асинхронная электрическая машина
Классы МПК: | H02K17/34 каскадный агрегат, состоящий из асинхронного двигателя, комбинированного с каким-либо другим электродвигателем или преобразователем H02K31/04 с не менее чем одним жидким контактным токоснимателем H02K51/00 Электродинамические устройства для передачи механической энергии от ведущего вала к ведомому валу, содержащие конструктивно сопряженные между собой части, работающие как в режиме двигателя, так и в режиме генератора |
Автор(ы): | Обухов Виталий Арсеньевич, Удальцов Александр Валентинович |
Патентообладатель(и): | Обухов Виталий Арсеньевич, Удальцов Александр Валентинович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-07-31 публикация патента:
20.11.1997 |
Использование: в качестве регулируемого электропривода или генераторов переменного тока стабилизированных выходных параметров электроэнергии при переменной частоте вращения первичного двигателя. Сущность изобретения: асинхронная электрическая машина содержит униполярную машину с жидкометаллическими контактами специального исполнения в виде законченных конструктивных автономных узлов - униполярных вставок 6 и 7, представляющих собой герметичные камеры 14 и 27, образованные цилиндрическими дополнительными магнитопроводами 15, 16 и 28 статора и внутренними полыми цилиндрическими ферромагнитными магнитопроводами 21, 31, внутри которых размещены якори униполярных машин в виде свободно вращающихся в жидком металле ферромагнитных цилиндров 25, 26. Приняты однотипные конструктивные решения для создания разноименно полюсных магнитных систем пар полюсов генераторных и двигательных униполярных вставок, что позволяет осуществить максимальную унификацию вставок с жидким металлом. Исполнение униполярных машин в виде автономных узлов униполярных вставок позволяет осуществить независимое специфическое производство, комплектацию асинхронных машин различной мощности, решить вопросы ремонта простой заменой готовых герметичных узлов - униполярных вставок. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Асинхронная электрическая машина, содержащая статор, включающий основной магнитопровод с обмоткой переменного тока, дополнительный магнитопровод из шихтованной стали, магнитопровод двух униполярных машин с двумя униполярными обмотками возбуждения, первый, второй и третий полые ферромагнитные цилиндры с электропроводящими немагнитными стержнями и короткозамыкающими кольцами, снабженные скользящими контактами, включающими неподвижную и свободную для вращения части, образующие замкнутую электрическую цепь, ротор с основным магнитопроводом с обмоткой, первым дополнительным магнитопроводом с обмоткой, вторым дополнительным магнитопроводом и третьим дополнительным зубчатым магнитопроводом, отличающаяся тем, что она снабжена полым внутренним цилиндром с торцевыми и смежными кольцами, образующими совместно с дополнительным магнитопроводом статора и магнитопроводом униполярных машин две герметичные кольцевые камеры, причем в первой камере размещены первый и второй жестко связанные цилиндры, а во второй камере третий ферромагнитный цилиндр, полый внутренний цилиндр разделен по длине на две части между смежными кольцами, выполненными из электропроводящего материала и электрически соединенными между собой, неподвижная часть скользящего контакта первой камеры выполнена в виде пятого ферромагнитного цилиндра с немагнитными электропроводящими стержнями и торцевым и смежным короткозамыкающими кольцами, дополнительный магнитопровод статора снабжен внешним полым цилиндром и жестко скреплен с пятым ферромагнитным цилиндром и торцевым и смежным кольцами первой части внутреннего цилиндра, смежное кольцо пятого ферромагнитного цилиндра и смежное кольцо первой части внутреннего цилиндра установлены концентрично и электрически изолированы друг от друга, совместно с первым и вторым ферромагнитными цилиндрами образующие единый герметичный узел первой униполярной вставки, во второй камере установлен четвертый ферромагнитный цилиндр с немагнитными электропроводящими стержнями, разделенный вдоль образующей на изолированные части с числом, равным числу зубцов третьего зубчатого магнитопровода ротора, образующие одновитковые катушки разноименно полюсной магнитной системы, жестко связанный с третьим цилиндром и электрически соединенный с соответствующими его скользящими контактами двух полярностей, неподвижная часть скользящего контакта второй камеры выполнена в виде шестого ферромагнитного цилиндра с немагнитными электропроводящими стержнями и торцевым смежным короткозамыкающими