стеклоподъемник с приводом из нитинола с двойной памятью
Классы МПК: | B60J1/17 вертикально E05F15/20 с автоматическим управлением, например с помощью фотоэлементов, электромагнитных волн, термостатов или с помощью средств, срабатываемых при дожде или при пожаре |
Автор(ы): | Опара А.А., Шаймарданова Т.И. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Калужский завод автомобильного электрооборудования" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-06-22 публикация патента:
10.01.2003 |
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоподъемникам, и может быть использовано в механизмах подъема-опускания стекол, люков крыши транспортного средства. Устройство содержит U-образный стержень из нитинола 7, отформованный на "двойную память" и укрепленный в нижних плечах Х-образных рычагов 5, которые воздействуют на верхнюю направляющую 2 со стеклом 4 через бегунки 3, что обеспечивает возможность автоматической работы стеклоподъемника в заданном температурном режиме без участия водителя. Технический результат заключается в повышении комфортности для деятельности человека при создании в салоне транспортного средства заданной температуры и обеспечении безопасности движения. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Стеклоподъемник, содержащий закрепленные на двери автомобиля направляющие, в которых перемещаются бегунки, шарнирно соединенные с плечами Х-образных рычагов, и привод их перемещения, отличающийся тем, что привод перемещения выполнен в виде U-образного стержня из нитинола, установленного в нижние плечи, Х-образных рычагов и обладающего "двойной памятью" формы для обеспечения возможности автоматической работы в заданном температурном режиме за счет сжатия при охлаждении и разжима при повышении температуры.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоподъемникам, и может быть использовано в механизмах подъема - опускания дверных стекол, люков крыш транспортных средств. Известен стеклоподъемник (заявка JP 61-200024, В 60 J 1/17), содержащий направляющие, тросовую систему и электропривод [1]. Известен также стеклоподъемник ( SU 1141025, кл. B 60 J 1/17, E 05 F 11/42, с приводом перемещения, выполненный в виде элементов с эффектом памяти формы, связанные с электроподогревом [2]. К недостаткам известной конструкции можно отнести отвлечение водителя во время движения автомобиля для включения и выключения стеклоподъемника. Известен также стеклоподъемник (заявка JP 60-711319,В 60 J 1/00, Е 05 F 15/16), выбранный в качестве прототипа, содержащий направляющие, Х-образные рычаги, электропривод. Недостатком также является отвлечение водителя от дорожной ситуации для включения и выключения стеклоподъемника, что может привести к аварийной ситуации [3]. Задачей предлагаемого технического решения является повышение комфортности за счет обеспечения нормальной деятельности человека при создании в салоне транспортного средства заданной температуры, что в свою очередь обеспечивает безопасность дорожного движения. Указанный технический результат в заявляемом техническом решении достигается за счет того, в стеклоподъемнике, содержащем закрепленные на двери автомобиля направляющие, в которых перемещаются бегунки, шарнирно соединенные с плечами Х-образных рычагов, сочлененных с электроприводом, в нижние плечи Х-образных рычагов установлен привод, выполненный в виде U-образного стержня из нитинола, обладающего "двойной памятью" и работающего автоматически в пределах заданного температурного режима. Изобретение поясняется чертежом, на котором изображена кинематическая схема указанного стеклоподъемника. Стеклоподъемник содержит укрепленные в двери 1 направляющие 2, в которых перемещаются бегунки 3. В верхней направляющей с возможностью перемещения в двери 1 закреплено стекло 4. В направляющих 2 установлены бегунки 3, шарнирно соединенные с плечами Х-образных рычагов 5 с помощью осей 6. К нижним осям 6 бегунков крепится U-образный стержень 7. Приводом Х-образных рычагов служит U-образный стержень из нитинола - сплава никеля с титаном, обладающего "двойной памятью". Для получения эффекта "двойной памяти" производят последовательные технологические операции. Вначале нагружают U-образный стержень грузом и несколько раз нагревают и охлаждают его, например, до +25oС. Циклические переходы аустенита в мартенит и обратно вырабатывают "вторую память" - память холодной формы. При этом получается материал, который без участия внешних сил самопроизвольно деформируется при охлаждении в одном направлении, а при нагреве - в противоположном при незначительном колебании температуры в пределах, например, +25oС. Стеклоподъемник работает следующим образом. При температуре ниже +25oС стержень из нитинола 7 холодный и стремиться сжаться, воздействует на нижние плечи Х-образных рычагов 5, бегунки 3 сжимаются, при этом верхняя направляющая 2 со стеклом 4 находятся в верхнем положении двери 17. Окно транспортного средства закрыто. При повышении температуры более +25oС стержень из нитинола 7 нагревается и начинает разжиматься, воздействуя на плечи Х-образных рычагов, при этом бегунки 3 воздействуют на верхнюю направляющую 2. Верхняя направляющая 2 со стеклом 4 перемещается в нижнее положение, окно открывается. При этом температура в салоне транспортного средства достигает заданных значений, и цикл повторяется. Таким образом, периодическая работа стеклоподъемника позволяет поддерживать температуру в салоне транспортного средства около +25оС. Применение предлагаемого технического решения по сравнению с прототипом позволяет обеспечить поддержание заданной температуры в салоне транспортного средства автоматически для обеспечения нормальной деятельности человека. Источники информации1. Заявка Японии N 60-200024, В 60 J 1/17. 2. Авторское свидетельство SU 1141025, B 60 J 1/17. 3. Заявка Японии N 60-711319, В 60 J 1/00, Е 05 F 15/16.
Класс E05F15/20 с автоматическим управлением, например с помощью фотоэлементов, электромагнитных волн, термостатов или с помощью средств, срабатываемых при дожде или при пожаре