электротермический привод для раздвижных дверей наземного транспорта
Классы МПК: | E05F15/20 с автоматическим управлением, например с помощью фотоэлементов, электромагнитных волн, термостатов или с помощью средств, срабатываемых при дожде или при пожаре B60J5/06 скользящие, складные |
Автор(ы): | Гулин С.А., Вейтцель О.О. |
Патентообладатель(и): | Петербургский государственный университет путей сообщения |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-07-15 публикация патента:
27.06.1998 |
Электротермический привод для раздвижных дверей может быть использован в качестве привода и в других устройствах. Привод содержит прямоугольный в сечении корпус с двойными стенками: наружными - из металла и внутренними - из твердого термостойкого изоляционного материала и с продольными направляющими пазами. На верхней и нижней стенках корпуса выполнены сквозные отверстия для охлаждения и смазки. Внутри корпуса установлен силовой элемент, который представляет собой сдвоенную ленту из материала с обратимой термической памятью формы, которая изогнута волнообразно по длине и содержит множество симметричных волн. Между внутренними сторонами ленты установлена прокладка из термостойкого изоляционного материала, а на пересечении вертикальных участков ленты с ее продольной горизонтальной осью на ленте установлены направляющие элементы, которые своими цапфами входят в направляющие пазы. Внутри корпуса содержится подвижный элемент со штоком. Свободный конец штока выходит наружу корпуса и через проушину шарнирно крепится к раздвижным дверям. С противоположной стороны подвижного элемента установлена петля, образованная сдвоенной лентой с прокладкой, а противоположные концы которой образуют выводы для присоединения к электроцепи. При работе электроцепь замыкается, силовой элемент нагревается и принимает растянутую зигзагообразную форму. Направляющие перемещаются вместе с лентой, сохраняя продольную устойчивость ленты от прогиба и смещения от центра устройства. Подвижный элемент со штоком перемещается вправо, открывая двери подвижного средства на время остановки. После окончания остановки отключается электропитание и силовой элемент охлаждается до пониженной температуры, также заложенной в память формы, и возвращается в исходное ("холодное") положение, при этом шток, перемещаясь влево, закрывает выдвижные двери. Применение электротермического привода для раздвижных дверей наземного транспорта дает значительный технический и экономический эффект. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
Электротермический привод для раздвижных дверей наземного транспорта, содержащий прочный корпус, в котором установлен силовой элемент из материала с обратимой термической памятью формы, один конец которого укреплен жестко в торце корпуса, а другой - в подвижном элементе со штоком, отличающийся тем, что корпус выполнен прямоугольным в поперечном сечении и содержит двойные стенки: внутренние - из твердого термостойкого изоляционного материала, причем с продольными направляющими пазами прямоугольного сечения по средней линии на внутренней стороне боковых стенок, а снаружи корпус выполнен металлическим и имеет на верхней и нижней стенках сквозные отверстия для охлаждения и смазки, причем указанный силовой элемент выполнен в виде сдвоенной ленты с тонкой промежуточной прокладкой из гибкого термостойкого изоляционного материала между внутренними сторонами сдвоенной ленты, которая многократно, одинаково и согласованно изогнута волнообразно по своей длине и содержит множество, например три и более, симметричных относительно продольной горизонтальной оси волн, а на пересечении вертикальных прямолинейных участков ленты с ее продольной горизонтальной осью на ленте установлены направляющие подвижные элементы из термостойкого диэлектрического материала, которые входят своими цилиндрическими или роликовыми цапфами в прямоугольные направляющие пазы боковых стенок корпуса, при этом нагревательным элементом является сама лента, торцевые свободные концы которой выведены из корпуса наружу и образуют выводы для присоединения к источнику электрического тока.