силовая установка
Классы МПК: | F02B53/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности роторно-поршневых двигателей или двигателей с качающимися рабочими органами, обусловленные внутренним сгоранием F02B61/00 Приспосабливание двигателей для привода транспортных средств или судовых и воздушных движителей; комбинации двигателей с механическими передачами F02B61/04 для привода воздушных или судовых движителей |
Автор(ы): | Иноземцев А.А., Сандрацкий В.Л., Трушников Н.П., Сорокин Ю.Н., Кириевский Ю.Е., Веселов В.Н. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество "Авиадвигатель" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-01-11 публикация патента:
10.03.1998 |
Использование: двигателестроение, в частности силовые установки для легкомоторной авиации на базе роторно-поршневого двигателя Ванкеля, и может быть использовано на транспортных средствах (суда на воздушной подушке и др. ). Сущность изобретения: в силовой установке, содержащей роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания 1 с трохоидальной рабочей камерой 2, вал ротора-поршня 3, механически соединенный с маховиком 4, приводами двигателя и редуктором 5, включающим вал воздушного винта, ось 7 которого расположена над осью 8 вала ротора-поршня 3, согласно изобретению, в полости редуктора 5 между ведущей шестерней 15 и валом 8 ротора-поршня 3 установлен шлицевой упругий валик 20, выполненный с возможностью закрутки, угол
2 которого ограничен охватывающей валик 20 втулкой 22 с двумя шлицевыми зубчатыми парами 21, одна из которых выполнена с зубьями 26, 27, срезанными через один в сторону закрутки валика 20, а максимальный угол закрутки
2 ограничен боковыми поверхностями 28 зубчатой пары между срезанной парой зубьев, причем большая ось трохоиды 17 рабочей камеры 2 перпендикулярна оси 7 вала 6 винта и пересекает ее или расположена под острым
1 или прямым углом
к плоскости 18, проходящей через ось 8 вала ротора-поршня 3 и ось 7 вала 6 винта. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3




Формула изобретения
Силовая установка, содержащая роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания с трохоидальной рабочей камерой, вал ротора-поршня, механически соединенный с маховиком, приводами двигателя и редуктором, включающим вал воздушного винта, ось которого расположена над осью вала ротора-поршня, отличающаяся тем, что в полости редуктора между ведущей шестерней и валом ротора-поршня установлен шлицевой упругий валик, выполненный с возможностью закрутки, угол которой ограничен охватывающей валик втулкой с двумя шлицевыми зубчатыми парами, одна из которых выполнена с зубьями, срезанными через один в сторону закрутки валика, а максимальный угол закрутки ограничен боковыми поверхностями зубчатой пары между срезанной парой зубьев, причем большая ось трохоиды рабочей камеры перпендикулярна оси вала воздушного винта и пересекает ее или расположена под острым или прямым углом к плоскости, проходящей через оси вала ротора-поршня и вала воздушного винта.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к силовым установкам для легкомоторной авиации на базе роторно-поршневого двигателя Ванкеля и может быть использовано на транспортных средствах (суда на воздушной подушке и др.). Известен четырехсекционный роторно-поршневой двигатель SCORE-170 фирмы I.Deer для гражданской авиации [1]. Двигатель имеет редуктор с соосно расположенными эксцентриковым валом роторно-поршневого двигателя и выходным валом редуктора, являющимся и валом воздушного винта. Такое размещение приводов и агрегатов двигателя приводит к усложнению конструкции приводов, снижает надежность работы силовой установки, Кроме того, соосное расположение вала винта-редуктора и ротора роторно-поршневого двигателя увеличивает вес самолета из-за увеличения длины стоек шасси для обеспечения клиренса винта, а при неубирающемся шасси приводит к ухудшению аэродинамических характеристик самолета. Известна также конструкция роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания [2]. В таком двигателе вспомогательный приводной вал и вспомогательные агрегаты размещены таким образом, что габаритная ширина двигателя не превышает соответствующие габаритные размеры обычного двигателя. Однако данный двигатель нельзя использовать в качестве силовой установки привода воздушного винта из-за несоответствия оборотов двигателя требуемым тяговым характеристикам воздушного винта. Это снижает функциональные возможности двигателя для привода силовой установки воздушного винта или другого транспортного средства. Наиболее близкой по конструкции к заявляемой является силовая установка самолета Кардинал 177, Кертис Райт RC 2-60 [3]. Такая силовая установка содержит роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания с трохоидальной рабочей камерой, вал ротора-поршня, механически соединенный с маховиком, приводами двигателя и редуктором, включающим вал воздушного винта, ось которого расположена выше оси вала ротора-поршня. Такая конструкция содержит многопоточную ременную передачу от двигателя к воздушному винту. Недостатком известной конструкции является низкая надежность работы и высокое аэродинамическое сопротивление летательного аппарата вследствие больших по сравнению с силовой установкой, содержащей шестеренчатый редуктор, габаритных размеров. Кроме того, большие габаритные размеры установки ухудшают визуальный обзор пилоту. Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в улучшении аэродинамических характеристик летательного аппарата и повышении надежности его работы за счет уменьшения габаритов силовой установки. Данная техническая задача решается изобретением в результате того, что в силовой установке, содержащей роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания с трохоидальной рабочей камерой, вал ротора-поршня, механически соединенный с маховиком, приводами двигателя и редуктором, включающим вал воздушного винта, ось которого расположена над осью вала ротора-поршня, согласно изобретению, в полости редуктора между ведущей шестерней и валом ротора-поршня установлен шлицевой упругий валик, выполненный с возможностью закрутки, угол которой ограничен охватывающей валик втулкой с двумя шлицевыми зубчатыми парами, одна из которых выполнена с зубьями, срезанными через один в сторону закрутки валика, а максимальный угол закрутки ограничен боковыми поверхностями зубчатой пары между срезанной парой зубьев, причем большая ось трохоиды рабочей камеры перпендикулярна оси вала винта и пересекает ее или расположена под острым или прямым углом к плоскости, проходящей через ось вала ротора-поршня и вала винта. Размещение шлицевого упругого валика в полости редуктора между ведущей шестерней и валом ротора-поршня, выполненного с возможностью закрутки, позволяет снизить напряжения от крутильных колебаний в элементах редуктора. Причем угол закрутки упругого валика ограничен охватывающей валик втулкой, которая позволяет уменьшить осевые габариты редуктора. Выполнение втулки с двумя шлицевыми зубчатыми парами, одна из которых выполнена с зубьями, срезанными через один в сторону закрутки валика, позволяет обеспечить максимальную жесткость демпфирующего элемента - гибкого валика и втулки на режиме максимальной мощности (на высоте) и переменную жесткость на крейсерском и переходном режимах работы двигателя за счет снижения напряжений от крутильных колебаний в элементах редуктора. Максимальный угол закрутки ограничен боковыми поверхностями зубчатой пары между срезанной парой зубьев, что обеспечивается на режиме максимальной мощности закрутку гибкого валика на величину, равную шагу зубьев шлицевой пары охватывающей его втулки, и соответственно, упругую закрутку валика при минимальных осевых габаритах редуктора. Необходимость соблюдения условий, при которых большая ось трохоиды рабочей камеры перпендикулярна оси вала винта и пересекает ее или расположена под острым или прямым углом









Класс F02B53/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности роторно-поршневых двигателей или двигателей с качающимися рабочими органами, обусловленные внутренним сгоранием
Класс F02B61/00 Приспосабливание двигателей для привода транспортных средств или судовых и воздушных движителей; комбинации двигателей с механическими передачами
Класс F02B61/04 для привода воздушных или судовых движителей