способ нанесения твердого смазочного покрытия
Классы МПК: | F16N15/00 Смазка веществами, отличающимися от масла или консистентных мазей; смазка, отличающаяся применением особых смазочных материалов в специальных аппаратах или при особых условиях |
Автор(ы): | Копф И.А., Морозов Н.Ф., Овумян Г.Г. |
Патентообладатель(и): | Копф Илья Абрамович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-02-12 публикация патента:
10.04.1998 |
Способ нанесения твердого смазочного покрытия предназначен для систем, работающих при высоких температурах. В способе нанесения твердого смазочного покрытия, основанного на приработке узлов трения в среде смазочного материала, устраняют во всем диапазоне нагрузок приработки кромочный контакт между поверхностями трения, после чего осуществляют приработку в суспензии порошка твердосмазочного покрытия в густой смазке, например в литоле, при переменной нагрузке, достигающей предела заедания густой смазки. Кромочный контакт между поверхностями трения устраняют в абразивной среде как перед, так и в процессе приработки, перед началом эксплуатации удаляют суспензию; нагрузку в процессе приработки увеличивают ступенчато, а предельную ступень нагрузки при приработке определяют по нестабильности коэффициента трения. 6 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Способ нанесения твердого смазочного покрытия на поверхности трения, основанный на приработке узлов трения в среде смазочного материала, отличающийся тем, что во всем диапазоне нагрузок приработки устраняют кромочный контакт между поверхностями трения, после чего осуществляют приработку в суспензии порошка твердосмазочного покрытия в густой смазке, например в литоле, при переменной нагрузке, достигающей предела заедания густой смазки. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что кромочный контакт между поверхностями трения устраняют перед приработкой. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что кромочный контакт между поверхностями трения устраняют в процессе приработки. 4. Способ по пп.1 - 3, отличающийся тем, что кромочный контакт между поверхностями трения устраняют в абразивной среде. 5. Способ по пп.1 - 3, отличающийся тем, что перед началом эксплуатации узла трения удаляют суспензию. 6. Способ по п.1, отличающийся тем, что нагрузку в процессе приработки увеличивают ступенчато. 7. Способ по п.1, отличающийся тем, что предельную ступень нагрузки приработки определяют по нестабильности коэффициента трения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технологии нанесения твердых смазочных покрытий на поверхности трения машин, механизмов, приборов, контактных систем, систем обработки металлов и пластмасс давлением и резанием, особенно в условиях, когда жидкие и пластичные смазочные материалы неприменимы (системы, работающие при высоких температурах, в атомной энергетике, пищевой промышленности). Известен способ нанесения твердого смазочного покрытия на поверхности трения, основанный на обезжиривании, нанесений и отверждении слоев твердой смазки, последующей пластической деформации слоев, отверждении и охлаждении их [1]. Недостатком этого способа является относительно низкая нагрузочная способность твердосмазочного покрытия. Наиболее близким, принятым за прототип, является способ нанесения твердого смазочного покрытия на поверхности трения, основанный на приработке узлов трения в среде смазочного материала [2]. Недостатком указанного способа также является низкая нагрузочная способность и долговечность твердосмазочного покрытия. Задачей изобретения является увеличение нагрузочной способности и долговечности контакта с твердосмазочным покрытием, повышение экологичности его применения. Задача решается тем, что в способе нанесения твердосмазочного покрытия, основанном на приработке узлов трения в среде смазочного материала, устраняют во всем диапазоне нагрузок приработки кромочный контакт между поверхностями трения, после чего осуществляют приработку в суспензии порошка твердосмазочного покрытия в густой смазке, например в литоле, при переменной нагрузке, достигающей предела заедания в густой смазке. Кромочный контакт между поверхностями трения устраняют в абразивной среде как перед, так и в процессе приработки; перед началом эксплуатации узла трения удаляют суспензию; нагрузку в процессе приработки увеличивают ступенчато, а предельную ступень нагрузки приработки определяют по нестабильности коэффициента трения. Предлагаемый способ позволяет увеличить нагрузочную способность твердосмазочного покрытия и долговечность, обеспечивает высокую экологичность его применения. На фиг. 1 приведена зависимость коэффициента трения герцевского контакта (ось ординат) от наибольшей нагрузки приработки и времени приработки при данном уровне нагрузки (оси абсцисс); на фиг. 2 - зависимость коэффициента трения кромочного контакта (ось ординат) от нагрузки после удаления суспензии (ось абсцисс). Предлагаемый способ реализуется следующим способом. Пример 1. Приработка прямозубых эвольвентных зубчатых передач (m=4мм, а= 100 мм, z1/z2 = 16/34, x1/x2 = 0.8/-0.8 с твердостью зубьев HRC






Класс F16N15/00 Смазка веществами, отличающимися от масла или консистентных мазей; смазка, отличающаяся применением особых смазочных материалов в специальных аппаратах или при особых условиях