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к элементам наземного транспорта, а именно к электротермическому приводу для автоматического открывания и закрывания раздвижных дверей наземного транспорта, хотя может быть использовано в качестве привода и в других устройствах. Как известно, наземный транспорт, такой, к примеру, как электропоезда, поезда метро, троллейбусы, автобусы, содержат автоматические раздвижные двери для обеспечения входа и выхода пассажиров. Автоматические раздвижные двери указанных видов наземного транспорта по своей конструкции бывают: задвижные с внутренней подвеской; створчатые; поворотно-раздвижные; задвижные с наружной подвеской. Приводные механизмы, указанных раздвижных дверей, как привило, представляют собой пневматические или электромеханические устройства, содержащие пневмоцилиндры или редукторы и систему рычажных передач. К известным аналогам можно отнести, к примеру, наружные раздвижные двери вагонов электропоездов ЭР2 (см. книгу: Электропоезд ЭР2. /Под ред. И.К.Петушкова, изд. - М.: Транспорт, 1971, с.6...7, рис. 2 и с. 9, рис. 4), которые являются по сути двухстворчатыми задвижными дверьми с внутренней подвеской, т.е. каждая из створок дверей подвешена на рейке с помощью кронштейнов, которая, опираясь на два ряда шариков, заложенных в сепаратор), перемещается в швеллерообразном рельсе. Над этими раздвижными дверьми установлены два пневматических цилиндра, штоки которых кинематически связаны со створками дверей и которые управляются электропневматическими вентилями из кабины машиниста. Подача сжатого воздуха в переднюю или заднюю полость пневмоцилиндра таким образом закрывает или открывает двери. Такое устройство привода имеет следующие недостатки:а) сложно по конструкции, поскольку включает в себя целый комплекс вспомогательных пневмоустройств: воздухораспределители, магистральный воздухопровод, различные воздушные резервуары, соединительные трубы и пр.;
б) для работы необходимо наличие сжатого воздуха, т.е. в конечном счете наличие компрессора, привода к нему и др.;
в) наличие в пневмосистеме многих и сложных в эксплуатации элементов: различных патрубок, сальников, прокладок, поршней, уплотнений и др., что значительно снижает надежность всей системы;
г) пневмосистема для своего размещения требует много места и требует значительных материальных затрат при ее обслуживании в эксплуатации. К известным аналогам относятся и ширмовые двери на трамвайных вагонах РВЗ-6М2 и ЛМ-68М, где эти двери имеют также пневматический привод (см. Иванов М. Д. и др. Устройство и эксплуатация трамвая. -М.: Высшая школа, 1985, с. 57, рис. 42; с. 59, рис. 43; с. 74, рис. 56) и являются четырехстворчатыми, где две створки соединены между собой шарнирно и представляют половину двери. Каждая половина двери с помощью верхней и нижней цапф установлена в гнездах, прикрепленных кронштейнами к каркасу кузова. Для открывания и закрывания этих дверей используются двухступенчатые пневматические цилиндры сложной конструкции. К недостаткам привода таких дверей относятся те же известные (описанные выше) недостатки по пунктам (а) - (г) и, кроме того, (д) дверные пневматические цилиндры являются двухступенчатыми и весьма сложной конструкции. К известным аналогам относятся и задвижные двери наружной подвески (см. книгу: Устройство и эксплуатация трамвая, с. 53, абз. 2 и с. 69. рис. 2) с электроприводом и роторно-цепной передачей, которые устанавливаются, к примеру, на трамвайных вагонах КТМ-5М3. Такие двери наружной подвески управляются с помощью электропривода, который содержит электродвигатель и двухступенчатый червячно-цилиндрический редуктор с фрикционной муфтой, кинематически связанной цепной передачей с дверью. К недостаткам привода такого устройства относятся:
е) необходимость наличия автономного электродвигателя для каждых дверей с редукторно-цепной передачей к нему;
