бесшарнирная гусеница транспортного средства
Классы МПК: | B62D55/24 эластичные, например резиновые |
Автор(ы): | Королев М.П., Чернышев В.М. |
Патентообладатель(и): | 21-й Научно-исследовательский и испытательный институт автомобильного транспорта Министерства обороны РФ |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-11-02 публикация патента:
10.05.1996 |
Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к бесшарнирным гусеницам транспортных средств. Сущность: в бесшарнирной гусенице транспортного средства, содержащей параллельные резинотканевые ленты, грунтозацепы П-образной формы с горизонтальной полкой, примыкающей к резинотканевым лентам, и расположенные перпендикулярно продольной оси с минимальным интервалом ограничители опорных катков и крепежные элементы, крепление резинотканевых лент осуществлено по краям грунтозацепов, находящихся рядом, а зацепление гусеницы с ведущим колесом осуществлено по продольной оси грунтозацепа, при этом изгиб лент в гусенице на дуговых ветвях обвода последователен у каждого крепления на грунтозацепе, угол перегиба лент уменьшен в 2 раза, длина участка ленты между грунтозацепами, воспринимающего продольную нагрузку, минимальна и определяется по формуле, приведенной в тексте описания. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
БЕСШАРНИРНАЯ ГУСЕНИЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая параллельные резинотканевые ленты, грунтозацепы П-образной формы с горизонтальной полкой, примыкающей к резинотканевым лентам, и расположенные перпендикулярно продольной оси ограничители опорных катков, между которыми образована беговая дорожка, отличающаяся тем, что крепление резинотканевых лент осуществлено по краям грунтозацепов, находящихся друг возле друга, а зацепление гусеницы с ведущим колесом осуществлено по продольной оси грунтозацепа, при этом изгиб лент в гусенице на дуговых ветвях обвода последователен у каждого крепления на грунтозацепе, а длина a участка ленты между грунтозацепами, воспринимающего продольную нагрузку, определена по формулегде Eр модуль упругости лент при растяжении;
bк ширина каркаса ленты;
i толщина слоя ткани в каркасе ленты;
i число слоев ткани в каркасе ленты;
угол перегиба лент в гусенице;
Pp mах максимальная растягивающая нагрузка в рабочей ветви гусеницы.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к бесшарнирным гусеницам транспортных средств. Известна бесшарнирная гусеница транспортного средства, содержащая две резинотканевые ленты, соединенные между собой металлическими грунтозацепами, имеющими площадки для перекатывания опорных катков, гребни и элементы крепления, при этом крепление резинотканевых лент осуществлено по продольной оси грунтозацепа, а зацепление гусеницы с ведущим колесом осуществлено между грунтозацепами, расположенными рядом [1]Недостатком конструкции является низкая продольная и поперечная жесткости гусеницы, и, как следствие, высокие упругие и остаточные деформации лент при растяжении, кручении, изгибе в плане, что ухудшает условия работы зацепления и приводит к сходу гусеницы при криволинейном движении машины и движении в сложных дорожных условиях (косогор, мелколесье). Известна конструкция бесшарнирной гусеницы, наиболее близкая по технической сущности к заявляемому изобретению [2] содержащая две параллельные резинотканевые ленты, грунтозацепы П-образной формы с горизонтальной полкой, примыкающей к резинотканевым лентам, и расположенные перпендикулярно продольной оси с интервалами ограничители опорных катков, гребни и элементы крепления. Крепление резинотканевых лент осуществлено по продольной оси грунтозацепа, а зацепление гусеницы с ведущим колесом осуществлено между грунтозацепами, расположенными рядом, при этом с наружных сторон беговых дорожек на поперечных накладках установлены элементы в виде консольных внутренних и наружных гребней криволинейной формы, повышающие поперечную жесткость гусеницы и предотвращающие соскакивание ее. Недостатком данной конструкции является низкая продольная жесткость гусеницы, что