сцепное устройство для соединения сельскохозяйственных машин с прицепом
Классы МПК: | A01B51/02 с приводом от двигателя A01B59/00 Устройства, специально приспособленные для соединения животных или тракторов с сельскохозяйственными машинами или орудиями |
Автор(ы): | Бессонов А.Н., Дронов Е.А., Соловьев В.И., Щербаков Е.Н., Чибисова М.В. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество акционерная компания "Туламашзавод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-09-11 публикация патента:
27.12.1999 |
Устройство содержит прицепной элемент транспортного средства, съемно-удерживающее устройство, выполненное составным из двух элементов (3,4)- переднего и опорно-несущего, связанных посредством узла (5). Узел (5) связи переднего и опорно-несущего элементов (3,4) выполнен для обеспечения поворотного движения опорно-несущего элемента (4). Опорно-несущий элемент (4) снабжен на заднем торцевом конце вилками (10) для жесткого съемного соединения с рамой прицепа (2), а на переднем конце - шаровой опорой (13) для имеющегося дышла (11) прицепа, дополнительной стойкой (15) для сидения (16) и опорой (14) для ног водителя, установленных между шаровой опорой (13) и втулками (10). Применение устройства позволит упростить конструкцию и повысить эксплуатационные качества обрабатывающей сельскохозяйственной техники. 10 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10
Формула изобретения
Сцепное устройство для соединения сельскохозяйственных машин с прицепом, содержащее прицепной элемент транспортного средства, съемно-удерживающее устройство, выполненное составным из двух элементов - переднего и опорно-несущего, связанных посредством узла, отличающееся тем, что узел связи переднего и опорно-несущего элементов выполнен для обеспечения поворотного движения опорно-несущего элемента, снабженного на заднем торцевом конце вилками для жесткого съемного соединения с рамой прицепа, а на переднем конце - шаровой опорой для имеющегося дышла прицепа, дополнительной стойкой для сидения и опорой для ног водителя, установленных между шаровой опорой и вилками.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области сельского хозяйства и может быть использовано в конструкциях сцепных устройств, преимущественно для соединения сельскохозяйственных малогабаритных обрабатывающих машин на садовых и приусадебных участках, например мотокультиваторов с прицепом. Известно сцепное устройство для сельскохозяйственной машины, содержащее систему сочлененных тяг, одним концом связанной с транспортным средством, а другим - с парой колес свободного хода прицепного элемента, над которыми размещено сидение (SU 1620038, кл. A 01 B 51/00, 07.01.91). Данные машины повышают удобство при работе на мини-технике на садовых и приусадебных участках, однако они имеют недостаточные эксплуатационные возможности в целом. Наиболее близким изобретением к предложенному является сцепное устройство для соединения сельскохозяйственных машин с прицепом, содержащее прицепной элемент транспортного средства, съемно-удерживающее устройство, выполненное составным из двух элементов - переднего и опорно-несущего (Моделист-конструктор N 3, Москва, Молодая гвардия, 1990, с. 2-4). Задача, на решение которой направлено изобретение, - упрощение конструкции и повышение эксплуатационных качеств обрабатывающей сельскохозяйственной мини-техники. Поставленная задача достигается тем, что узел связи переднего и опорно-несущего элементов выполнен для обеспечения поворотного движения опорно-несущего элемента, снабженного на заднем торцевом конце вилками для жесткого съемного соединения с рамой прицепа, а на переднем конце - шаровой опорой для имеющегося дышла прицепа, дополнительной стойкой для сидения и опорой для ног водителя, установленных между шаровой опорой и вилками. На фиг. 1 - общий вид схемы мотокультиватора с прицепом; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 - то же, в случае отклонения опорного элемента влево; на фиг. 5 - то же в случае отклонения опорного элемента вправо; на фиг. 6 - сцепное устройство, вид сбоку; на фиг. 7 - передний элемент; на фиг. 8 - опорно-несущий элемент; аксонометрия; на фиг. 9 - показан прицеп; на фиг. 10 - прицеп, вид сзади. Сельскохозяйственная машина 1, например мотокультиватор, и, например, автомобильный прицеп 2 связаны съемно-удерживающим устройством, выполненным составным из двух элементов 3, 4 - переднего и опорного-несущего, соседние концы которых вставлены друг в друга и связаны с возможностью поворота посредством узла 5, выполненного в виде оси. На заднем торцевом конце переднего элемента 3 выполнено овальное в вертикальном направлении сквозное отверстие 6 (фиг. 7) а на переднем торцовом конце опорно-несущего элемента 4 выполнено соосное с овальным отверстием сквозное цилиндрическое отверстие 7. Через отверстия 6 и 7 проходит ось 5. Благодаря такому соединению двух элементов 3, 4 сцепного устройства обеспечивается возможность поворотного движения опорно-несущего элемента 4 в обе стороны на некоторый угол относительно горизонтальной плоскости, тем самым компенсируя влияние вертикального смещения прицепа 2 при движении по неровной дороге. Передний элемент 3 шарнирно закреплен на сельскохозяйственной машине 1 прицепным элементом, выполненным в виде проушины 8 и оси 9, допуская поворот прицепа 2 в горизонтальной плоскости вокруг линии соединения проушины транспортного средства. На заднем торцевом конце опорно-несущий элемент 4 снабжен штатными вилками 10, посредством которых он жестко и в то же время съемно связан с рамой прицепа 2. Опорно-несущий элемент 4 выполнен в виде продольной опоры, несущей дышло 11 прицепа. На переднем конце элемента 4 предусмотрен узел зацепления в виде шаровой опоры 12 для взаимодействия с опорной поверхностью 13 автомобильного прицепа 2. Дышло 11 прицепа 2 будет опираться на опорно-несущий элемент 4, обеспечивая тем самым жесткость системы. Кроме того, за счет размещения опоры дышла 1 прицепа 2 в передней части элемента 4 укорачивается база, чем обеспечивается необходимая маневренность прицепа 2. На опорно-несущем элементе, между шаровой опорой и вилками установлены боковые, служащие опорами 14 для ног водителя, трубы и стойка 15, на которой крепится сидение 16. На опорно-несущем элементе предусмотрена также система крепления (не показано) тормозного устройства 17 (педаль тормоза и тяги тормозные) на колеса прицепа 2. Для присоединения автомобильного прицепа 2 к мотокультиватору 1 необходимо ввести вилки 10 в зацепление с трубой рамы прицепа 2, затем, несколько приподняв вверх дышло 11 прицепа 2, ввести его опорную поверхность 13 в зацепление с шаровой опорой 12 и закрепить, как крепят прицеп к автомобилю. Далее вставить элемент 3 в проушину 8 мотокультиватора и закрепить ось 9. Присоединить тормозное устройство 17 (педаль тормоза и тяги тормозные) к колесам прицепа. Применение предложенного технического решения обеспечивает возможность сглаживания динамических нагрузок в цепном устройстве при движении по неровной поверхности, а также расширение эксплуатационных возможностей малогабаритных сельскохозяйственных обрабатывающих машин, например мотокультиваторов, мотоблоков и т.п., за счет механизации трудоемких рабочих процессов на садовых и приусадебных участках, используя обрабатывающую мини-технику совместно со штатным автомобильным прицепом.Класс A01B51/02 с приводом от двигателя
Класс A01B59/00 Устройства, специально приспособленные для соединения животных или тракторов с сельскохозяйственными машинами или орудиями