ж) наличие привода для каждой двери вагона является дорогим устройством и экономически невыгодным. К известным аналогам также относится привод ширмовых дверей, которыми оборудованы трамвайные вагоны Т - 3 (см. книгу: Устройство и эксплуатация трамвая, с. 6, рис. 1 и с.53, рис. 39), где привод дверей вагона состоит из электродвигателя и двухступенчатого червячно-цилиндрического редуктора, которые закреплены на общем поддоне (основании) и через двуплечий рычаг, установленный на оси редуктора, при помощи тяг соединяется кинематически с рычагами створок дверей и управляет ими. Редуктор содержит фрикционную муфту (с усилием 150 H, т.е. 15 кгс), что предохраняет двигатель от повреждений при попадании какого-либо предмета между створками дверей и позволяет при необходимости открыть двери вручную. К недостаткам привода этого устройства относятся вышеперечисленные недостатки по пунктам: е), ж). Из вышеприведенных аналогов приводов раздвижных дверей очевидно, что известные приводы имеют существенные и органические недостатки и представляют собой или только пневматические приводы, или электромеханические. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому техническому решению является электротермический привод для раздвижных дверей наземного транспорта по патенту США 4706330, кл. E 05 F 15/20, 1987, содержащий прочный корпус, в котором установлен силовой элемент из материала с обратимой термической памятью формы, один конец которого укреплен жестко в торце корпуса, а другой - в подвижном элементе со штоком. Описанное устройство имеет следующие недостатки:
з) при жесткой заделке концов ленты в местах ее крепления лента имеет в этом месте резкие перегибы формы, которые при работе в моменты выгибания и "выворачивания" ленты в обратную сторону не выдерживают изгибающих нагрузок и разрушаются прежде всего в этих местах;
и) частота нагрева и охлаждения (примерно 1 Гц) силового элемента, а следовательно, и скорость изменения формы ее самопроизвольно и не поддается регулированию, что также ведет к форсированному износу. Задачей изобретения является создание электротермического привода для раздвижных дверей наземного транспорта (в дальнейшем: электротермический привод), свободного от вышеперечисленных недостатков известных аналогов (см. пункты (а) - (и)). Задача решается тем, что предлагаемое устройство содержит прочный корпус, который выполнен прямоугольным в поперечном сечении и имеет двойные стенки: внутренние - из твердого термостойкого изоляционного материала, причем с продольными направляющими пазами прямоугольного сечения по средней линии на внутренней стороне боковых стенок, а снаружи корпус выполнен металлическим и имеет на верхней и нижней стенках сквозные отверстия для вентиляции и смазки, в корпусе установлен силовой элемент из материала с обратимой термической памятью формы, который выполнен в виде сдвоенной (бифилярной) ленты с тонкой промежуточной прокладкой из гибкого термостойкого изоляционного материала, одинаково и согласованно изогнутой волнообразно по всей длине, и содержит множество (к примеру, три и более) симметричных относительно продольной горизонтальной оси волн, а на пересечении вертикальных прямолинейных участков ленты с ее продольной горизонтальной осью на ленте установлены направляющие элементы, которые своими цилиндрическими цапфами входят в прямоугольные направляющие пазы боковых стенок, при этом нагревательным элементом является сама лента, торцовые свободные концы которой выведены из корпуса наружу для присоединения к источнику электрического тока. Силовой элемент охлаждается при работе за счет конвекции воздуха или принудительного его подвода. Новизна изобретения состоит в том, что в качестве силового элемента применен двойной (бифилярный) элемент из материала с обратимой термической памятью формы в виде волнообразно и симметрично изогнутой ленты с тонкой промежуточной прокладкой из гибкого термостойкого изоляционного материала между внутренними сторонами. На пересечении вертикальных прямолинейных участков ленты с ее продольной горизонтальной осью на ленте установлены направляющие элементы из диэлектрического материала, которые входят своими цилиндрическими или роликовыми цапфами в прямоугольные пазы боковых стенок корпуса и способствуют устойчивости силового элемента в работе. Нагревательным элементом