стояночный тормоз железнодорожного транспортного средства
Классы МПК: | B60T17/06 установка и конструктивные особенности резервуаров B61H11/02 автоматически действующих тормозов |
Автор(ы): | Гуляев В.В., Мельников Г.Ф. |
Патентообладатель(и): | Гуляев Виктор Васильевич, Мельников Геннадий Федорович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-04-16 публикация патента:
20.04.1999 |
Стояночный тормоз железнодорожного транспортного средства применяется на железнодорожном транспорте, а именно в стояночных тормозах подвижного состава. Стояночный тормоз содержит фиксирующее устройство с пневматическим и ручным приводами и стягивающее тормозное устройство с ручным приводом, предназначенные для автоматического механического фиксирования тормозных средств в заторможенном состоянии при полной утечке воздуха из пневматической тормозной системы, автоматического и ручного отпуска тормозов, а также ручного затормаживания и отпуска тормозов транспортного средства. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Стояночный тормоз железнодорожного транспортного средства, содержащий тормозное фиксирующее устройство, включающее в себя цилиндрический корпус, фиксатор с пневматическим и ручным приводом, соединительную тягу для соединения тормозного фиксирующего устройства с тормозной рычажной передачей транспортного средства, отличающийся тем, что он снабжен стягивающим тормозным устройством с ручным приводом, соединительная тяга выполнена со скосами, а фиксатор выполнен в виде винтового зажима, включающего в себя две фиксирующие планки, установленные с возможностью взаимодействия со скосами соединительной тяги, два болта с правой и левой резьбой, установленные с возможностью прижимания фиксирующих планок к скосам соединительной тяги, и две гайки с правой и левой резьбой.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к стояночным тормозам подвижного состава. Известны системы стояночных тормозов железнодорожного транспорта, которые используют дополнительные тормозные цилиндры и клинья для удержания штока тормозного цилиндра в заторможенном состоянии (см. авт.св. СССР N 330055, МКИ B 60 T 17/16; ав.св. СССР N 468476, МКИ B 60 T 17/16; авт.св. СССР N 774983, МКИ B 60 T 17/16; авт.св. СССР N 694410, МКИ B 60 T 17/16). Известен также "Автоматический стояночный тормоз железнодорожного средства" по авт.св. СССР N 1819788, B 60 T 17/16, B 61 H 11/02, 1993 - прототип изобретения, который для фиксации штока тормозного цилиндра в заторможенном состоянии колесной пары использует механический фиксатор с цангами для удержания специальной упорной тяги, связанной через тормозную систему со штоком тормозного цилиндра. Фиксатор известного устройства состоит из цилиндрического корпуса и цангового зажима, выполненного из трех конусных цанг, который, скользя по внутренней поверхности конуса, прижимается к упорной тяге под воздействием пружины, установленной между крышкой корпуса и цангами. В центре крышки имеется отверстие для упорной тяги, проходящей между цангами в отверстие упорного фланца. С противоположного торца корпуса фиксатора на трех шпильках закреплен упорный фланец с навернутой на него отжимной гайкой, имеющей трехзаходную резьбу. Недостатком решения базовой конструкции автоматического стояночного тормоза железнодорожного транспортного средства у прототипа является то, что он может только фиксировать заторможенное состояние транспортного средства и отпускать его тормоза, но не в состоянии сам произвести затормаживание транспортного средства вручную. Указанный недостаток затрудняет производство маневровой работы с подвижным составом, у которого неисправны пневматические тормоза, так как использовать стояночный тормоз при этом невозможно. Кроме того, фиксатор стояночного тормоза у прототипа представляет собой металлоемкую конструкцию с большим весом и достаточно сложной технологией изготовления. Задачей изобретения является разработка конструкции автоматического стояночного тормоза железнодорожного транспортного средства. Техническим результатом, ожидаемым от изобретения, является расширение и придание тормозу дополнительной функции