обуславливает высокие упругие и остаточные деформации лент при растяжении, приводит к ухудшению работы зацепления, сходу гусеницы при движении машин в сложных дорожных условиях. Применение дополнительных элементов в конструкции гусениц увеличивает их массу. Повышение продольной жесткости гусениц в данных конструкциях может быть достигнуто увеличением числа слоев ткани в каркасе ленты и уменьшением длины участка ленты между грунтозацепами, воспринимающего продольную нагрузку. Увеличение числа слоев ткани в каркасе ленты приводит к росту незагруженности лент при растяжении и повышению жесткости гусениц на изгиб. Это снижает долговечность гусениц и КПД. Уменьшение длины участка ленты между грунтозацепами, воспринимающего продольную нагрузку, приводит к повышению жесткости гусениц на изгиб, снижению КПД и долговечности. Для повышения устойчивости гусениц в обводе и их долговечности в бесшарнирной гусенице транспортного средства, содержащей параллельные резинотканевые ленты, грунтозацепы П-образной формы с горизонтальной полкой, примыкающей к резинотканевым лентам, и расположенные перпендикулярно продольной оси с минимальным интервалом ограничители опорных катков и крепежные элементы, крепление резинотканевых лент осуществлено по краям грунтозацепов, находящихся дpуг возле друга, а зацепление гусеницы с ведущим колесом осуществлено по продольной оси грунтозацепа, при этом изгиб лент в гусенице на дуговых ветвях обвода последователен у каждого крепления на грунтозацепе, угол перегиба лент уменьшен в 2 раза, длина участка ленты между грунтозацепами, воспринимающего продольную нагрузку, минимальна и определяется по формуле
a Ep где Ер модуль упругости лент при растяжении,
bк ширина каркаса ленты,
i толщина слоя ткани в каркасе ленты,
i число слоев ткани в каркасе ленты,
угол перегиба лент в гусенице,
Ррmах максимальная растягивающая нагрузка в рабочей ветви гусеницы. Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемая бесшарнирная гусеница транспортного средства отличается новой взаимосвязью (расположением) известных элементов: крепление резинотканевых лент осуществлено по краям грунтозацепов, находящихся рядом, а зацепление гусеницы с ведущим колесом осуществлено по продольной оси грунтозацепа, при этом изгиб лент в гусенице на дуговых ветвях обвода последователен у каждого крепления на грунтозацепе, угол перегиба лент уменьшен в 2 раза, длина участка ленты между грунтозацепами, воспринимающего продольную нагрузку, минимальна и определяется по формуле
a Ep
Таким образом, заявляемая бесшарнирная гусеница соответствует критерию изобретения "новизна". На фиг.1 и 2 показана бесшарнирная гусеница. Бесшарнирная гусеница включает: параллельные резинотканевые ленты 1, к которым болтами 2 крепятся грунтозацепы 3, содержащие цевки 4 для зацепления с ведущим колесом, ограничители опорных катков 5. Гусеница работает следующим образом. При зацеплении ведущего колеса с цевками 4 выполненными на грунтозацепах 2 гусеница вращается вокруг направляющего колеса и опорных катков. Опорные катки перекатываются по "непрерывной" беговой дорожке, образованной грунтозацепами, расположенными вдоль продольной оси гусеницы с минимальным интервалом. Благодаря тому, что крепление резинотканевых лент осуществлено по краям грунтозацепов, находящихся рядом, а зацепление гусеницы с ведущим колесом осуществлено по продольной оси грунтозацепа, продольную нагрузку в гусенице воспринимают участки лент между грунтозацепами, величина которых минимальна, что повышает продольную и поперечную жесткость гусеницы и, следовательно, улучшает устойчивость ее в обводе без увеличения числа слоев ткани в каркасе ленты. Изгиб лент в гусенице на дуговых ветвях обвода последователен у каждого крепления на грунтозацепе, что уменьшает угол перегиба лент в 2 раза, а следовательно, повышает ее долговечность и КПД. Результаты экспериментальных исследований, проведенных на макете ленточной гусеницы, позволяющем изменять расположение крепления лент на грунтозацепах и место зацепления гусеницы