кольцами и установлен седьмой полый немагнитный цилиндр с торцевым кольцом, жестко скрепленный с шестым цилиндром и смежным кольцом и цилиндрической поверхностью второй части полого внутреннего цилиндра, смежное кольцо второй части полого внутреннего цилиндра и смежное кольцо шестого цилиндра установлены концентрично и электрически изолированы друг от друга, совместно с третьим и четвертым ферромагнитными цилиндрами, образующие единый герметичный узел второй униполярной вставки, одной полярностью две униполярные вставки электрически соединены через смежные кольца двух частей внутреннего цилиндра, другой полярностью соединены посредством пятого и шестого цилиндров по их торцевым кольцам, магнитопровод статора униполярных машин с униполярными обмотками возбуждения установлен на внешней цилиндрической поверхности униполярных вставок, на роторе установлен

Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к регулируемым асинхронным машинам, включающим в себя униполярные машины с жидкометаллическими контактами, и может быть использовано в качестве регулируемого электропривода или генератора переменного тока стабилизированных выходных параметров электроэнергии при переменной частоте вращения первичного двигателя. Наиболее близким к предложению по технической сущности аналогом является регулируемый асинхронный двигатель, известный из патента России N 2031516, кл.H O2 K 17/34, 1995/. В наиболее близком аналоге асинхронная машина содержит ротор, включающий основной магнитопровод с обмоткой переменного тока, дополнительный магнитопровод из шихтованной стали, две униполярные /кольцевые/ обмотки возбуждения с магнитопроводом униполярных машин, первый, второй и третий полые ферромагнитные цилиндры со скользящими контактами, обеспечивающими цилиндрам возможность свободного вращения, и снабженные проводящими немагнитными стержнями и короткозамкнутыми кольцами, ротор с основным магнитопроводом с обмоткой, первым дополнительным магнитопроводом с обмоткой, вторым дополнительным магнитопроводом и третьим зубчатым магнитопроводом. Наиболее близкому аналогу присущи следующие недостатки:1. Наличие жидкого металла требует организации специального производства, что может вызвать трудности для электромашиностроительных заводов. 2. Вращающий момент, создаваемый якорями двух униполярных машин /второй и третий ферромагнитные цилиндры/, передается на ротор асинхронной машины различными способами. В первом случае полем возбуждения обмотки первого ферромагнитного цилиндра, во втором случае за счет разности индуктивностей по оси зубца и по оси паза третьего цилиндра и зубчатого ротора, что ведет к разунификации технических решений для цилиндров первой и второй герметичных камер. Кроме того, момент сцепления, возникающий между зубчатым магнитопроводом ротора и третьим ферромагнитным цилиндром, зависит от квадрата тока возбуждения в униполярных катушках возбуждения и резко снижается при регулировании /уменьшении/ тока возбуждения, что может привести к потере синхронной связи между этими цилиндром и ротором, а следовательно, снизить надежность работы машины. Цель изобретения повышение унификации, улучшение технологичности изготовления и повышение надежности. Указанная цель достигается тем, что, в отличие от прототипа, полый внутренний цилиндр с торцовыми и смежными кольцами образует совместно с дополнительным магнитопроводом статора две кольцевые герметичные камеры, причем в первой камере размещены первый и второй жестко механически связанные цилиндры, а во второй камере третий ферромагнитный цилиндр. Ферромагнитные цилиндры со скользящими контактами образуют замкнутую цепь. Кроме того, полый внутренний цилиндр разделен по длине на две части между смежными кольцами, выполненными из электропроводящего материала и электрически соединенными между собой, неподвижная часть скользящего контакта первой камеры выполнена в виде пятого ферромагнитного цилиндра с немагнитными электропроводящими стержнями и торцовыми смежными короткозамыкающими кольцами, дополнительный магнитопровод статора снабжен внешним полым цилиндром и жестко скреплен с пятым ферромагнитным цилиндром и торцовыми смежными кольцами первой части внутреннего цилиндра, смежное кольцо пятого ферромагнитного цилиндра и смежное кольцо первой части внутреннего цилиндра установлены концентрично и электрически изолированы друг от друга, совместно с первым и вторым ферромагнитными цилиндрами, образующими единый герметичный узел первой униполярной вставки, во второй камере установлен четвертый ферромагнитный цилиндр с