью изобретения является упрощение технологии процесса с одновременным снижением энергетических затрат, а также улучшение качества стабильного бензина и снижение образования объема некондиционных нефтепродуктов. Это достигается тем, что в способе стабилизации бензина коксования, включающем ректификацию паров коксования с получением нестабильного бензина и тяжелого газойля с последующей физической стабилизацией нестабильного бензина и подачей тяжелого газойля в качестве теплоносителя в рибойлер стабилизационной колонны, абсорбцией нефтяных паров от стадий прогрева, пропарки и охлаждения реакторов коксования, теплоноситель после рибойлера непрерывно подают в качестве абсорбента в абсорбер с последующей рециркуляцией в ректификационную колонну. Отличительным признаком способа является подача теплоносителя после рибойлера непрерывно в качестве абсорбента в абсорбер с последующей рециркуляцией в ректификационную колонну. Использование теплоносителя после рибойлера непрерывно в качестве абсорбента в абсорбере с последующей рециркуляцией в ректификационную колонну позволит стабилизировать температурный режим стабилизационной колонны и получать бензин требуемого качества, а также снизить энергозатраты на поддержание требуемого температурного режима в абсорбере за счет увеличения в результате рециркуляции объема теплоносителя, улучшить работу абсорбера и исключить образование некондиционного нефтепродукта за счет непрерывной регенерации абсорбента. На чертеже приведена принципиальная технологическая схема процесса. Способ осуществляется следующим образом. Циркулирующий поток тяжелого газойля из ректификационной колонны 1 по линии 2 проходит через рибойлер 3, где разделяется на две части, одна из которых по линии 4 проходит через теплообменник 5 и охлаждается, другая по линии 6, объединившись с охлажденной частью по линии 7, поступает в абсорбер 8. Теплообменник 5 служит для регулирования температуры тяжелого газойля, поступающего в абсорбер 8. Избыточное количество охлажденного тяжелого газойля отводится по линии 9 в товарный парк. В абсорбер 8 по линии 10 поступают пары от стадий прогрева, пропарки и охлаждения реакторов коксования. С низа абсорбера тяжелый газойль, абсорбировавший нефтяные пары, возвращается по линии 11 в ректификационную колонну 1, где при смешении с первичным сырьем, парами из реакторов коксования, поступающими в колонну 1 по линии 12, происходит его регенерация. Вторичное сырье по линии 13 выводится из колонны 1. Нестабильный бензин, выходя из ректификационной колонны 1 по линии 14 поступает в стабилизационную колонну 15. Жидкость из колонны 15 по линии 16, проходя рибойлер 3, частично испаряется, при этом пары рибойлера 3 по линии 18 направляются в колонну 15. Стабильный бензин по линии 17 направляется в товарный парк. Испытания предлагаемого способа стабилизации бензина, проведенные на Павлодарском НПЗ, показали, что непрерывная подача теплоносителя тяжелого газойля после рибойлера в качестве абсорбента в абсорбер с последующей рециркуляцией в ректификационную колонну позволяет получить стабильный бензин, отвечающий требованиям качества, снизит образование отработанного абсорбента, представляющего собой некондиционный продукт. (В прототипе способ не обеспечивает требуемую степень стабилизации бензина и, кроме того, не предусмотрена регенерация отработанного абсорбента). Следует отметить, что из-за непрерывной подачи тяжелого газойля после рибойлера в качестве абсорбента в абсорбер с последующей рециркуляцией в ректификационную колонну, способ имеет упрощенную технологию и более низкие энергозатраты.Класс C10G7/02 стабилизация бензина удалением из него газов путем фракционирования
Класс C10G5/04 жидкими адсорбентами