является сама сдвоенная (бифилярная) лента силового элемента, торцовые свободные концы которой выведены из корпуса и жестко закреплены в нем для присоединения к источнику электрического тока и образуют таким образом более надежные разборные неподвижные контакты. Прочный корпус устройства выполнен двойным: изнутри - из твердого термостойкого изоляционного материала, а снаружи - металлическим, со сквозными отверстиями для охлаждения и смазки. Таким образом, благодаря использованию силового элемента в виде волнообразно и симметрично изогнутой двойной (бифилярной) ленты с изоляционной прокладкой в середине и наличию подвижных направляющих элементов, двойного прочного корпуса: изоляционного внутри и металлического снаружи, отсутствию специального нагревающего элемента, отсутствию резких перегибов в форме ленты силового элемента и знакопеременных механических нагрузок и "выворачиванию" ленты на другую сторону при работе, а также коротковременному включению на нагрев силового элемента оператором (или управляющим устройством) только на время работы (открывание дверей) появляются новые свойства, такие как простота конструкции, надежность, долговечность, компактность, удобство в эксплуатации и низкая стоимость. К технико-экономическим преимуществам предлагаемого технического решения относятся:
н) устройство развивает значительные усилия и обеспечивает большое перемещение подвижного элемента со штоком при работе;
о) при работе отсутствуют знакопеременные нагрузки силового элемента, что увеличивает срок службы устройства;
п) устройство работает в управляемом повторно-кратковременном режиме, причем время паузы во много раз больше, чем время работы;
р) отсутствие специального нагревательного элемента значительно упрощает конструкцию;
с) силовой элемент имеет плавные, скругленные и симметричные формы, что исключает возникновение значительных напряжений;
т) устройство легко и просто управляется и обслуживается при эксплуатации;
у) силовой элемент содержит направляющие элементы, которые обеспечивают устойчивость ленты от прогиба при ее работе;
ф) устройство надежно защищено от попадания электрического потенциала на корпус и шток;
х) неподвижные разборные контакты (сбалчиваемые) более надежны, чем известные, коммутирующие электроконтакты;
ц) устройство весьма просто по конструкции, надежно, дешево и компактно. На фиг. 1 показан электротермический привод в продольном сечении, в отключенном ("холодном") положении;
на фиг. 2 - то же, вид сверху, в отключенном ("холодном") положении;
на фиг. 3 - вид А на фиг. 1;
на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 1;
на фиг. 5 - вид В на фиг. 1;
на фиг. 6 - электротермический привод в продольном сечении, во включенном ("нагретом") положении. На чертежах обозначены:
P - направление усилий и хода подвижного элемента со штоком;
l - длина силового элемента в отключенном ("холодном") положении;
L - длина силового элемента во включенном ("нагретом") положении;
b - расстояние между вертикальными прямолинейными параллельными участками силового элемента в отключенном ("холодном") положении;

R - наружный радиус изгиба силового элемента;
r - внутренний радиус изгиба силового элемента. Предлагаемый электротермический привод (см. фиг. 1 - 6) содержит прочный корпус 1, к примеру, прямоугольный в поперечном сечении, выполненный с двойными стенками, поскольку состоит из наружного корпуса 2, выполненного из металла, к примеру из конструкционной листовой стали, и из внутреннего корпуса 3, плотно установленного в наружном корпусе 2 и выполненного из твердого термостойкого изоляционного материала (к примеру, из слоистого пластика марки СТ-1 или марки КАСТ - В, или отпрессован из пластмассы марки АГ-4С и др.), причем на внутренних боковых стенках корпуса 3, по средней линии их, выполнены продольные направляющие пазы 4 прямоугольного сечения. С левого торца корпус 1 содержит прямоугольную торцовую стенку 5, а справа - торцевую стенку 6, которые выполнены из того же материала, что и внутренний корпус 3. Внутри корпуса 1 установлен силовой элемент 7, который представляет собой сдвоенную (бифилярную) ленту 8, выполненную из материала с обратимой термической памятью формы (к примеру, из титано-никелевого сплава NiTi), которая многократно, одинаково и согласованно изогнута волнообразно по всей своей длине и содержит множество (к примеру, три и более) симметричных относительно продольной оси устройства волн. Количество "волн" определяется требованием конкретной конструкции. Между внутренними сторонами сдвоенной (бифилярной) ленты 8 установлена тонкая и гибкая промежуточная прокладка 9 из термостойкого материала (к примеру, из полихлорвинила прокладочного или др.). В исходном ("холодном") положении (см. фиг. 1) силовой элемент 7 находится как бы в "сжатом" состоянии, т.е. его вертикальные прямолинейные участки (между участками с радиусами скруглений: внутренними - r и внешними - R) ленты 8 параллельны друг другу. На пересечении вертикальных прямолинейных участков ленты 8 с ее продольной горизонтальной осью, на ленте 8 силового элемента 7 установлены направляющие элементы 10 (к примеру, с помощью заклепок 11), которые выполнены из термостойкого диэлектрического материала и входят своими цилиндрическими цапфами 12 (цапфы могут быть выполнены в виде цилиндров или роликов) в продольные направляющие пазы 4 боковых стенок корпуса 3 (см. фиг. 1, 4 и 6). Между торцовыми стенками 5 и 6 внутри корпуса 1 содержится прямоугольный подвижный элемент 13 со штоком 14, установленным на нем с помощью фланцевой втулки 15 и крепящего элемента 16 (к примеру, винта или болта, с выступающей головкой или "впотай"). Противоположный конец штока 14 через торцовую стенку 6 и направляющую фланцевую втулку 17 выходит наружу корпуса 1 и через, к примеру, проушину 26 шарнирно присоединяется к управляемым дверям (не показаны). С противоположной штоку 14 стороны в подвижном элементе 13 установлены петля 18, образованная сдвоенной лентой 8 с прокладкой 9 и закрепленная с помощью цилиндрического пальца 19, а противоположный сдвоенный торцовый конец ленты 8 укреплен жестко по центру торцовой стенки 5 с помощью крепящих элементов 16 и выступающие наружные свободные концы ленты 8 образуют выводы 20 для присоединения источника электрического питания, так как силовой элемент 7, выполненный, к примеру, из титано-никелевого сплава в виде сдвоенной (бифилярной) ленты 8, одновременно является и нагревательным элементом, поскольку обладает большим омическим сопротивлением (близким к нихрому). Корпус 1 совместно с наружным корпусом 2 и внутренним 3 жестко связан в единое целое крепящими элементами 16 с торцовыми стенками 5 и 6 и имеет на своей верхней и нижней стенках многочисленные сквозные отверстия 21, расположенные в "шахматном" порядке, для естественного охлаждения силового элемента 7 при работе, за счет конвекции или для принудительного подвода охлаждающего воздуха, а также для смазки. Между подвижным элементом 13 и торцовой стенкой 6 на шток 14 надеты демпфирующие элементы, к примеру шайбы 22 (резиновые, кожаные или др.). При необходимости (к примеру, для ускорения возвращения в исходное положение силового элемента 7) возможна установка возвратной пружины 25. Корпус 2 снизу содержит жестко установленные (к примеру, приваренные) опорные втулки 23 с планками 24 для крепления устройства, к примеру, к стенке или полу транспортного средства. При работе (см. фиг. 1 и 6) в начальный момент устройство находится в отключенном положении и силовой элемент 7 имеет температуру окружающей среды, т.е. условно является "холодным". На остановке водитель транспортного средства на пульте выключателем 27 замыкает электрическую цепь устройства и электрический ток через выводы 20 пойдет через ленту 8 силового элемента 7 и нагреет ее. Достигнув определенной величины повышения температуры, заложенной в термическую память силового элемента 7, лента 8 примет растянутую зигзагообразную форму с образованием между ее прямолинейными участками углов

Класс E05F15/20 с автоматическим управлением, например с помощью фотоэлементов, электромагнитных волн, термостатов или с помощью средств, срабатываемых при дожде или при пожаре
Класс B60J5/06 скользящие, складные