немагнитными электропроводящими стержнями, разделенный вдоль образующей на изолированные части с числом, равным числу зубцов третьего зубчатого магнитопровода ротора, образующий одновитковые катушки разноименно полюсной магнитной системы, жестко связанный с третьим цилиндром и электрически соединенный с соответствующими его скользящими контактами двух полярностей, неподвижная часть скользящего контакта второй камеры выполнена в виде шестого ферромагнитного цилиндра с немагнитными электропроводящими стержнями и торцовым и смежным короткозамыкающими кольцами и установлен седьмой полый немагнитный цилиндр с торцовым кольцом, жестко скреплен с шестым цилиндром и смежным кольцом и цилиндрической поверхностью второй части полого внутреннего цилиндра, смежное кольцо второй части полого внутреннего цилиндра и смежное кольцо шестого цилиндра установлены концентрично и электрически изолированы друг от друга, совместно с третьим и четвертым ферромагнитными цилиндрами, образующие единый герметичный узел второй униполярной вставки, одной полярностью две униполярные вставки электрически соединены через смежные кольца двух частей внутреннего цилиндра, другой полярностью соединены посредством пятого и шестого цилиндров по их торцовым кольцам, магнитопровод статора униполярных машин с униполярными обмотками возбуждения установлен на внешней цилиндрической поверхности униполярных вставок, на роторе установлен




1. Проводит электрический ток между кольцами вращающихся и неподвижных контактов. 2. Осуществляет смазку между вращающимися и неподвижными цилиндрами аналогично подшипниковым опорам скольжения. Устройство работает следующим образом. При подаче напряжения в обмотку переменного тока 2 (фиг. 1) ротор 8 может прийти во вращение с какой-либо частотой. В обмотке ротора 8 наведется ЭДС частоты скольжения. Под действием этой ЭДС по обмотке ротора первого дополнительного магнитопровода 9 потечет ток, который создает в дополнительном магнитопроводе вращающееся поле с числом полюсов, равным числу полюсов обмотки 9 дополнительного магнитопровода. При этом придет во вращение первый ферромагнитный цилиндр 25 и сочлененный с ним второй ферромагнитный цилиндр 26 первой униполярной вставки 6. При достижении ферромагнитным цилиндром 25 подсинхронной частоты вращения в смежную униполярную обмотку возбуждения 4 подается постоянный ток, возбуждающий униполярный магнитный поток. Под действием униполярного магнитного потока во втором вращающемся цилиндре 26 наведется ЭДС, в результате чего по замкнутой цепи, образованной первым 25, вторым 26 цилиндрами, смежными кольцами 24 и 34 внутреннего цилиндра, третьим 35 и четвертым 36 цилиндрами, шестым цилиндром 28 с торцовым 30 и смежным 29 кольцами, пятым цилиндром 17 со смежным 20 и торцовым 19 кольцами потечет постоянный ток. Этот ток создает в первом 25 и четвертом 36 цилиндрах магнитные потоки разноименных полюсов их магнитных систем с выбранными для каждого из них числами пар полюсов. При этом первый ферромагнитный цилиндр 25 втянется в синхронизм с вращающимся магнитным полем, возбуждаемым первой дополнительной обмоткой ротора 9. Четвертый ферромагнитный цилиндр 36 второй униполярной вставки 7 разноименно полюсными полюсами придет в неподвижное зацепление с зубцами третьего дополнительного магнитопровода 11 и с зубцами



Класс H02K17/34 каскадный агрегат, состоящий из асинхронного двигателя, комбинированного с каким-либо другим электродвигателем или преобразователем
Класс H02K31/04 с не менее чем одним жидким контактным токоснимателем
Класс H02K51/00 Электродинамические устройства для передачи механической энергии от ведущего вала к ведомому валу, содержащие конструктивно сопряженные между собой части, работающие как в режиме двигателя, так и в режиме генератора
электромагнитный редуктор - патент 2529422 (27.09.2014) | ![]() |
электромагнитный редуктор - патент 2526540 (27.08.2014) | ![]() |
способ создания электродинамической тяги - патент 2510766 (10.04.2014) | ![]() |
способ создания электродинамической тяги - патент 2510566 (27.03.2014) | ![]() |
способ создания электродинамической тяги - патент 2510122 (20.03.2014) | ![]() |
асинхронная регулируемая машина - патент 2504890 (20.01.2014) | ![]() |
магнитный редуктор - патент 2483419 (27.05.2013) | ![]() |
аксиальный каскадный электрический привод с жидкостным токосъемом - патент 2483415 (27.05.2013) | ![]() |
магнитный редуктор - патент 2474033 (27.01.2013) | ![]() |
управляемый каскадный электрический привод с жидкостным токосъемом - патент 2461947 (20.09.2012) | ![]() |