ручного затормаживания и отпуска тормозов. Указанный технический результат достигается за счет включения в конструкцию стояночного тормоза стягивающего тормозного устройства и использования в качестве фиксатора винтового зажима. Изобретение поясняется чертежом. На чертеже представлен стояночный тормоз железнодорожного транспортного средства. Тормоз содержит стягивающее и фиксирующее устройствa с пневматическим и ручным приводом, включающее в себя корпус 1, соединительную тягу 5, 13 для соединения тормозного фиксирующего устройства с тормозной рычажной передачей транспортного средства; фиксатор тяги, кинематически связанный с пневматическим приводом и состоящий из двух фиксирующих планок 6, спаренных болтов 7 с левой и правой резьбой, двух гаек 8 с левой и правой резьбой, ручного привода фиксатора 10 связанного с пневматическим приводом 11; винтовое стягивающее устройство с ручным приводом, выполненным с возможностью взаимодействия с соединительной тягой для перемещения ее вдоль оси корпуса и состоящее из винтов 3 с левой и правой резьбой, гаек 4 с левой и правой резьбой, звеньев 2 стягивающего тормозного устройства ручного привода 9; регулировочный клапан 12, предназначенный для подачи (выпуска) воздуха в пневматический цилиндр при достижении давления воздуха в тормозной магистрали до установленного уровня; другую соединительную тягу 14 для соединения стягивающего устройства с фиксирующим устройством. Автоматическое фиксирование транспортного средства в заторможенном состоянии с помощью фиксатора стояночного тормоза железнодорожного транспортного средства осуществляется при снижении давления воздуха в контролируемой магистрали (тормозной магистрали вагона или питательной магистрали локомотива) до установленного уровня с помощью регулировочного клапана 12. При этом регулировочный клапан 12 соединит пневматический привод 11 с атмосферой, и поршень со штоком под воздействием пружины переместится вправо. Ручной привод фиксатора 10, соединенный со штоком поршня пневматического привода 11, завернет спаренные болты 7 фиксатора до отказа, плотно прижимая фиксирующие планки 6 к скосам соединительной тяги 5, фиксируя ее в положении, соответствующем заторможенному состоянию подвижного состава. При повышении давления в контролируемой магистрали до установленного уровня регулировочный клапан 12, соединит магистраль с пневмоприводом 11, закрыв предварительно канал, сообщающий пневмопривод 11 с атмосферой. Поступивший в пневмопривод воздух, сжимая пружину, переместит поршень со штоком в крайнее левое положение. Соединенный со штоком ручной привод 10 фиксатора вывернет спаренные болты 7, ослабит давление на фиксирующие планки 6 и освободит соединительную тягу 5, 13 со скосами, которая под воздействием возвращающей пружины тормозного цилиндра через систему тормозной рычажной передачи переместится вправо и отпустит тормоза подвижного состава. Ручное затормаживание транспортного средства с помощью стягивающего тормозного устройства предлагаемого стояночного тормоза осуществляется путем вращения его ручного привода 9 и втягивания соединительной тяги 5, 13 со скосами до крайнего левого положения. При этом фиксатор стояночного тормоза с помощью соединительных тяг 14 займет отпущенное положение и не будет препятствовать перемещению соединительной тяги 5, 13. Отпуск тормозов транспортных средств после ручного затормаживания осуществляется вращением рукоятки ручного привода 9 в обратную сторону. Отпуск тормозов заканчивается после перемещения соединительной тяги 5, 13 в крайнее правое положение под действием возвратной пружины тормозного цилиндра и тормозной рычажной передачи транспортного средства. Наличие специального расширенного паза 15 на конце соединительной тяги 5, в которой заведено одно из звеньев 2 стягивающего устройства, позволяет свободно перемещаться соединительной тяге 5 влево при торможении от тормозного цилиндра транспортного средства, когда стягивающие тормозные устройства находятся в свободном, не стянутом состоянии.Класс B60T17/06 установка и конструктивные особенности резервуаров
Класс B61H11/02 автоматически действующих тормозов