с ведущим колесом, показаны на фиг.3, 4, 5. На фиг.3 (кривая 6 растяжение гусеницы с параллельным закреплением лент, вариант I; кривая 8 растяжение гусеницы с линейным закреплением лент, вариант II) показано изменение удлинения ленточной гусеницы от нагрузки. Удлинение ленточной гусеницы, в которой крепление резинотканевых лент осуществлено по краям грунтозацепов, находящихся рядом, а зацепление гусеницы с ведущим колесом осуществлено по продольной оси грунтозацепа (вариант I), в 1,3-1,8 раза меньше, чем у гусеницы, в которой крепление резинотканевых лент осуществлено по продольной оси грунтозацепа, а зацепление гусеницы с ведущим колесом осуществлено между расположенными рядом грунтозацепами (вариант II). Это позволяет уменьшить число слоев ткани в каркасе ленты на 30-40% и сохранить остаточные деформации в размерах не более 3% от первоначальной длины лент, что обеспечит устойчивость гусеницы в обводе. Уменьшение числа слоев ткани в каркасе лент снизит неравномерность распределения нагрузок в слоях каркаса, значения разрушающих напряжений, массу лент и стоимость. По характеру кривых 7, 9 (кривая 7 ослабление гусеницы с параллельным закреплением лент; кривая 9 сжатие гусеницы с линейным закреплением лент) видно, что упругая деформация в 1,3 раза меньше у гусеницы, выполненной по варианту I. Это повышает устойчивость гусеницы в обводе и улучшает условия работы зацепления с ведущим колесом. Площади, ограниченные кривыми 6-7, 8-9, определяют гистерезисные потери в гусеницах. У гусеницы, выполненной по варианту I, гистерезисные потери на 30% ниже и, следовательно, КПД выше. На фиг.4 показаны результаты исследования поперечной жесткости ленточных гусениц. Характер расположения кривых 10 и 12 показывает, что поперечная жесткость гусеницы, выполненной по варианту I, в 1,5-2 раза выше, чем у гусеницы, выполненной по варианту II. Увеличение поперечной жесткости значительно улучшает устойчивость работы гусеницы в обводе и снижает вероятность схода ее при криволинейном движении транспортера-тягача и движении его в сложных дорожных условиях (уклон, косогор, мелколесье). Из зависимостей, кривые 11, 13, видно, что упругая деформация лент при изгибе в плане в 2 раза ниже у гусеницы, выполненной по варианту I, что повышает устойчивость ее в обводе и улучшает условия работы зацепления с ведущим колесом. Площади, ограниченные кривыми 10, 11, 12, 13 (кривая 10 поперечная жесткость гусеницы с параллельным соединением при приложении нагрузки, вариант I; кривая 12 то же, с линейным соединением при приложении нагрузки, вариант II; кривые 11-13 при снятии нагрузки), определяют гистерезисные потери в гусеницах при изгибе в плане. У гусеницы, выполненной по варианту I, гистерезисные потери на 50-60% ниже и соответственно КПД выше. На фиг.5 показано изменение угла изгиба лент в гусенице на дуговых ветвях обвода от параметров движителя. На фиг.5 кривая 14 для гусеницы с линейным расположением закрепления лент (вариант II), кривая 15 для гусеницы с параллельным расположением закрепления лент (вариант I). Для гусеницы, выполненной по варианту I, во всем диапазоне изменения соотношения шага гусеницы и радиуса колеса, на котором происходит изгиб гусеницы, угол перегиба лент в 2 раза ниже, что снижает жесткость гусеницы на изгиб и повышает ее долговечность.
Класс B62D55/24 эластичные, например резиновые
гусеничная лента - патент 2529570 (27.09.2014) | |
ход полугусеничный пневмотраковый сменный - патент 2490160 (20.08.2013) | |
движитель гусеничный пневмотраковый - патент 2490159 (20.08.2013) | |
эластичная гусеница транспортного средства - патент 2446975 (10.04.2012) | |
облегченная гусеница для снегохода - патент 2440266 (20.01.2012) | |
гусеница транспортного средства - патент 2428347 (10.09.2011) | |
гусеница транспортного средства - патент 2426669 (20.08.2011) | |
гусеница планетохода - патент 2419571 (27.05.2011) | |
бесконечная резинокордная гусеничная лента - патент 2399541 (20.09.2010) | |
бесконечная ленточная гусеница - патент 2341403 (20.12.2008) |